Родительское собрание "Фольклор в вашей семье"
статья по художественной литературе (младшая группа)

Данилова Елена Александровна

Рекомендации родителям по знакомству детей с фольклорными произведениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект родительского собрания36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»

Конспект родительского собрания

В младшей разновозрастной группе на тему 

«Фольклор в вашей семье».

Подготовила воспитатель

Данилова Е.А

Нижегородская область

Дальнеконстантиновский район

с.Сарлей

2022г.

Повестка дня

  1. Фольклор в вашей семье.
  2. Как повысить иммунитет весной.

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.

Задачи:

 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Ход.            

1. -Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания - «Фольклор в вашей семье» выбрана не случайно.  «Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же  это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.

. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

 (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

 Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшнего занятия. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное  для детей, ведь  они же здесь, у аппаратуры!  Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками.  Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является  врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку?

- Сорока, сорока

Сорока-белобока

Кашку варила

Деток кормила

или

         - Ладушки-ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку……..

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое:

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала

Ты воды не носил!

Дров не рубил!

Кашу не варил!

Тебе нет ничего.

Также потешки знакомят детей с явлениями природы:

Радуга-дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка – колоколнышка.

Дождик – дождик пуще!

Будет трава гуще!

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:

Петушо-о-ок, петушо-о-ок

Золото-о-ой гребешо-о-ок

Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря

Наши гуси у пруда-а-а

Га – га- га! Га – га- га!

Наши курочки в окно-о-о

Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:

Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)

Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)

Ай люли-люли-люли! (свирель)

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

 Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

 Не ходите далеко,…

Рано – рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровка в лад ему

Затянула му-му-му…

           А небылицы – это юмор, доступный пониманию детей. Именно они,  самые первые простые стишки учат детей понимать реальное соотношение вещей и явлений. Они подводят ребенка к тому, что бывает, а что не бывает, что так, а что здесь не так, вызывают смех у ребенка.

Так свинья на дубу гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам

Поросята визжат,

Полетать они хотят.

Читая такую потешку – небылицу, вы объясните ребенку, что так не бывает, что это шутка. А постарше ребенок  это сам увидит и обязательно улыбнется над такой шуткой.

        Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га….»

А какие народные игры устраиваете вы с детьми в своей семье?

4. «Мы играем в бабушкины игры».

(Обмен опытом семейного воспитания.)

Подрастут ваши дети, и сами будут выбирать водящего. Здесь им пригодятся считалки:

«Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада – полисада.

Кто яблоко возьмет,

Тот из круга вон пойдет.»

«Серый зайка сорвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет.

Тот из круга вон пойдет.»

Считалки предупреждают возникновение в детском коллективе ссор, обид, организуют игру.

           А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок ломает. Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть обще, схожее – они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одно лает, а другое – нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит девица в темнице, а коса на улице…».

          Пословицы и поговорки – это мораль, выработанная многими поколениями.

 5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку»

(Родители читают знакомые пословицы и поговорки.)

          - Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда.

- Береги нос в большой мороз.

- Кончил дело – гуляй смело.

- Не спеши языком, торопись делом.

Малыш воспринимает пословицы и поговорки в прямом значении. Но уже сейчас в общении с ребенком мы можем их использовать как общепринятые поучения. Более общий переносный смысл их становится понятным детям с возрастом.

    - Надоел как горькая редька – т.е. кто-то причиняет неудобства своим присутствием.

     - Свалился как снег на голову – пришел неожиданно.

Дети иногда могут от вас услышать такие выражения, и хочется, чтобы они понимали их значение. Поэтому уже сейчас надо давать пояснения этим народным мудростям.

          Колыбельные песни – байки. «Баять» - баюкать, говорить.

Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:

- Уж ты, котенька – коток,

Котя – серенький лобок

Приди , котя, ночевать,

Мою дитеньку качать…

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:

- Баю-баю-баю-бай

Ты собачка не лай….

Мы с вами таких песен не поем своим детям (как показало анкетирование). Наверное, потому, что не знаем их, а если и знаем – не принимаем их воспитательное значение.

Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным детям – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих (идет петух в сапогах, несет косу на плечах, кричит во все горло: «Пошла, лиса, вон!»). Этим (своей загадочностью, неправдоподобием) и привлекает к себе сказка ребенка. Сказки учат ребенка понимать где добро, где зло, где героизм, где трусость, где доброта, где жадность, т.е. они помогают ребенку уяснить нормы поведения. Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», « Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел – не стало теремка. В «Репке» показано как малый труд – «мышка прибежала» - лишним не бывает.

