Творчество И. А. Крылова в детском чтении
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Елена Викторовна Корякина

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитать в маленьком ребенке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время басни И. А. Крылова. Эти произведения написаны образным языком и их скрытый смысл понятен даже детям. Действующими персонажами как правило выступаю животные и растения, что и привлекает внимание дошкольников.

 

В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринужденной форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_krylova_v_detskoy_literature.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

        АДМИНИСТРАЦИЯ ПОРХОВСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» (сокращенное наименование МБДОУ «Детский сад «Солнышко»)

г. Порхов

«Творчество И.А Крылова в детском чтении»

Подготовила:

Старший воспитатель

высшей категории

Отделения МБДОУ

«Детский сад «Солнышко»

«Детский сад «Орленок»

Корякина Е. В.

 

 Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………...…3
  2. Продукты исследования…………………………………………………………………………..5-7
  1. Понятие юмора и его использование в детской литературе………..........5
  2. Жизнь и творчество Н.Н. Носова………………………………………….6
  3. Художественные особенности юмористических рассказов Н.Н. Носова для детей…………………………………………………………………………..8
  4. Сочетание познавательного, фантастического и сатирического в трилогии о Незнайке…………………………………………………………..…11
  5. Воспитательное значение юмористических произведений Н.Н. Носова для детей…………………………………………………………………….……14
  1. Описание дидактических игр к произведениям Н.Н. Носова для детей……...16
  2. Заключение…………………………………………………………………….…17

Список литературы………………………………………………………………18

Приложение

  1. Введение.

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитать в маленьком ребенке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время басни И. А. Крылова. Эти произведения написаны образным языком и их скрытый смысл понятен даже детям. Действующими персонажами как правило выступаю животные и растения, что и привлекает внимание дошкольников.

В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринужденной форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Цель:

формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с основными баснями И. А. Крылова («Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Лебедь, рак да щука», «Ворона и Лисица», «Чиж и голубь», «Лиса и виноград», «Кукушка и петух»);

- Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басен; учить понимать мораль басен;

- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений;

- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык басен;

- Развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей;

- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Методы исследования: просмотр видео, изучение литературы, прочтение басен автора, обобщение и систематизация результатов.

Продукты исследования:

1 этап - Целеполагание (подготовительный)

Формулировка проблемы - опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме

- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды

- создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр

- рассказы, беседы с детьми о творчестве И. А. Крылова

- определение цели и задач проекта

- ознакомление родителей с планом работы по проекту

-организованная деятельность в книжном уголке:

рассматривание детьми книг И. А. Крылова, иллюстраций к басням

осознание и принятие детьми проблемы

- приобретение необходимой информации в группе и дома

- участие в обсуждении

- принятие задач проекта темы

2 этап - Проектировочный

- планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательным областям

- планирование работы с родителями

3 этап Работа над проектом (практический)

«Познание», «Коммуникация»:

- рассказы, беседы

«Знакомство с творчеством И. А. Крылова», «Хорошие и плохие поступки», «Беседа о насекомых», «Крылатые выражения»

- инсценировка басни «Ворона и лисица»

-проведение литературной викторины «В гостях у дедушки Крылова»

«Здоровье», «Физическая культура»

- пальчиковая гимнастика «Ученые мартышки», «Умный слон»

- подвижные игры «Хитрая лиса», «Кот и мыши».

«Художественное творчество»

- аппликация «Трудолюбивый муравей»

- рисование «Любимый герой басни И. А. Крылова»

- лепка «Хитрая лиса»

- конструирование из бумаги «Виноград»

«Социализация»

- сюжетно-ролевые игры

«В библиотеке», «Мы артисты театра»

-дидактические игры «Угадай басню» (словесные) с использованием отрывков из басен, «Продолжи крылатую фразу», «Собери героя»

«Чтение художественной литературы»

- чтение басен И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Лебедь, рак да щука», «Ворона и Лисица», «Чиж и голубь», «Лиса и виноград», «Кукушка и петух»

- организация выставки книг

-конкурс чтецов басен

- кроссворд по басням И. А. Крылова

Взаимодействие с семьей

- знакомство родителей с ходом работы над проектом

- оформление стендовой информации «Организация детского чтения»

- консультации для родителей: «Развитие детей в театрализованной деятельности»;

-домашний просмотр мультфильмов по сюжетам басен

-изготовление поделок и диафильмов к басням И. А. Крылова

-изготовление костюмов, атрибутов и декораций к инсценировке басни «Ворона и Лисица»

- поход в библиотеку, чтение книг, рассматривание иллюстраций)

- создание совместно с родителями диафильмов к выбранной басне

- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы

- подбор песен, лексического материала (пословицы и поговорки)

- совместное создание атрибутов для театрализованной деятельности

-прослушивание аудио - записи «Басни Крылова»

4 этап - Презентация проекта (заключительный)

Представление результатов

- открытый показ для воспитанников других групп ОДО инсценировки басни «Ворона и лисица»

-выставка диафильмов к басням

-вечер, посвященный творчеству И. А. Крылова

- показ родителям презентации проектной деятельности

- выступления детей по теме проекта

5 этап Аналитический

- анализ выполнения проекта

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

По количеству участников:групповой.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.

По продолжительности:среднесрочный (четыре недели).

Авторы проекта: Салимон Татьяна Александровна - воспитатель

Хуснутдинова Екатерина Васильевна - воспитатель

Структура проекта:

Актуальность:

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время- басни.

В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.

Цель:

формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.

Задачи проекта:

-учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;

-познакомить детей с баснями через драматизацию, художественную деятельность;

-учить понимать мораль басен; образный язык басен;

-формировать эмоционально-образное восприятие произведений;- развивать у детей адекватную, оценочную деятельность, как собственного поведения, так и поступков окружающих;- стимулировать появление у воспитанников положительных черт характера и корректировать нежелательные;-развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей;- познакомить детей с некоторыми словами-архаизмами и их современными эквивалентами;- развивать умение создавать образ героя посредством использования костюма, жестов, мимики;-приобщить родителей к семейному чтению литературы;-обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

-выбор темы проекта;

- анкетирование родителей;

-постановка целей и задач проекта;

-подборка наглядного материала, мультипликационной продукции,   музыкального сопровождения;

- подборка книг с иллюстрациями;

- подготовка атрибутов для драматизации;

- консультации для родителей.

Анкетирование родителей:

1)Читаете ли вы своему ребёнку книги?

2)Какие произведения вы читаете ребёнку? (перечислите)

3)Что больше нравится вашему ребёнку? (сказки, стихи, рассказы, прочее.)

4)Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

5)Каких жанров книги есть в библиотеке ребёнка? (перечислите)

Организационный этап:организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.

План реализации проекта:

Срок исполнения

Мероприятия

Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности

Ответственные

1неделя

Анкетирование родителей  с целью выявления предпочтений детей, жанров художественной литературы.

Воспитатели

2 неделя

Презентация «Что такое басня?»

Чтение и обсуждение басен  И. А. Крылова.

Раскрашивание картинок  по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей».

 Просмотр м/ф по басням Крылова.

Лепка «Сова».

Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки»,

Книги с иллюстрациями, разных издательств.

Раскраски по теме.

СД «Басни Крылова»

Воспитатели

2 неделя

Посещение интерактивного театра «Сказкин Дом» спектакль «Не всё сказки сказывать, будем басней радовать…»

Воспитатели

Родители.

3неделя

Изготовление масок для инсценировок басен.

Вечер инсценировок басен.

Лепка по басне «Ворона и лисица».

Рисование по басне «Ворона и лисица».

Раскраски масок.

Д/и «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки»,  «Эмоции».

Пантомима «Узнай басню».

Воспитатели.

 4 неделя

Сочинение басен и изготовление книжек-малышек.

Короткометражный фильм по басням Крылова.

Чтение и обсуждение новых басен.

Просмотр и обсуждение фильмов.

Воспитатели. Родители.

4 неделя

Литературная викторина «Знаток басен».

Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Пантомима «Узнай басню»

Воспитатели.

Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей.

Познание.

 Развивать любознательность, познавательный интерес.

Речевое развитие

Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи.Формировать умения строить самостоятельные высказывания.

Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.

Художественно-эстетическое развитие.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни.

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.

Физическое развитие

Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде. Воспитывать командный дух.

План осуществления проекта

Методы, использованные педагогами:

Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)

Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)

Наглядные:  (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)

Интерактивные:( посещение интерактивного театра ).

Виды детской деятельности,задействованные в ходе реализации проекта:

Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)

Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)

Двигательная: (подвижные игры)

Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная: (прослушивание)

Самообслуживание и элементарный  бытовой труд (оригами)

Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)

Познавательно-исследовательская:(проблемные ситуации, образовательные ситуации)

Совместная работа педагога с детьми

Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.

Чтение: басни И. А. Крылова

Беседы:«Что такое басня?», «Лесть и похвала», «Непонятные слова», «Хорошие и плохие поступки».

Дидактические игры:

«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Речевые игры:

Отгадывание загадок, «Доскажи словечко».

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы артисты театра».

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Сокол и лиса», «Утушка», «Барашек».

Мультфильмы:

Союзмультфильм ,1953г. По басням И.А.Крылова.

Музыкальные двигательные упражнения:

«Где мы были –мы не скажем, а что делали покажем…», пантомима «Узнай басню».

Драматизация:

Инсценировка басен: «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Слон и моська», «Обезьяна и зеркало», «Мартышка и очки».

Наглядно-дидактические пособия:

Картинки к басням.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:«Мы артисты театра».

Дидактические игры:«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Игровое оборудование:

Куклы би-ба-бо. Плоскостной театр.

Оборудование для самостоятельного творчества:трафареты, обводки, раскраски.

Музыкальные фонограммы по теме проекта.

Детская литература:

Басни И.А.Крылова, С.Михалкова, А.Н.Толстого.

Заключительный этап работы:

Ожидаемый результат:

-оснащение развивающей среды в группе;

-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;

-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;

-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-популяризация семейного чтения.  

Рефлексия проекта (выводы):

После завершения проекта дети  приобрели следующие умения:

- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;

- объяснять смысл поступков, в том числе своих.

В самостоятельной игровой деятельности разыгрывать басни с помощью кукол би-ба-бо и изготовленных масок. Воспитанники получают удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации,  собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей.Родители  отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная  задача поповышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, цель  достигнута.

Продукт проекта:

Продуктом проекта является сочинение басен и изготовление книжек-малышек  (совместное творчество родителей и детей).

Производство короткометражного фильма по басням Крылова.

Список литературы:

1.Веселый этикет  / авт. Н.Е.Богуславская. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 2002.

2. Занятия по культуре поведения с дошкольниками  / авт. Николаева С.О.. - Москва :Гуматнитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

3. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду  / авт. Майя Маханева. - Москва : Сфера, 2008 . - Т. Серия Вместе с детьми .

4. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ авт. Лыкова И.А.  Москва 2007.

5.Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. / авт.Нищева Н.В  – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).

6. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации  / авт. В. И. Петрова Т. Д. Стульник. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / авт. Н.Е. Вераксы Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014.

6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / авт. В.В Гербова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010.

7. Социально-нравственное воспитание дошкольников.  / авт. С.Р. Буре. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

8. Театрализованная деятельность в детском саду  / авт. Е.А. Антипина. - Москва : Сфера, 2009. - Т. Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ".

9. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-7 лет”  / авт. Щеткин А. В. / Под ред. О. ФГорбуновой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.tvoyrebenok.ru
  2. http://www.dddgazeta.ru
  3. Maam.ru
  4. Ped-kopilka
  5. jubimyj-detskij.ru
  6. http://numama.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

знакомство с творчеством И.А.Крылова

Презентация содержит тексты басен И.А.Крылова, краткую биографию и викторину по басням....

Жизнь и творчество И.А.Крылова

Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.....

Сценарий "Знакомство с творчеством И.А.Крылова".

Данное мероприятие познакомить детей с творчеством писателя, жанровыми особенностями басни и художественными особенностями басен И.А. Крылова....

Познавательная деятельность Развитие речи "Знакомство с творчеством И.А. Крылова, басня «Стрекоза и Муравей»

Знакомство детей с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение басни "Стрекоза и муравей"....

Творчество И.А. Крылова

Конспект занятия "Творчество И.А. Крылова"...

Творчество И.А.Крылова

Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней....