История написания сказки "Двенадцать месяцев" Самуила Маршака
статья по художественной литературе
«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака – одна из самых волшебных
новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не
подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны,
когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и
антифашистские эпиграммы.
Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о
том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.
В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал
ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему
я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в
последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для
которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень
много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем. И вот, думая
о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе
писателя военного времени».
В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак
утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент
слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном
пересказе.
Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным
на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде»,
создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны.
Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к
сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я
писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете
и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй,
взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической
сказке…», – рассказывал Самуил Яковлевич.
Свое произведение писатель закончил в 1943 году. Но поставить сказку в
театре тогда не было возможности. Премьеру отложили аж до 1947 года, когда
новогоднюю пьесу по сценарию Маршака поставили в Московском театре юного
зрителя. А через год она уже собирала аплодисменты во МХАТе.
Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу
Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому
американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней
мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с
большим опозданием.
Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956 году вышел
рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова
А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т.
Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в
японском прокате сказка шла под несколько мистическим названием «Ва Мори –
ва Икэтэйру» («Лес – живой»). А самой известной экранизацией стал фильм А.
Граника, вышедший на экраны в 1972 г. Но его фильмы сам Маршак уже не
увидел, он ушел из жизни 4 июля 1964 года. Текст сказки «12 месяцев» Самуил
Яковлевич пытался улучшить вплоть до своей смерти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
История написания сказки "Двенадцать месяцев" Самуила Маршака
«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака – одна из самых волшебных
новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не
подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны,
когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и
антифашистские эпиграммы.
Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о
том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.
В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал
ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему
я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в
последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для
которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень
много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем. И вот, думая
о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе
писателя военного времени».
В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак
утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент
слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном
пересказе.
Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным
на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде»,
создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны.
Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к
сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я
писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете
и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй,
взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической
сказке…», – рассказывал Самуил Яковлевич.
Свое произведение писатель закончил в 1943 году. Но поставить сказку в
театре тогда не было возможности. Премьеру отложили аж до 1947 года, когда
новогоднюю пьесу по сценарию Маршака поставили в Московском театре юного
зрителя. А через год она уже собирала аплодисменты во МХАТе.
Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу
Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому
американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней
мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с
большим опозданием.
Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956 году вышел
рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова
А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т.
Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в
японском прокате сказка шла под несколько мистическим названием «Ва Мори –
ва Икэтэйру» («Лес – живой»). А самой известной экранизацией стал фильм А.
Граника, вышедший на экраны в 1972 г. Но его фильмы сам Маршак уже не
увидел, он ушел из жизни 4 июля 1964 года. Текст сказки «12 месяцев» Самуил
Яковлевич пытался улучшить вплоть до своей смерти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-543147-1484423826.jpg)
Буклет "История создания книги С. Маршака "Вот какой рассеянный".
Выпуск буклета "История книги" приурочен к Международному дню музеев 18.05.2015г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-734663-1516908180.jpg)
Пример написания нового конспекта написания НОД 2017-2018гг.
Этот конспект нам дали на курсах повышения квалификации декабрь 2017г....
Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»
Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1086006-1606036045.jpg)
Проект «Мир детской литературы. С.Я. Маршак «Всё обо всём с Самуилом Яковлевичем Маршаком»
Познавательно - творческий проект...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-270413-1391954611.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Мешок историй" по «Сказке о глупом мышонке» С.Я.Маршака (средняя группа)
Данная разработка представляет собой конспект непрерывной образовательной деятельности детей по речевому развитию с использованием технологии "Сторисек" (мешок историй)....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-1458385-1676542147.jpg)
«Сторисек» или «Мешок историй» по автору С.Я. Маршака
Эта коробочка, которая заинтересует любого ребенка. В коробку уложены предметы, герои сказок С.Я Маршака, а также можно положить папочку со сказками автора. Можно применять даже на занятиях по развити...