МАСТЕР-КЛАСС ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Маценко Екатерина Андреевна

Актуальность данной темы и формы работы: Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. Процесс совершенствования коммуникативной культуры личности педагога предполагает применение соответствующих методов, при воплощении которых участники могут взаимодействовать, получать обратную связь от других участников и непосредственно в ситуации межличностного взаимодействия закреплять полученные навыки, проявлять творческую активность. Такое направления совершенствования коммуникативной культуры педагога как социально-психологический тренинг общения в наибольшей степени соответствуют специфике феномена коммуникативной культуры и способствуют совершенствованию коммуникативной культуры педагога.

Цели и задачи:

1.     Развитие навыков рефлексии и обратной связи;

2.     Познание педагогами своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;

3.     Создание положительного психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

Целевая группа:10-15 человек, педагоги МОУ школа-сад №7, педагоги-психологи и социальные педагоги других образовательных учреждений Краснооктябрьского района г.Волгограда.

Необходимые ресурсы: компьютер, колонки, музыка для релаксации/лирическая музыка, два мяча разного цвета, большой надувной мяч, праздничные колпаки, 20 карточек с незаконченными предложениями, свечка на подставке, чистые листы бумаги по количеству участников, фломастеры, карандаши.

Преемственность и включенность данного опыта в систему общего сопровождения образовательного процесса:

Данная работа изначально проводилась с педагогами МОУ Школа – сад №7 в рамках Неделя психологии и социальной активности на тему: «Счастье, это когда тебя понимают» в форме мини-цикла занятий с элементами социально-психологического тренинга общения:

Занятие 1: «Позитивное самовосприятие или учимся понимать себя»

Занятие 2: «Позитивное восприятие другого или учимся понимать окружающих»

Описание ожидаемых результатов:

В качестве ожидаемых результатов предполагается самораскрытие участников, выражение себя своими индивидуальными средствами, преодоление стереотипов, прежде всего, в общении с окружающими людьми, развитие адекватной самооценки и способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Занятие с элементами социально-психологического тренинга общения на тему: «Позитивное восприятие себя и другого» или «Учимся понимать себя и окружающих».

Актуальность данной темы и формы работы: Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. Процесс совершенствования коммуникативной культуры личности педагога предполагает применение соответствующих методов, при воплощении которых участники могут взаимодействовать, получать обратную связь от других участников и непосредственно в ситуации межличностного взаимодействия закреплять полученные навыки, проявлять творческую активность. Такое направления совершенствования коммуникативной культуры педагога как социально-психологический тренинг общения в наибольшей степени соответствуют специфике феномена коммуникативной культуры и способствуют совершенствованию коммуникативной культуры педагога.

Цели и задачи:

  1. Развитие навыков рефлексии и обратной связи;
  2. Познание педагогами своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;
  3. Создание положительного психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

Целевая группа:10-15 человек, педагоги МОУ Школа-сад №7, педагоги-психологи и социальные педагоги других образовательных учреждений Краснооктябрьского района г.Волгограда.

Необходимые ресурсы: компьютер, колонки, музыка для релаксации/лирическая музыка, два мяча разного цвета, большой надувной мяч, праздничные колпаки, 20 карточек с незаконченными предложениями, свечка на подставке, чистые листы бумаги по количеству участников, фломастеры, карандаши.

Преемственность и включенность данного опыта в систему общего сопровождения образовательного процесса:

Данная работа изначально проводилась с педагогами МОУ Школа – сад №7 в рамках Неделя психологии и социальной активности на тему: «Счастье, это когда тебя понимают» в форме мини-цикла занятий с элементами социально-психологического тренинга общения:

Занятие 1: «Позитивное самовосприятие или учимся понимать себя»

Занятие 2: «Позитивное восприятие другого или учимся понимать окружающих»

Описание ожидаемых результатов:

В качестве ожидаемых результатов предполагается самораскрытие участников, выражение себя своими индивидуальными средствами, преодоление стереотипов, прежде всего, в общении с окружающими людьми, развитие адекватной самооценки и способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих.

Ход занятия

1. Приветствие, сообщение темы встречи. Упражнение «Я – уникальный».

Ведущие передают в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Участник слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, «игровое имя»,… я  как все...», и при этом он выбирает одно из своих личностных качеств. Участник, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, «игровое имя»,… я  не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге ведущие подводят участников к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

2. Разминка. Упражнение «Кто Я».

