Творчество И.А.Крылова
план-конспект занятия (старшая группа)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Басни И. А. Крылова»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: вызвать у детей интерес к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Задачи: - закрепить представление о басне

- продолжать учить знакомые отрывки

-Воспитывать интерес и к русским писателям

Материал: Портрет Крылова, иллюстрация к басням с вырезанными элементами, маска лисы и вороны, сыр.

Ход работы:

-Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня Мы отправимся в далекое прошлое и побываем в гостях у русского писателя баснописца Ивана Андреевича Крылова. Хочу, вас проверит, знаете ли вы такого Писателя.

(Воспитатель показывает портреты разных писателей, а дети говорят Крылов это или нет.)

Родился Иван Андреевич в 1769 году. Образование получал дома. Отец его выслужился из рядовых в офицеры драгунского полка и все детство будущий писатель провел в разъездах. Очень любил читать. Налету схватывал иностранные языки, интересовался наукой. Крылов чрезвычайно сильно любил книги и 30 лет работал в библиотеке. Много путешествовал по России, изучая нравы и быт своего народа.

В 13 лет Крылов с семьей переезжает в Петербург.

(Воспитатель показывает картинку Петербурга)

Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.

Все басни Крылова очень интересные, они несут в себе глубокий смысл и, конечно же, учат чему-либо на примерах поступках и действий персонажей басен.

(Воспитатель включает басню «Волк и журавль»)

Ребята скажите, про что была эта басня?

-Ответ детей:

-Воспитатель: Правильно, мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям.

А сейчас я предлагаю вспомнить и другие басни.

На столе у меня лежат иллюстрации к другим басням, но там не хватает элементов картинки.

(«Свинья под дубом», «Мартышка и Очки», «Слон и Моська», «Лебедь Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»)

Вам нужно найти недостающий элементы к басням.

(Дети выполняют задание, после этого называют по одной басни а воспитатель зачитывает ее)

- Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам покажу картинку, а вы угодите, что это за басня.

(показывает картинку басни «Ворона и Лисица»)

-Ответ детей:

- Воспитатель: Я очень рада, что вы знакомы с творчеством Ивана Андреевича Крылова.

А теперь я предлагаю вам поучаствовать в одной из басен.

(маски вороны, лисы и кусочек сыра, воспитатель раздает роли и зачитывает басню «Ворона и Лисица», дети в это время кто в масках инсценируют)

- Воспитатель: Молодцы! Теперь возвращаемся обратно из далекого прошлого. Ребята скажите, какая басня вам больше понравилась?

-Ответ детей:

Воспитатель дарит детям книгу И. А. Крылова.



Предварительный просмотр:

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак» конспект  занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

 -учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;

-уточнить представления о жанровых особенностях басни;

-формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак».

                                                     

                                                  Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, послушайте, какая история случилась с мальчиками в одном детском саду. Воспитательница распределила всех ребят на команды, посадила по три человека за стол, раздала строительный материал и сказала: «Каждая команда будет бригадой строителей, которая должна построить красивое здание – театр. А поможет вам построить самый красивый театр дружба». Работа заспорилась. В каждой бригаде появились свои каменщики, грузчики и архитекторы. И только Ваня, Саша и Никита растащили кубики и строили каждый свой театр. Но кирпичиков каждому хватило только на первый этаж. Мальчики сидели мрачные.

- Что же вы не построили театр? – спросила воспитательница.

- У нас кирпичиков не хватило, - тихо ответили мальчики.

- Не кирпичиков вам не хватило, а договориться вы не сумели, как Лебедь, Щука и Рак в басне Крылова.

Сегодня, я хочу познакомить вас с произведением Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца.

Крылов

Портрет И. А. Крылова (1768-1844) Художник К. П. Брюллов.

- «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.

Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.

лебедь

image003

щука

- Это герои басни. Что общего между ними?

Дети. Все они живут в воде.

Воспитатель. В басне вам встретятся незнакомые слова и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Воспитательница Ване, Никите и Саше рассказала басню «Лебедь, Щука и Рак».

