Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Познакомить детей с творчеством С. Есенина, с фактами из его детской биографии, воспитывать любовь к родному краю на основе лирики поэта, учить чувствовать и слышать красоту родного слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.10.20-teterina-t.p.docx | 123.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством С. Есенина.
Тема: «В гостях у Сергея Есенина».
Цель: Познакомить детей с творчеством С. Есенина, с фактами из его детской биографии, воспитывать любовь к родному краю на основе лирики поэта, учить чувствовать и слышать красоту родного слова.
Задачи:
Образовательные: Расширить и систематизировать знания о творчестве С. Есенина. Формировать умения понимать художественные образы в стихах поэта.
Развивающие: Развивать связную речь, внимание.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Формировать у детей чувство сплоченности, закреплять умение согласовывать свои действия с другими, действовать в команде, развивать умение слушать другого не перебивая, учить высказывать свое мнение, свою точку зрения.
2. Познавательное развитие:
Закрепить в сознании детей неповторимую особенность стихов С. Есенина, его неоценимый вклад в духовную жизнь народа.
ФЭМП: Упражнять детей в ориентировке в пространстве.
3. Речевое развитие:
Активизировать словарный запас детей, развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре, учить формулировать свою мысль в виде полных предложений.
Упражнять в выразительном исполнении стихов, развивать поэтический слух, чувство ритма, рифмы, упражнять в сочинении буриме, совершенствовать четкость дикции.
4. Художественно-эстетическое:
Развивать чувство прекрасного через пейзаж. Развивать способность передать свои впечатления в рисунке, аппликации. Познакомить с иллюстрациями книг к произведениям С. Есенина, подводить детей к созданию сюжетных композиций на тему прочитанных стихов С. Есенина. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами, используя различную технику изображения.
Музыкальное развитие: Обогатить музыкальные впечатления детей, вызвать в них эмоциональный отклик при прослушивании песен на стихи С. Есенина. Упражнять в определении характера музыкального произведения (темпе, настроении).
5.Физическое развитие:
Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультурной паузы, развивать способность к самоконтролю при выполнении двигательных упражнений.
Предварительная работа: чтение стихотворений С. Есенина, рассматривание картин с пейзажами природы рязанского края, с. Константиново. Разучивание стихотворений с детьми: «Белая береза», «Поет зима, аукает», «Ночь», «Черемуха» и др.; Слушание песен на стихи С. Есенина. Взаимодействие с родителями: оформление «Литературной галереи», уголка С. Есенина.
Материал и оборудование: Иллюстрации, мультимедийная аппаратура, звукозаписи песен на стихи С. Есенина, сборники стихов С. Есенина, иллюстрации к его стихотворениям, мнемосхема, альбомные листы, цветная бумага, карандаши, клей, кисти, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит интересная встреча с человеком, чье имя является визитной карточкой русской поэзии.
У каждого человека есть своя малая Родина, недаром говорится
«Где родился, там и пригодился». Наша малая Родина- Рязанщина. Много на ней родилось талантливых людей: поэтов, ученых, музыкантов.
А поговорим мы о поэте, который писал о красоте природы русской земли. Родился он на рязанской земле. Душа этого поэта светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви к Родине. Кто из вас сможет назвать его имя?
Ответы детей: Сергей Есенин.
Воспитатель: Правильно, ребята. Перенесемся с вами на какое-то мгновение в отчий край поэта, в прекрасную есенинскую «страну березового ситца».
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда
Воспитатель: Так написал о своем родном доме, в котором прошло его детство и юность С. Есенин. Рязанская земля- колыбель поэзии С. Есенина. Его Родина – село Константиново.
(показ иллюстраций: «Село Константиново», «Комната С. Есенина»)
С раннего детства Сергей полюбил природу, любил возиться с животными. С ранних лет его окружали и плеск волны, и свет зари, небесная синь. Вся эта красота родного края отразилась в его стихах. В детстве, затаив дыхание, Сергей слушал старинные легенды, предания, русские песни, которые ему пела бабушка. «В детстве я рос,- писал С. Есенин, - дыша атмосферой поэзии».
В пять лет Сергей Есенин научился читать, а в девять лет стал писать стихи, подражая песням. Поэтому стихи Есенина очень певучи, вот послушайте: «Отговорила роща золотая, березовым веселым языком…», как напевно звучат эти строки. Хотелось бы вам их спеть? Как вы думаете, какой по характеру будет музыка на эти слова? Какой темп будет у музыки?
Ответы детей: Мелодичная, певучая, напевная, медленная и т.д.
Воспитатель: Многие композиторы сочиняли музыку на слова великого поэта, и его стихи стали песнями, которые любят и исполняют не только на русском, но и на других языках. Давайте послушаем песню «Отговорила роща золотая» в грамзаписи.