В сказках о животных много действий, много движений, энергии того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается быстро: петух проглотил зернышко и курочка бежит его спасать. Сколько препятствий пришлось преодолеть курочке, чтобы петушок остался жив. В сказках о животных много юмора, много радости, но и печали. Они столь же ярки, как и детские эмоции. Плачет заяц у порога – его лиса прогнала. Петух выгнал лису – радости зайца нет конца. Ребенку становится тоже весело. В сказках о животных много песен:

- Петушок, петушок – золотой гребешок…

- Вы детушки, вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…

Этим они и западают в память, душу ребенка. Став постарше, дети будут увлекаться волшебными сказками. Они привлекают детей своей необыкновенностью, чудесами: топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает, яблонька помогает Машеньке и ее брату спрятаться от гусей-лебедей, в небо поднимается ковер-самолет. Этот сказочный мир будит и развивает воображение детей, захватывает их. Дети радуются победам  Ивана – царевича, чудесам Василисы Прекрасной. Эти сказки пронизаны верой в добро, осуждением лени, жадности. А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

Заключение: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития.  Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму.  Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.

2. Следующий вопрос нашего собрания «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей»

Иммунитет — ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте, но детям он не столько важен, сколько жизненно необходим. Организм растет, развивается, ему нужны силы для того, чтобы познавать мир, чтобы адаптироваться к взрослой жизни, не отвлекаясь на простуду и грипп.

Кстати, иммунологи делят иммунитет на 2 группы: естественный и искусственный.

Естественный иммунитет — «зеркало» организма. Именно он отвечает за то, как поведет себя организм в ответ на контакт с носителем вируса и инфекции.

Искусственный иммунитет «приобретается» после вакцинации.

Почему иммунитет ослабевает?

На самом деле, никаких скрытых и неизвестных причин ослабшего детского иммунитета нет.

Все просто. Нарушение режима, плохой сон, несбалансированное питание, запущенные инфекционные заболевания, даже незалеченный зуб — все это негативно сказывается не иммунитете малыша. Не стоит забывать и об экологической обстановке, и стрессах, которым подвержен растущий организм.

Признаки ослабленного иммунитета:

- ребенок болеет чаще, чем 5 раз в год

- болезнь протекает без температуры

- малыш всегда утомлен, бледен, капризничает

- увеличенные лимфоузлы

- дисбактериоз.

Ослабленный иммунитет чаще всего «выдает себя» весной.

Как помочь ребенку укрепить иммунитет, восстановить силы после долгой зимы и встретить весеннее тепло бодрым и здоровым?

Набраться сил и укрепить иммунитет ребенка помогут несколько известных, простых, но очень эффективных факторов:

- витаминная подзарядка,

- активные прогулки на свежем воздухе,

- полноценный сон,

-позитивные эмоции.

Поговорим поподробнее о каждом из пунктов.

Витаминная армия.

Главными помощниками в поддержании и укреплении детского иммунитета после зимы, являются витамины, наличие которых обязательно в рационе ребенка.

Витамин С – привычная и знакомая с детства аскорбиновая кислота является чрезвычайно важной для детского организма.

Важно: аскорбиновая кислота не синтезируется человеческим организмом и не накапливается в нем, ее запасы постоянно надо пополнять.

При нехватке витамина С ребенок становится бледным, быстро утомляется, у него ухудшается аппетит, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Знакомая картина? Начинаем процесс витаминизации!

Наибольшее количество витамина С содержится в шиповнике, черной смородине, облепихе, киви, сладком перце, цитрусовых. Традиционно добавляйте лимон в чай, давайте ребенку отвары из шиповника и черной смородины, если нет аллергии, предлагайте цитрусовые и киви, а сладкий перец - отличный ингредиент для легких весенних салатов.

Витамин А (ретинол) – помогает обмену веществ, играет важную роль в формировании костей и зубов, благотворно влияет на зрение, необходим для роста новых клеток и борьбы с инфекцией.

После зимы советуем обязательно посетить окулиста, чтобы проверить состояние зрения. А также обратите внимание, нет ли у ребенка трещин в уголках рта или излишней сухости кожи.

Помочь поддержать детский иммунитет смогут продукты, содержащие витамин А - говяжья печень, молоко, сливочное масло, сметана, творог, сыр, яичный желток. Весенними источниками витамина А для тех ребят, кто любит фрукты и овощи являются: морковь, шпинат, брокколи, зеленый лук, зелень петрушки, яблоки, виноград.

Витамин Е (токоферол) – необходим всем тканям организма, защищает эритроциты, улучшает транспорт кислорода, питание кожи и слизистых оболочек, принимает активное участие в работе мышечной системы, поэтому слабость ребенка, апатия и резкие перепады настроения являются одними из первых симптомов его дефицита.