Послушайте внимательно и вы эту басню.

Воспитатель выразительно читает басню.

- Как вы думаете, почему она рассказала ребятам эту басню?

Дети. Потому, что мальчики, тоже, как герои басни, не смогли договориться друг с другом. Потому, что мальчики не смогли договориться, как другие дети.

Воспитатель показывает иллюстрации к басне и повторно выразительно ее читает.

лебедь, рак и щука

лебедь, рак и щука

Беседа по содержанию басни.

Воспитатель. За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак?

Дети. Они собрались везти поклажу.

Воспитатель. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?

Дети. Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.

Воспитатель. Чему учит эта басня?

Дети. Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.

Воспитатель. Что заставило вас улыбнуться?

Дети. Какие глупые герои – тянули в разные стороны.

Воспитатель. Вам жалко героев басни, почему?

Дети. Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось.

Воспитатель. Случайно ли подобрал Иван Андреевич Крылов именно этих героев?

Дети. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз.

Воспитатель. Какое отношение вызвали у вас эти герои?

Дети. Очень жалко, что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать.

Воспитатель. Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Воспитатель. В каком случае, о каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни?

Дети. Это можно сказать о тех мальчиках, о которых вы рассказали. Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой.

Воспитатель. Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете?

Дети. Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям.

Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.

Воспитатель. Придумайте рассказ или сказку по этой пословице.

Дети. Медведь в сказке «Теремок», развалил его. Собрался он один его построить снова, но не смог, потому что тяжело одному, очень много работы. Тогда, все друзья пришли ему на помощь. Они все вместе договорились о том, кто и что будет делать, поэтому смогли быстро построить новый теремок. Медведь – бревна носил, волк – делал стены, лиса – крышу, зайка – крыльцо, лягушка – двери, мышка – окно. Вот они построили новый теремок и стали там дружно жить-поживать.

Воспитатель. Хочу напомнить вам еще одну пословицу, которая имеет такое же значение: «Одна пчела много меда не наносит».

Воспитатель. Мы с вами познакомились с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. И.А. Крылов написал более 200 басен, из-за здравого смысла, уникальности они популярны и своевременны и в наши дни. Многие из их заключений и моралей стали пословицами в России.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в мир басен И. А. Крылова»

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста                                

Задачи:

- закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях;

- продолжать учить инсценировать знакомые отрывки из басен;

- подвести детей к пониманию аллегории басни, её идее;

- воспитывать чуткость к образному строю языка;

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

     Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, реквизиты  персонажей басен.

Предварительная работа: чтение басен и просмотр мультфильмов И.А. Крылова. Заучивание басен наизусть детьми: «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Кукушка и петух», Чиж и голубь», Мартышка и очки».

Обогащение словаря: трудолюбивый, труженик, вещать, плетень, не впрок, зуб неймет, оскомина, темя, беззаботный, легковерный, льстивая, западня, силок, ан, коварная, рдеют, яхонт, вешние дни, в мягких муравах.

Выражения из басен: «И на приветливы лисицины слова Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова», « Ну что ж! На взгляд – то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь». «Кто виноват из них, кто прав – судить не нам; да только воз и ныне там»,  «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку», « К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная вещи, невежда про нее плохое говорит, а иногда ее и разломает»,  И дело! « Вперед чужой беде не смейся, голубок»

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, посвященное великому баснописцу  И. А. Крылова и его произведениям. Слайд 1( портрет И.А. Крылова) Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около двухсот басен. Но не все знают, что Крылов кроме басен, увлечённо создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Крылов мог стать замечательным актёром, выдающимся художником и музыкантом (он был очень музыкальным, прекрасно играл на скрипке).  Крылов очень любил театр,  поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы попробуете себя в роли актёров (инсценировка басен).

Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня. Вы готовы сегодня  показать свои знания и понимание басен.

Дети: Готовы.

