Использование изотерапии в психопрофилактической работе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Марьина Юлия Анатольевна


Использование изотерапии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_izoterapii_v_psihoprofilakticheskoy_rabote.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов.

Тема: «Использование изотерапии в психопрофилактической работе».

Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. 

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. 

И наиболее эффективным методом 
психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является арт-терапия - метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяются следующие виды арт-терапии: рисуночная терапия (или изотерапия); библиотерапия; музыкотерапия; сказкотерапия и др. 

Смысл 
психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают 
место инициативности и творчеству. 

Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Возраст от 5 до 10 лет называют "золотым веком" детского рисунка.
 Именно поэтому применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. 

В 
профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты: 

  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

Техники рисования: 

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • оттиск поролоном;
  • оттиск смятой бумагой;
  • восковые мелки (свеча) и акварель;
  • монотипия предметная;
  • монотипия пейзажная;
  • цветной граттаж;
  • кляксография обычная;
  • кляксография с трубочкой;
  • кляксография с ниточкой;
  • набрызг;
  • отпечатки листьев.

Нетрадиционные техники рисования 


В работе с детьми используются разнообразные техники рисования. Рассмотрим некоторые из них. 

Рисование пальчиками 

Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. 
Способ получения изображения.
 Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). 

Рисование ладошкой 

Материал и инструменты:
 широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. 
Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь ладошку или  окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, дерева). 

Оттиск печатками из картофеля ("печатки") 

Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.). 
Способ получения изображения.
 Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. 

Оттиск поролоном
 

Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик. 
Способ получения изображения. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 

Оттиск смятой бумагой 

Материал и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. 
Способ получения изображения.
 Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага. 

Восковые мелки (свеча) и акварель 

Материал и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. 
Способ получения изображения. Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Изображение, нарисованное мелками, остается незакрашенным. 

Монотипия (от "моно" и греч. тилос - отпечаток) - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и граверу Джованни Кастильоне (1607-1665). Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. 

Монотипия предметная 

Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. 

Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз так же складывая лист. 

Монотипия пейзажная 

Материал и инструменты: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. 
Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой - получается его отражение, как в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, "оживляется" красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. 

Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. 

Цветной граттаж 

Материал и инструменты:
 цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло. 
Способ получения изображения.
 Ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью. 

Кляксография обычная 

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше). 
Способ получения изображения:
 ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. 

Кляксография с трубочкой 

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5), трубочка-соломинка для напитков. 
Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. 

Кляксография с ниточкой ("цветные ниточки") 

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа. 
Способ получения изображения. Ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие де¬тали дорабатываются тонкой кистью. 

Набрызг 

Материал и инструменты:
 бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка. 
Способ получения изображения. Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу. 

Отпечатки листьев 

Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти. 
Способ получения изображения. Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 

Особенно приветствуется при изотерапии, когда ребенок изображает абстрактные понятия - "добро", "зло", "счастье", эмоциональные состояния и чувства - "радость", "гнев", "удивление" и пр. (пример использования такого типа задания с детьми старшего дошкольного возраста приведен в приложении). После изображения психологического состояния проводится обсуждение рисунка с пояснением значения этого понятия, ситуаций, которые связаны с переживанием данного чувства, причин, его вызывающих, способов и приемов преодоления негативных состояний. 

Приложение 


Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Рисуем счастье" 

Задачи: 

  1. Формирование у детей представления о счастье.
  2. Развитие абстрактного мышления, творческого воображения, умения запечатлевать свои фантазии на бумаге.
  3. Воспитание чуткого, бережного, осторожного отношения к значению слова «счастье», к окружающему миру и близким людям.
  4. Снятие эмоционального напряжения, развитие ощущения собственной значимости, формирование способов эффективного взаимодействия с другими людьми, преодоление коммуникативных барьеров и психологической защиты.


Оборудование: листы А4, акварельные краски, кисточки, стаканы с водой на каждого ребенка, мягкий тканевый мячик среднего размера, "волшебные" очки (пластмассовые разноцветные детские очки с темными стеклами). 