Участники по очереди вытаскивают карточки, на которых написано какое-то одно  незаконченное предложение Его надо закончить вслух:

  • Мне нравится, что я...
  • У меня есть хорошее качество...
  • Я уважаю себя за то, что...
  • Я совершила  вот такой хороший поступок...
  • Я горжусь собой, когда я...
  • Я симпатичный человек, потому что... и т.д.

Вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?
  • Испытывали ли вы затруднения, когда говорили о себе «что-то хорошее»?

3. Упражнение «Образ внутреннего мира».

Цели:

  • развитие навыков рефлексии;
  • выработка позитивного самоотношения;
  • тренировка умения расслабляться, снимать напряжение.

Ход упражнения:

Ведущие сообщают о том, что на сегодняшнем занятии предстоит работать с образами и просят сесть поудобнее.

Ведущий: Мы — педагоги. Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми. Мы умеем  строить взаимоотношения с ними и пытаемся  понять. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействии был максимально полезным  для нас. Что же помогает нам в этом? Чему мы обязаны, когда у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с воспитанниками и коллегами?

Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь внутри каждого из нас есть то самое загадочное, наша  сердцевина, скрытая ото всех других людей, которая называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире, сосредоточены наши психологические богатства, все наши возможности и ограничения.

Очень важно узнать, как выглядит наш  внутренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он — наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах тайны, и леса, наполненные удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут люди и звери, короли и волшебники, ученые мудрецы и легкомысленные паяцы...

А может быть, наш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? например, на волшебный сосуд или хрустальный шар. А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?

Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным,  и будет отражать то, каким захочет предстать перед всеми ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...

Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущие снижают громкость музыки, а затем и полностью выключают ее.

Ведущий: А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги, карандаши и фломастеры. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения упражнения. Время на рисование — примерно 10 мин.

На время рисования ведущие снова включают музыку. За минуту до конца отведенного промежутка ведущие просят участников завершать свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему столько времени, сколько участник посчитает нужным. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег.

Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все художники, держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущие просят участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или даже просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своем выборе и коротко его поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.

Рефлексия. Участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения рисования. В большой группе не следует настаивать на высказываниях всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным.

4. Разминка. Упражнение «Нас с тобой объединяет».

Это упражнение выполняется в кругу с использованием мяча. Первый участник — тот, у которого в руках мяч, — кидает мяч кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...» (например, «...любовь к путешествиям», или «...то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров», или «...знак зодиака»). Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо», если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...»

5. Упражнение «Зубы дареного коня».

Цели:

  • выявить и развить у педагогов способность к эмпатии;
  • получить информацию о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьми.

Ход упражнения:

Группа разбивается на тройки, и каждая подгруппа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до трёх. Дальнейший текст ведущего сопровождается негромкой лирической музыкой для создания необходимой атмосферы.

Ведущий: Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех — день рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в такой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого...»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников; от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.

В данную минуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы -  волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет...

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики - независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят: дареному коню в зубы не смотрят. Но сегодня -  особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.

 Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.

После того как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и так далее. Пожалуйста, приступайте! С днем рождения!

 После того как каждый из участников в подгруппе получит свои подарки, ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии. Интересно обсудить следующие вопросы:

  • Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»? За счет чего это произошло?
  • Какого типа были подарки?
  • Какие из них оказались самыми удачными?
  • Каков самый оригинальный подарок?
  • Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без исключения?
  • Если да, то не является ли причиной их «всеядности» нежелание обидеть дарителей? Все ли сумели быть искренними?
  • Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?
  • Насколько трудным было отказываться от подарков?
  • Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?
  • Что бы чувствовали, когда ваши дары отвергались?
  • Есть ли такие подарки, которые бы вы хотели получить, но никто их не подарил? И т.п.

6. Заключительное упражнение «Свечка».

Наше занятие заканчивается. Мы вас всех благодарим. Нам было очень приятно с вами работать. А сейчас мы зажжем свечку, и будем передавать ее друг другу и говорить впечатления и пожелания относительно нашей совместной работы.

Спасибо за участие! До свидания!

Список используемой литературы

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие / И.В. Вачков. - [ 2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Ось-89, 2000.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007.
  3. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004.
  4. Монина Г.Б., Лютбва-Робертс .Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб: Речь, 2005.
  5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999.