«Викторина по произведениям Н. Н. Носова»
план-конспект занятия по художественной литературе

Брянская Марина Павловна

 

«Викторина по произведениям Н. Н. Носова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_nosov.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт – Петербурга.

«Викторина по произведениям Н. Н. Носова»

Воспитатель:

    Брянская М.П.

Группа «Ландыши»

Санкт-Петербург

Цель: обобщить знания детей о творчестве Н. Н. Носова.

Задачи:

1.Образовательные задачи:

Закрепить знания дошкольников о творчестве детского писателя Н. Носова. Формировать устойчивый интерес к творчеству Н.Н. Носова. Формировать умение давать правильную оценку героям рассказов;

2.Развивающие задачи:

Совершенствовать навыки связной речи и творческого воображения, умение высказываться и давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать честность, трудолюбие, товарищеские взаимоотношения, смелость, чувство юмора.

Материал и оборудование: выставка детски книг, портрет Н.Н. Носова, книга с пустыми страницами, сборник рассказов Н.Н. Носова, иллюстрации обложек рассказов, 2 картины Незнайки, картинки (Шляпа, картофель, лыжная палка, собака, рыба, удочка, помидоры, огурцы, брюки, иголка, нитка, швейная машинка, милицейский свисток, конфета, рыбка, кот).

Предварительная деятельность с воспитанниками: Чтение рассказов Н. Носова «Огурцы»«Карасик»«На горке»«Живая шляпа»«Саша».. Разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД

Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В годы учёбы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой и никогда не думал, что он станет детским писателем. Но так сложилось, что он закончил институт Кинематографии в Москве, и стал работать режиссёром. Первые рассказы сочинял для своего сына, и первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Он так же поставил немало мультфильмов для детей, где главными героями были, конечно же, дети.

Вот и сегодня мы с вами проведём небольшую викторину по рассказам Николая Николаевича Носова.

 У нас с вами будет две команды: «Фантазеры» и «Затейники».

1. Разминка

По опорным словам, назвать произведение Н. Носова.

 За каждый верный ответ - 1 балл. 1. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)

2.Три поросёнка, одеяло, стол. («Затейники»)

3. Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша»)

 4. Трубка, звонок, морзе, патефон. («Телефон»)

 5. Знамя, пень, участок, пугало. («Огородники»)

6. Забор, дыра, нитки (Заплатка)

7. Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа»)

 8. Концерт, задачник, алмазы, мешки муки. («Федина задача»)

 9. Пряник, кинотеатр, окно (Замазка)

10. Топор, рябина, самовар. («Тук – тук – тук»)

 11. Бампер, капот, письмо, штаны. («Автомобиль»)

 12. Аквариум, свисток, котенок Мурзик (Карасик)

13. Тушь, урок, резинка, волдыри (Клякса)

14. Пистолет, бабушка, милиционер (Саша)

2.Назовите, из каких рассказов Н.Н.Носова взяты эти отрывки?

 Я буду зачитывать маленькие кусочки из книги, а вы должны вспомнить название и героев произведения.

 По рядам 1. «Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать». («Мишкина каша»)

 2. «Это письмо маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове 2 ошибки сделал вместо «Песчаная» улица написал «Печная». («Дружок»)

3. «Флаг получился красивый: палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами «Лучшему огороднику». («Огородники»)

4. «- Послушай, у тебя пряник вкусный? -Угу. -А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане».  («Замазка»)

 5. «— Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. -Почему же ты теперь живой? -Так он потом меня выплюнул».  («Фантазеры»)

6. «Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно». («Огурцы»)

7. «Вот как нехорошо получилось! – подумал Виталик. – Теперь Мурзику из-за меня достанется». («Карасик»)

8. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке», Котька Чижов)

 9. «На конверте написал: «Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».  («Автомобиль»)

 10. «Бегали по комнате, прыгали, кричали: «Нам не страшен серый волк!»                                                                                             («Затейники»)  

11. «Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит», говорю».    («Тук-тук-тук»)

12.  «Видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки» («Клякса»)

13. «Пришли домой. Привязали леску к кружке так, чтобы она не переворачивалась. Вернулись к колодцу, напились.  («Мишкина каша»)

14. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)

15. «Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа) 16. «Оттолкнулся ногой, и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут!»  («На горке»)

17.«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё губы в варенье». («Фантазёры». Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

18.«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа. Котёнок Васька, Вовка, Вадик)

19 «Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка». Бобка)

20. Я спрыгну! Я спрыгну! Не надо, говорю, - расшибешься! (Автомобиль) 21. Темно, как в погребе! Это потому, что ставни закрыты, - говорю я.  (Тук-тук-тук)

3.Вставь слова, пропущенные в названии рассказов.