Воспитатель: А что такое басня? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение или  Басня – это веселый, короткий, поучительный рассказ в стихах.

Воспитатель: Хорошо! А кто может быть персонажем басен?

Дети: Персонажами басен могут быть звери. Персонажами басен могут быть насекомые, птицы. Персонажами басен могут быть предметы.

Воспитатель: Скажите, а чем отличается басня от сказки?

Дети: В сказках всегда есть волшебство.

Дети: В сказках добро побеждает зло.

Дети: В басне участвуют животные, а людей нет. (Басня высмеивает недостатки людей.)

Воспитатель: А чем похожи басня и сказка?

Дети: И в сказке и в басне животные сказочные, умеют разговаривать.

Воспитатель: А что высмеивается в баснях?

Дети: В баснях высмеивается лень, зло, жадность, глупость, лесть, хвастливость.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком.

Первая басня «Лиса и виноград» Слайд №2( красивая ветвь винограда)

Инсценировка басни «Лиса и виноград»

      (Чтение басни   Автор и лисица - Роман)

 В басне много незнакомых слов. Например, слово «рдеть» - наливаться и краснеть на солнце. Виноградные кисти рделись – краснели на солнышке.

«Кисти, словно яхонты горят» - яхонт – драгоценный самоцветный камень красного цвета.

Басня «Лиса и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".

Беседа по басне.   (Слайд 3 мораль басни)

Воспитатель: О чем говорится в басне?  (Ответы детей)

- Как Лиса пыталась достать виноград?

- Какая лиса в басне – искренняя или лживая?

Дети: Лживая.

Воспитатель:  Как вы понимаете слова «хоть видит око, да зуб неймет»?

-Как вы думаете, чем лиса сама себя  утешила себя?  (ответы детей)

- А что ты бы сказал, если бы не смог (ла) достать ветку зрелого винограда, который очень хотелось съесть? (ответы детей)

Воспитатель:  Молодцы. Ребята, а как вы понимаете  слово «хвалить»? (Ответы детей)

Воспитатель: Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслужено. Когда же человек не заслужил похвалы, а его хвалят – это называется лестью.

Воспитатель: Миша и Вероника  приготовили для  нас сюрприз. Они нам сейчас продемонстрируют, что же такое льстить.

 Инсценировка басни «Ворона и лисица» (Слайд 4 высокая ель)

А сейчас послушайте, кто в этой истории льстит и для чего? Чтение басни «Ворона и Лисица» (Вероника, Миша)

Басня «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

 Беседа по басне:   (Слайд 5 мораль басни)

Воспитатель: А что делала лисица, чтобы украсть сыр?

Дети: лисица хвалила ворону. Она льстила вороне.

Воспитатель: А за что можно похвалить человека?

Дети: Человека можно похвалить за поступок. За мужество, смелость.

Воспитатель: Такая похвала приятна человеку, потому что это правда.

А лисица льстила вороне! Говорила угодливые слова вороне, неправду.

 Для чего она это делала?

Дети: Отобрать сыр.

Воспитатель: Какой вам показалась в этой истории Ворона? 

Дети: Глупая, легковерная, наивная, доверчивая.

Воспитатель: А какая в басне Лиса? 

Дети: Хитрая, льстивая, коварная, плутовка.

Воспитатель: Как вы понимаете выражения: плутовка к дереву на цыпочках подходит? 

Дети: Крадется.

Воспитатель: С ним была плутовка такова.

Дети: Убежала с сыром.

Воспитатель: Чему учит басня «Ворона и лисица»?

Дети: Басня «Ворона и лисица» учит быть внимательными и осторожными с чужими, незнакомыми, и не верить красивым, лестным словам.

 Игра  «Кто больше назовёт?» (дети говорят с места)

Перечислите качества лисицы, назовите какая лисица: ХИТРАЯ, РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ, БОЛЬШАЯ, УМНАЯ, ИЗВОРОТЛИВАЯ, ЛЖИВАЯ.

Перечислите качества вороны: ГЛУПАЯ, ЧЁРНАЯ, БОЛЬШАЯ, СТАРАЯ, ВАЖНАЯ, ДОВЕРЧИВАЯ, ПРОСТОДУШНАЯ.

Музыкальная физкультминутка.

Воспитатель:  Я хочу вам дети прочитать басню «Лебедь, Рак и Щука» подумайте,  пожалуйста, в чем смысл этой басни?

Чтение басни.  (Слайд 6Басня) (Слайд 7мораль басни)

Воспитатель: Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Как об этом говорится в басне? (ответы детей)

- Почему же их дело «не шло на лад»? (ответы детей)

- Как вы понимаете слова «из кожи лезут вон»? (ответы детей)

Воспитатель:  Когда так говорят: «Да только воз и ныне там»? (ответы детей)

Воспитатель: Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.

Инсценировка басни «Чиж и голубь» (Слайд 8 Басня)

Воспитатель:  Дети, послушайте внимательно басню, которую для нас с вами приготовили ребята.

Чтение басни «Ворона и Лисица» (Рината, Саид)

Басня «Чиж и голубь»

Чижа захлопнула злодейка - западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Воспитатель:  Мораль басни «Чиж и голубь» (Слайд 9 мораль басни)

Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.

Воспитатель: О лести мы узнаем из басни «Кукушка и петух»

Инсценировка басни «Кукушка и петух»  (Чтение басни детьми по ролям - Катя, Илья, Слава) (Слайд 10 басня)

Басня «Кукушка и Петух»

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -

"А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -

"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -

"А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова.

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок.

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!" -

"Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, примолвил им:

"Друзья! Хоть вы охрипните, хваля, друг дружку, -

Все ваша музыка плоха".

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.    

(Слайд11 мораль басни)

Воспитатель: Вывод: Льстить так же не хорошо, как просто врать, обманывать.

Мы часто замечаем недостатки и другое, но у себя ничего не видим.

«Каковы сани – таковы сами»

Воспитатель: Дети, а вы хвалите друг друга просто так? Можно ли хвалить друг друга и говорить не правду? (ответы и рассуждения детей)

 Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем басню «Мартышка и очки». Подумайте, что бы вы посоветовали Мартышке? (Чтение басни детьми автор – Адель, Мартышка- Булат) (Слайд 12 басня)

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

(Слайд 13 мораль басни)

Воспитатель:  Прежде чем пользоваться каким – либо инструментом, прибором, что надо узнать или прочитать?  (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель:  Если ты видишь вещь впервые, надо ли сначала узнать, как ею пользоваться? Знаете ли вы, что такое инструкция?  (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель:   Кого называют «невежда»? (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Делу время – потехе час. Трудиться – всегда пригодится. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело, гуляй смело.

Воспитатель:  Чему учат эти пословицы? 

Дети: Быть трудолюбивым.

Воспитатель:  Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»(ответы детей).

Воспитатель: Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

Дети:  Трудолюбивый, труженик.

Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем басню «Стрекоза и Муравей». Попробуйте догадаться, что в ней высмеивается? (Чтение басни детьми по ролям Дарина, Левон)

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей» (Слайд 14 басня)

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты.

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

(Слайд 15 мораль басни)

Воспитатель: О ком говорится в басне? О чем просила Муравья Стрекоза? Что ответил Муравей? Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне? 

Дети: Трудолюбивый, труженик. 

Воспитатель: А какая Стрекоза? 

Дети: Легкомысленная, ленивая, беззаботная.

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, что басня – это поучительная история. Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»(рассуждения детей -нужно трудиться, заботиться о себе).

Воспитатель: В басне встретилось много интересных слов и выражений:

Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова?

Дети: Наступает, приближается.

Воспитатель: Помертвело чисто поле – почему так говорят? (ответы и рассуждения детей - опустело, пожелтело, ничего больше не растет)

Воспитатель: Злой тоской удручена – (рассуждения детей - печальная озабоченная)

Воспитатель: А сейчас скажите, когда человека хвалят?(ответы детей)

Воспитатель:  Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать. 

