Совместная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6-7 лет Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

Совместная деятельность по ознакомлению

с художественной литературой с детьми 6-7 лет

Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_hud.literatura.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по ознакомлению

с художественной литературой с детьми 6-7 лет

Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Подготовила  и провела воспитатель: Кузнецова Н.В.

Дата: 01.11.2022г.

Время: 15.20

Образовательная область: «Художественная литература»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н.Н. Носова

Программное содержание:

Образовательные

- Закрепить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров

-   Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.

-  Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение

 - Обогащать словарный запас

Развивающие

- Способствовать развитию связной речи, зрительного восприятия, воображения, памяти, мышления

-  Способствовать развитию  интонационной выразительности при инсценировке и озвучивании фрагментов произведения

-   Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями рук

Воспитательные

- Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребности в дружеских взаимоотношениях

-   Прививать детям интерес к художественной литературе

Оборудование: презентация, текст рассказа «Заплатка», лист с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши

Словарная работа: хвастается, заплатка, материя.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, презентации;

Форма проведения: групповая.

Орг. часть.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, а если у кого-то еще на душе грустинка, то это мы сейчас быстро исправим. Давайте, встанем в круг и каждый из вас по очереди, называет, то чем он хочет поделиться. Я начинаю, например, хочу поделиться своей смелостью (радостью, добром, силой, здоровьем, счастьем, хорошей настроением) и пожимаю руку и т.д. (дети продолжают)

Ход:

(Дети заходят и встают полукругом перед экраном)

I. Вводная часть

Воспитатель: Ребята! Отгадайте мою загадку:

Не дерево, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает (Книга) (Слайд №2 на экране)

Воспитатель: Правильно, это книга. Книга с давних времен  считается лучшим другом и помощником человека.  Как вы думаете, почему?

Ответы детей: (Потому что из книг можно узнать много нового и интересного)

Все, что создано умом.

Все, к чему душа стремится.

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста,  пословицы о книге:

  • Дом без книги – день без солнца.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде

Воспитатель: Что, по вашему мнению, может быть напечатано в книгах?

Ответы детей: (В книгах могут быть напечатаны рассказы, сказки, стихи, загадки, басни и т.д.)

 Да, вы правы! (Слайд №3 - экран) Посмотрите на экран. Здесь я собрала только малую часть того, что печатается для детей. Все это различные жанры литературных произведений.

- Какие жанры вам знакомы?

Ответы детей: (Сказки, рассказы, басни, стихи…)

Воспитатель:  Назовите, пожалуйста, несколько ваших любимых сказок. А какие  басни вам знакомы?  (дети называют)

Воспитатель: А как вы считаете, можно ли отличить один жанр литературного произведения от другого?  Например, сказку от басни? Чем они похожи и чем отличаются?

Ответы детей:  (И в сказке,  и в басне много того, чего не может быть в жизни. Например, животные  могут говорить человеческим голосом)

Воспитатель: И в сказке, и в басне присутствует мораль, нравоучение. Не зря в народе говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- На какие жанры литературы похожи басня и сказка?

Ответы детей: (Басня похожа на стихотворение, а сказка на рассказ)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А как отличить сказку от рассказа?

Ответы детей:  (В сказке  много выдуманного, волшебного. В сказках существуют волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебная палочка, избушка на курьих ножках  и т.д. (Слайд №4 - экран)

А в рассказе автор описывает то, что происходило на самом деле)

Молодцы! Все верно!

Физкультминутка: «Сказки»

«Курочка Ряба»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

«Репка»

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

«Волк и семеро козлят»

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками          обеих рук показывают «рожки»)

(Дети усаживаются на стульчики)

II. Основная часть: 

Воспитатель: Ребята, в последнее время мы читали рассказы Н.Н. Носова. Какие рассказы вам особенно запомнились? («Мишкина каша», «Фантазеры», «Клякса», «Живая шляпа»…)

Посмотрите на экран, узнаете ли вы,  к каким произведениям нарисованы эти иллюстрации? (Слайд №5 - экран)

Молодцы! Вы узнали все произведения Н. Носова.

Книги этого автора хочется читать и перечитывать. Его произведения нравятся не только детям, но и взрослым.

- Как вы думаете, почему? (Героями рассказов Носова являются дети – фантазёры и непоседы, выдумщики, которым часто достаётся за их затеи)

- Хотите услышать еще один рассказ?

Работа над произведением

1. Словарная работа

Воспитатель:  Сегодня я прочитаю вам рассказ Н.Н. Носова «Заплатка». В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Давайте разберем их.

«Заплатка» -  Кусок ткани, нашиваемый на порванное место. (Показать рубаху с заплаткой)

«Хвастается» - хвалится, говорит с излишней похвалой

«Материя» - ткань, из которой  можно что-нибудь сшить. (Показать образцы)

«Наново» -  Заново, вновь, снова, еще раз.

2. Выразительное чтение произведения воспитателем        

3. Беседа по содержанию

- Понравился рассказ? Как звали главного героя?        

- Почему все дети завидовали Бобке?

- Как он порвал свои штаны?

- К кому он обратился за помощью?

- Почему мама отказалась помочь сыну?

- Почему дети смеялись над мальчиком?                                                        

- За что Бобка испытал чувство стыда?

- Как мальчик пришивал заплатку в первый раз?

- Почему Бобка решил переделать  свою работу?

- Как мальчик работал во второй раз?

- Понравился ли результат друзьям Бобки?

- Чему захотел научиться Бобка в следующий раз?        

4.Интонационное упражнение

- Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа?

Ответы детей:  (Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)

- Кто попробует показать, как он хвалился своими штанами перед другими детьми, что он говорил, каким голосом, с какой интонацией?

(2-3 ребенка пытаются передать интонацию Бобки)

- Каким стал Бобка в конце рассказа?

Ответы детей: (Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)

Бобку переполняло чувство гордости за свою работу. Вспомните, как он двигался, что говорил.

- Кто попробует передать его состояние с помощью интонации? (Предложить детям   передать движение, интонацию)

5. Д/игра «Мамины помощники»  

Воспитатель: Ребята, вы любите своих мам? Конечно! Представляете, утром мама торопилась на работу, случайно за что-то зацепилась и порвала платок. Она очень огорчилась, потому что это был ее любимый платок. Как вы думаете, мы сможем помочь маме? Конечно! Возьмите свои листы, подойти к столам, найдите нужную заплатку и почините мамин платок. (Звучит спокойная музыка)

Молодцы! Вы быстро справились!

III. Итог:

Воспитатель:

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор этого произведения?  

- Понравился ли вам этот рассказ? Обязательно расскажите его дома.

Я тоже очень люблю  рассказы Н. Носова. Ведь в них самые обычные жизненные ситуации превращаются в необычайно смешные поучительные истории.

А еще мне известно, что вы очень любите книги! Поэтому  сегодня нашу библиотечку пополнят несколько новых книг. Вы сможете рассмотреть их в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах

Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...

Совместная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Приобщать детей к поэзии, помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.Учить отгадывать загадки, развивая логическое мышление, память, речь.Учить детей понимать характеры и поступки героев; ...

Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".

Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему:"Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".Задачи:- познакомить детей с творчество...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького»....