 1. Мишкина … (каша) 2. Федина … (задача) 3. … шляпа.    (Живая) 4. Бенгальские (огни).

4.Ответить на вопросы.

Игрок от каждой команды выходит к доске выбирает вопрос и отвечает.  

1. Назовите имя и отчество Носова? (Николай Николаевич)

2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)

3. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)

4. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)

 5. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)

 6. На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)

 7. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)

 8.  Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши? («Мишкина каша»)

9. Из какого рассказа этот отрывок: «Вот что я придумал, давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок». («Огородники»)

 10.  Из какого рассказа можно узнать, как не надо вести себя в кино? («Замазка»)

 11.  Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории, будто сказки рассказывают? («Фантазеры»).

12.  Какую черту человеческого характера высмеивает Носов в рассказе «Живая шляпа»? (трусость)

13.  Кто и кому говорит такие горькие слова: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор». (мать – Котьке «Огурцы»)

 14. В каком произведении герои сделали электрические звонки? («Телефон») 15. Почему Федя Рыбкин не смог решить задачу? (Он смотрел телевизор)

 16. Почему в комнате было все разворочено: шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном? (Ребята играли в прятки)

 17.   В каком рассказе дети набрали картошки и бросали ее в движущийся предмет?    («Живая шляпа»)

 18.  Какие предметы утопили ребята в колодце в рассказе Мишкина каша? (Ведро, чайник)

19. Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей) 20. Где происходит действие в рассказе огородники? (В пионерском лагере) 21. За что получили флажок мальчишки в рассказе огородники? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

22. Что хотели слепить Костя и Шурик в рассказе Замазка? (Зверей)

23. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

 24. Как решили искупить свою вину друзья в рассказе Автомобиль? (написали письмо милиционеру)  

5. Следующий конкурс будет называться «Бюро находок»

Вы должны определить, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы

1. Шляпа (“Живая шляпа”)

2. Игрушечная машина (“Автомобиль”)

3. Кастрюля («Мишкина каша») 4. Пугало («Огородники»)

5. Книга «Три поросенка» (" Затейники")

6. Веточка рябины («Тук-тук-тук»)

7. Собака Дружок (Телефон)

8. Учебник по математике (Носов Н. «Федина задача»)

 9. Нитки, иголки, ткань. “Заплатка”

10. Лопата, песок “На горке”

11. Свисток («Карасик»)

12. Пистолет («Саша»)

13. Удочка («Огурцы», «Мишкина каша»)

 14. Пряник (Замазка)

6. Конкурс: “Узнай по иллюстрации”. По иллюстрации из рассказа Н. Носова. Надо назвать произведение.

7. «Что лишнее» Необходимо определить какой предмет лишний в предложенном произведении.

1. Шляпа, картофель, лыжная палка, собака («Живая шляпа») 2. Рыба, удочка, помидоры, огурцы. («Огурцы») 3. Брюки, иголка, нитка, швейная машинка («Заплатка») 4. Милицейский свисток, конфета, рыбка, кот («Карасик»)

8. Собери картинку. Самый известный персонаж Н.Н. Носова Персонаж Незнайки.

 - Наша викторина подходит к концу, обе команды молодцы, хорошо потрудились. Я вижу, что вы любите и знаете произведения Н. Носова.

Пришло время подвести итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по произведениям Николая Николаевича Носова

ЦЕЛИ:закрепить полученные знания о произведениях писателя; развивать умение работать в группе; продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша, стимулировать интерес к чтению ...

конспект занятия по теме : «Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова»

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детейо жизни и творчестве Н.Н.Носова...

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова для детей подготовительной группы детского сада.Цель: Закрепить знания детей о творчестве Н.Н. Носова....

Литературная викторина по произведения Н.Н. Носова.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад N9 1553 литературная викторина по произведениям Николая Николаевича Носова старшая группа (январь 2012 г.) Составила и пр...

"Викторина по произведениям Н.Н.Носова"

Викторина по произведениям Н.Н.Носова в старшей группе 1 Слайд: Вступительное слово ведущей, воспитанники делятся на 2 команды, выбирают название2-5 Слайд: Беседа о произведениях Н.Н.Носова, блиц...

Литературная игра-викторина по произведениям Н.Н.Носова

Литературная игра-викторина по произведениям Н.НосоваЦель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о прочитанных произведениях  Н.Н.Носова в процессе игры-викторины.Задачи:Образовательн...

Сценарий проведения викторины по произведениям Н. Н. Носова.

Цель: обобщить знания о творчестве детского писателя Н. Н. Носова.Задачи:В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский круг...