(Слушание песни «Отговорила роща золотая» в грамзаписи)
Воспитатель: Каждый год, 3 октября, в день рождения поэта на его родине в селе Константиново собираются люди – почитатели поэзии великого поэта, поют песни на его стихи, водят хороводы, читают стихи.
Воспитатель: Сергей Есенин очень любил осень. Этому времени года он посвятил много стихов. Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под песню С. Есенина «Клен ты мой опавший».
Релаксация: (Хоровод с кленовыми листьями. Дети выполняют танцевальные движения
Воспитатель: Стихи С. Есенина плачут и смеются вместе с поэтом, открывая нам мир природы, чувств, размышлений. Нельзя не любоваться красотой русской природы, слушая песни и стихи С. Есенина, они близки каждому русскому человеку, затрагивают самые тонкие струны человеческой души, воспитывают любовь к Родине. Сам поэт писал: «Чувство Родины – основное в моем творчестве». Много стихов посвятил поэт русской родной земле. Вот такие прекрасные слова он написал:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».
Воспитатель: Очень много стихов С. Есенин посвятил красоте родной природы. Природа у Есенина многоцветна и многокрасочна, он одушевляет ее. Черемуха «спит в белой накидке», «березы плачут по лесам», «Заря окликает другую». Давайте послушаем стихи С. Есенина в исполнении ребят.
(Дети читают стихи: «Черемуха», «Поет зима, аукает»).
Воспитатель: Ребята, понравились вам стихи? Что понравилось больше?
Ответы детей: Красота природы.
Воспитатель: В этих стихах поэт воспевает красоту природы, родной земли. Особенное внимание он уделяет молодой «зелено косой», «в юбчонке белой» березе, он воспевает ее красоту и величие. Поэт обращается к деревьям как к людям, призывая их радоваться и огорчаться. Вот какие нежные слова он пишет о белоствольной красавице:
«Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан
И её золотистые косы,
И холщевый ее сарафан».
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята попробовать рассказать самое известное стихотворение С. Есенина о березе «Белая береза» используя мнемосхему.
Мнемосхема. Стихотворение С. Есенина «Белая береза»
(Дети читают стих, используя предложенную схему)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. А давайте представим себя молодыми березками.
Физкультминутка.
Как девчонки подростки -руки через стороны вверх
На лугу растут березки
Белоствольные сестрички -руки в стороны, кисти опущены вниз
Ветви будто бы косички -плетение «косичек» руками
Побегу по тропинке к березке -бег на месте
Обниму ее крепко рукой -обнять себя руками
Ей в листочки шепну как на ушко: -руки рупором, произнести слова
«Я с тобой, я с тобой, я с тобой».
Воспитатель: Ребята, не хотите ли попробовать сами сочинить стихи?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Попробуем составить буриме – это стихотворения, составленные на заданные рифмы.
Например, Окно – темно
Сосной – расписной
(Буриме, сочиненное детьми):
Вот на улице темно Дом стоит наш расписной
Месяц светит к нам в окно Под зеленою сосной.
Воспитатель: Молодцы. И еще такие рифмы: дорога- тревога, вперед – ведет. (Буриме) Не страшна нам тревога
Нас вперед ведет дорога.
(Воспитатель обращает внимание на указатель дороги)
Воспитатель: Ребята, смотрите - дорога. «Дорога» нам хочет на что-то указать. (Надпись на указателе: «Пройдите три шага вперед, поверните направо, сделайте вперед два шага»). Дети выполняют задание.
Воспитатель: «Дорога» привела нас в «Литературную галерею» (на стенде выставка книг С. Есенина. Дети вместе с воспитателем рассматривают книги. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто занимается иллюстрированием книг.
Ответы детей: Художники.
Воспитатель: Иллюстрируют книги художники-иллюстраторы. Мы видим в «Литературной галерее» много книг стихов С. Есенина, проиллюстрированных художниками-иллюстраторами. Иллюстрации помогают лучше понять произведение, вызывают эмоциональный отклик, обращают внимание на красоту природы. Я предлагаю вам создать свою книгу любимых стихов С. Есенина и проиллюстрировать ее. (Воспитатель выясняет, какие стихотворения С. Есенина будут иллюстрировать дети и что они хотят изобразит
(Звучит песня «За окошком месяц» в исполнении русского народного хора).
Дети иллюстрируют любимые стихи С. Есенина.
Воспитатель: Ребята, ваши прекрасные работы помогут нам проиллюстрировать книгу о поэзии С. Есенина, которую мы с вами изготовим к следующему занятию.
Итог:
Воспитатель: Ребята, сегодняшнее путешествие и знакомство с «поэтом земли русской» не закончилось, оно было интересным, увлекательным, познавательным. Я надеюсь, что вы захотите узнать еще больше, о творчестве С. Есенина, полюбите его стихи, и будете любить нашу родную землю, воспетую в его стихах
В конце занятия проходит выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для среднего дошкольного возраста с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну Огня»
Формирование у детей знаний об огне, о пользе и опасности огня; правилах пожарной безопасности....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".
Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание...