Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Каминская Елена Николаевна

Программное содержание

  • Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
  • Подвести к пониманию аллегории басни, идеи;
  • Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: легкомыслие, безделие; положительных понятий: трудолюбие.
  • Создание у детей отрицательного и положительного отношения к поведению персонажей басни.
  • Развитие речи.
  • Обогащение и активизация словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД по ознакомлению с басней17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «В мире басен».

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание

  • Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
  • Подвести к пониманию аллегории басни, идеи;
  • Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: легкомыслие, безделие; положительных понятий: трудолюбие.
  • Создание у детей отрицательного и положительного отношения к поведению персонажей басни.
  • Развитие речи.
  • Обогащение и активизация словаря.

Ход деятельности:

Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игра такая»

Дети! Вспомните, пожалуйста, какие жанры в художественной литературе вы знаете? (Ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с новым жанром художественной литературы - басней. Басня – это короткая поучительная история. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.  Итак, басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. В баснях часто говорится о животных, вещях, растениях, а подразумеваются люди, их хорошие и не очень хорошие поступки.

Игра «Скажи наоборот»: В баснях они трудятся и …, разговаривают и …, помогают и … друг другу, добрые и - …, умные и …, ну совсем как люди.

В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо, всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком или персонажем.

На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

И сейчас пришло время послушать басню.

Но прочту ее вам сейчас не я, а ваши друзья нам ее покажут.

Инсценировка басни.

Кто был внимательным и слушал чтение басни, без труда сможет ответить на мои вопросы (воспитатель просит детей отвечать полными предложениями.)

Вопросы по содержанию басни

• О ком говорится в басне?

• О чём Стрекоза просила Муравья?

• Что ответил Муравей?

• В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье. А о каком человеке можно было бы сказать, что он как Муравей из басни?

• А кого можно назвать Стрекозой?

• Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? (ответы детей.)

Эту басню написал Иван Андреевич Крылов. (Демонстрирует портрет И. Крылова.) Он написал ещё много других басен, с которыми вы познакомитесь позже. Басни писали многие писатели, в том числе известные вам -  Лев Толстой (‎Белка и волк · ‎Лев и мышь, Муравей и голубка) Сергей Михалков (‎Ромашка и роза · ‎Аисты и лягушки· ‎Грибы) И только И.А. Крылов превзошёл всех. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.

ФИЗМИНУТКА.

Стрекоза летела, На цветочек села. Крыльями махала, Облака считала.

Раз, два, три, четыре, пять, Надоело мне считать. Лучше дальше полечу, Песенку свою спою

«Дыхание»

Тихо – тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.

Исходное положение – основная стойка. 1 – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек. ; 2 – плавный выдох через нос (2 раза)

Садитесь поудобнее и послушайте басню «Стрекоза и Муравей» ещё раз.        (повторное чтение басни воспитателем)

- Что напоминает вам басня – рассказ, стихотворение или сказку? Объясните, почему вы так думаете. В какой форме написана басня? (проза, стих)

Почему? (есть рифма)

- Когда вы слушали басню, заметили ли в ней интересные, необычные выражения. Например, «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому?   (ответы)

- «Помертвело чисто поле». Что означает слово «помертвело»? Почему так говорят?

Как сказать по-другому?     (ответы)

- «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по-другому?  (ответы)

Погружение в басню – вход в произведение. Девочки стрекозы, мальчики – муравьи.

- Давайте попробуем разыграть басню по ролям. Но чтобы роль получилась нам можно войти в басню, представить как все было,  правильно выбрать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.

- Подумайте, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?

- Каким голосом отвечал ей Муравей?

Педагог проводит интонационное упражнение, предлагая детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья.

Из басен Крылова по свету гуляет много «крылат фраз» - что это?

Например:

«А воз и ныне там»,

«Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона»,

 «Уж сколько раз твердили миру…»,

«За что же не боясь греха, кукушка славит петуха…»

«Ты все пела?  – это дело, так пади же попляши»,

«У сильного всегда бессильный виноват» и др.

- Сегодня мы познакомились с вами с новым жанром художественной литературы. С каким?     (с басней)

Что вам запомнилось, что понравилось в сегодняшнем занятии? Все ли понятно?

Сейчас я вам предлагаю нарисовать любого героя басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Викторина "Сказки А.С.Пушкина"

Предлагаемые задания помогут закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта. учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и ...