Бороться со слабостью, плохим настроением и недостатком витамина Е помогут подсолнечное, льняное и оливковое масло, брюссельская капуста, орехи, семечки, овсянка, листовая зелень, цельные злаки и яйца.

Витамины группы В. В этой группе очень много важных витаминов и у каждого свой номер: B1, B2,B3,B5,B6,B12,B13,B15 – целая армия на защите нашего здоровья!

Признаками недостатка витаминов группы В могут быть анемия, отсутствие аппетита, снижение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, шелушение кожи, ломкость ногтей, постоянная усталость, слабость.

Активно вводим в семейный рацион гречневую и пшеничную крупы, хлеб, красное мясо, рыбу, печень, яйца, бобовые, коричневый рис, дрожжи, молоко, сыр, горох, капусту, картофель и орехи.

Свежевыжатые соки - незаменимы в детском питании, и особое значение они имеют для укрепления иммунитета. Овощные соки помогут в строительстве и восстановлении клеток и тканей организма, а фруктовые – незаменимы в борьбе с микробами, усилят защиту организма от инфекций.

Кисломолочные продукты помогут в поддержании нормальной микрофлоры кишечника, который является одним из важнейших органов иммунной системы, ведь в его слизистой оболочке находится около 80% всех иммунных клеток организма.

Важно помнить, что для укрепления иммунитета ребенка важны не отдельные продукты, а полноценное сбалансированное питание. Это необходимо для нормальной работы всех систем в организме, и иммунной системы в том числе.

Однако не забывайте, что весной, в период ослабления иммунитета после холодов, именно прогулки на свежем воздухе, когда пригревает первое солнышко и пополняет в нашем организме запас витамина D, придадут ребенку сил, помогут в борьбе с остаточными явлениями перенесенных простудных заболеваний, повысят аппетит, укрепят нервную систему.

Солнечные лучи являются основным источником поступления витамина D в организм. Под их воздействием он образуется на поверхности кожи, впитывается, проникает в кровь, а затем в печень, откуда и начинается его активизация. Важный нюанс: наш организм может накапливать витамин D и откладывать его про запас, поэтому очень важно, чтобы в солнечные дни мы получали его в достаточном количестве.

Весна – самое время вспомнить о режиме дня и вовремя ложиться спать, ведь детский организм устал и ему абсолютно необходима дополнительная поддержка. Введите хотя бы временный мораторий на просмотр телевизора.

Небольшая вечерняя прогулка, легкий витаминный ужин и ранний отбой – эти простые принципы помогут не только детям, но и нам, взрослым, почувствовать себя полными сил, свежими и здоровыми.

Если ваш ребенок жалуется на недомогание, возможно, не только его организму не хватает витаминов, он просит вашего участия, ласки и заботы. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, интересуйтесь его проблемами, говорите с ним, и его состояние улучшится. А еще чаще обнимайтесь, ведь во время объятий в крови увеличивается количество гормона окситоцина, который и отвечает за наше самочувствие и хорошее настроение и снижается количество кортизола - гормона стресса.

Не менее 6-8 объятий в день необходимы ребенку, чтобы чувствовать себя любимым, нужным, важным, уверенным, энергичным, смелым и счастливым. А разве счастливые и энергичные люди болеют? Конечно, нет, у них просто нет для этого причин. Так что обнимайтесь на здоровье!

Итак, запоминаем и используем четыре кита укрепления детского иммунитета: сбалансированное витаминизированное питание, свежий воздух, полноценный сон и позитив.

Опытные иммунологи говорят, что как человек ведет себя в целом, так ведет себя и каждая клеточка его организма. Значит у активного, счастливого и самостоятельного ребенка обаятельно будет сильный иммунитет и крепкое здоровье.

Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок фольклорные произведения? Слышали ли вы, как он их читает, применяет в своей деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе (подчеркнуть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных прои...

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: "Игра с ребенком в жизни вашей семьи"

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе на тему: "Игра с ребенком в жизни вашей семьи"...

конспект родительского собрания: "Фольклор в вашей семье"

Конспект родительского собрания В  младшей  группе на тему «Фольклор в вашей семье».  Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа...

Родительское собрание "Игра с ребенком в жизни вашей семьи"

Родительское собрание проводится ввиде игры, основанной на русской народной сказке "Теремок". Основная задача- показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка, познакомить с тр...

Родительское собрание "Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"

В данной работе представлен конспект родительского собрания и презентация по теме"Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"...

Конспект родительского собрания "Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"

Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр....

Родительское собрание "Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"

Представлена методическая разработка родительского собрания для родителей детей второй младшей группы....