Ход непосредственно образовательной деятельности 

1. Приветствие (2 мин) 
  
Инструкция. Поприветствовав детей, педагог-психолог предлагает им поздороваться друг с другом. Для этого они должны по кругу передать мяч. У кого в руках он окажется, ласково называет свое имя и рассказывает о том, что любит делать больше всего. 

2. Игра "Волшебные очки" (3 мин) 

Инструкция педагога-психолога: "Жил-был один волшебник, который изобрел удиви¬тельные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и рассказал нам о самом радостном и счастливом событии в своей жизни". 

3. Основная часть. Беседа на тему "Счастье" (2 мин) Вопросы для беседы: 

  • Вы когда-нибудь слышали о слове "счастье"? Где? Когда?
  • Кто обычно говорит о нем? (Люди, которые не болеют, у которых все хорошо.)
  • Когда говорят о счастье?
  • Что делают люди, когда бывают счастливыми? (Совершают добрые поступки.)
  • Что надо людям для счастья? (Иметь крепкое здоровье - как один из вариантов ответа.)

Вывод. Каждый понимает счастье по-своему, и у каждого оно свое. Для ребенка счастье - "это мама, это я, это папа, вся семья". 

4. Волшебная история (3 мин) 

Инструкция. Педагог-психолог рассказывает сказку: 
"Жила-была роза. Она была нежная, красивая, стройная. Все, кто проходил мимо, любо¬вались ею. Роза росла одна в саду. Хозяин, который заботился о саде, никогда не забывал поливать ее. Но однажды роза стала вянуть. Солнышко, увидев это, спросило у нее: "Что с тобой? Неужели тебе не хватает моего солнечного света? Или воды, которой поливает тебя хозяин? Ты ведь такая красивая!" Роза тихо ответила: "Милое солнышко, спасибо за свет. Чтобы быть счастливой, мало иметь красоту. Я несчастная, потому что..." Далее педагог-психолог просит детей ответить на вопросы: 

  • • Почему роза несчастная?
  • • Что нужно сделать, чтобы осчастливить розу?

Вывод. Когда человека окружают родные, близкие, друзья, то он не ощущает одиночества. Такого человека тоже можно назвать счастливым. 

5. Продуктивная деятельность. Рисование по теме (10 мин) 

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям закрыть глаза, подумать и представить, что такое счастье. 

Наводящие вопросы: 

  • • Как можно изобразить счастье на листе бумаги?
  • • Какие краски вы будете использовать?
  • • С каким настроением вы будете рисовать?


Затем детям предлагается открыть глаза, улыбнуться друг другу, взять нужные краски и нарисовать то, что они представили. 

6. Обсуждение рисунков (3 мин) 

Каждый ребенок рассказывает, что он нарисовал. 

7. Заключительная часть. Прощание "Солнечные лучики" (2 мин) 

Инструкция педагога-психолога: "Ребята, возьмите свои рисунки, прижмите их к сердцу, и пусть ваше счастье сбудется. А теперь встанем дружно в круг, вытянем перед собой руки и соединим их в центре круга. Давайте тихо постоим, почувствуем себя теплыми солнечными лучиками. Лучи солнца приносят людям радость и счастье. Я надеюсь, что вы будете радовать своих родных и друзей. 
Все мы дружные ребята, 
Мы ребята-дошколята. 
Никого не обижаем, 
Как заботиться, мы знаем, 
Никого в беде не бросим, 
Не отнимем, а попросим. 
Пусть всем будет хорошо, 
Будет радостно, светло! 
На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо! До свидания!" 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическая работа.

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.2.Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста.3.Приложение 1. (обработка результатов)4. Приложение 2. (Форма заполнения результатов по а...

«ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СНА В ДОУ»

в данных рекомендациях изложены некоторые принципы организации сна дошкольника...

Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.

Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о поло...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Актуальность данной темы и формы работы: Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необхо...

Психопрофилактическая работа педагога-психолога

Кинетический песок дает неограниченные возможности для работы педагога-психолога, так как игры с песком насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Кинетическая песочница по...

Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога»

Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога» [[{"type":"media","view_mode":"media...

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...