Воспитатель: А что высмеивает автор в басне «Стрекоза и муравей»?

Дети: Автор в басне «Стрекоза и муравей» высмеивает лень, безделье.

 Игра  «Какая стрекоза, какой муравей?»

качества стрекозы: ВЕСЁЛАЯ, РАДОСТНАЯ, ЛЕНИВАЯ, БЕЗЗАБОТНАЯ, ТАНЦУЮЩАЯ, ПРОДРОГШАЯ, ГОЛОДНАЯ, ВОЗДУШНЯ, СЧАСТЛИВАЯ. БЕЗДОМНАЯ.

качества муравья: ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, РАБОТЯЩИЙ, ЧЕСТНЫЙ, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, МУДРЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, ТРУЖЕНИК.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что муравей трудолюбивый! И еще заботливый? (ответы детей) Можно ли прожить всю свою жизнь не работая?

Дети: Нет не возможно.

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли поступил муравей?

Дети: Правильно. Не правильно.

Воспитатель: Как бы вы поступили? Ответы детей.

Давайте составим свою концовку басни.

Окончание басни.

Муравей: «Ладно, стрекоза, даю тебе шанс. Помогу тебе. Только на следующий год ты должна исправиться»

Стрекоза: Спасибо тебе муравей.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне, как о жанре литературного произведения. Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы и рассуждения  детей).

Воспитатель: Басни Крылова не стареют. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова  известны,  не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Басни Крылова особо дороги нам. Они русские и написаны про нас и для нас. Они никого не могут оставить равнодушными.

Читайте, изучайте их!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

255 лет со дня рождения И.А.Крылова

Слайд 2

« Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».Н . В. Гоголь Иван Андреевич Крылов – русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук . В 1809-43 годах создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком.

Слайд 3

Дедушка русской басни

Слайд 4

Что же такое басня? Басня – это короткий стихотворный рассказ нравоучительного характера. Басня учит читателя добру и правильно делать выводы. Персонажи (герои)- животные, ведущие диалог между собой.

Слайд 5

В баснях И.А.Крылова среди прочих зверей довольно часто упоминается лиса, которую Крылов высмеивает за такие отрицательные черты характера как хитрость, двуличность, эгоизм, льстивость . Однако характер лисы не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, ласкова и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора. Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда сопровождаются личной выгодой . Образ лисы в баснях И.А.Крылова

Слайд 6

Назови басню??? Ответь на вопросы??? Отгадай по иллюстрации ??? Ответь на вопросы??? Помоги Лисичке ответить на вопросы Что лишнее??? Сделай сам!

Слайд 7

Из какой басни отрывок???

Слайд 8

Ответь на вопросы

Слайд 9

Как называется басня про неудачных музыкантов» Назови басню ответ

Слайд 10

Отгадай басню по иллюстрации «Ворона и Лисица» «Стрекоза и Муравей» «Мартышка и очки»

Слайд 12

Какая картинка не относится к басням И.А.Крылова ? 1 2 3

Слайд 13

Нарисуй дома иллюстрацию к любой басне И.А.Крылова , и размести фото рисунка в комментариях. Задание от Лисички


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

знакомство с творчеством И.А.Крылова

Презентация содержит тексты басен И.А.Крылова, краткую биографию и викторину по басням....

Жизнь и творчество И.А.Крылова

Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.....

Сценарий "Знакомство с творчеством И.А.Крылова".

Данное мероприятие познакомить детей с творчеством писателя, жанровыми особенностями басни и художественными особенностями басен И.А. Крылова....

Познавательная деятельность Развитие речи "Знакомство с творчеством И.А. Крылова, басня «Стрекоза и Муравей»

Знакомство детей с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение басни "Стрекоза и муравей"....

Творчество И. А. Крылова в детском чтении

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитать в маленьком р...

Творчество И.А. Крылова

Конспект занятия "Творчество И.А. Крылова"...