Мастер-класс "Body percussion в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения"
методическая разработка (средняя, старшая группа)
Материал содержит информацию об актуальности и значимости бережливой технологии Body percussion в работе учителя-дефектолога ДОУ. Представлена авторская методика разучивания произведений с детьми с помощью мнемотаблиц и Боди перкуссии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 686.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 комбинированного вида»
Мастер-класс
Использование технологии Body percussion в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения
Подготовила:
учитель-дефектолог Шляхова Л.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2025 г.
Актуальность и практическая значимость
Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
В широком понимании, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Чувство ритма, являясь в большей мере слухо-моторной функцией, предполагает восприятие временного интервала, спонтанную ритмическую двигательную активность, синхронизацию, постсинхронизацию, воспроизведение внешнего ритма. Синхронизация представляет собой ритмичные движения, производимые на фоне прослушивания внешнего ритма, и связана со способностью восприятия длительности. Постсинхронизация представляет собой механизм поддерживания ритмичных движений после окончания действия внешних ритмических стимулов. Воспроизведение ритма состоит из нескольких этапов: сначала происходит перцепция ритмической структуры (для этого необходим достаточный объем кратковременной памяти, которая сохраняет ритмическую структуру), далее – ритм извлекается из памяти и используется. Каждый из трех этапов может быть нарушен, в результате чего воспроизведение ритма будет неверным. Ребенок в норме способен оценивать темпо-ритмическую составляющую, производить моторное планирование, воспроизводить последовательность. Детям с задержкой психического развития сложно улавливать последовательность при выполнении определенных действий, в устной речи, письме или чтении. Они испытывают трудности также при воспроизведении ритмических структур, предъявленных на слух или визуально. Аспект синхронности присутствует почти в каждом двигательном акте, поэтому коррекция нарушений восприятия временных интервалов, ритмических акцентов, планирования движений у детей с задержкой психического развития является важной задачей для психолога, нейропсихолога, логопеда.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела), техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».
Телесная перкуссия действует в трех областях:
а) на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
б) на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
в) в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Боди перкуссия в работе учителя-дефектолога
Использование элементов телесной перкуссии на коррекционно-развивающих занятиях позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной, особенно для детей, которые имеют различные отклонения в развитии. Такие дети с особым воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей с ОВЗ.
Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен, что очень нравится дошкольникам и обогащает их музыкальные впечатления.
Применение элементов технологии телесной перкуссии в коррекционной педагогике:
- стимулирует активность детей через активные точки;
- позволяет без лишних затрат переключаться с одного действия на другое;
- вырабатывает у детей алгоритм действия, это приучает детей к навыкам чтения слева направо;
- выстраивает последовательность действий;
-помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя;
-развивает навыки слушания и взаимодействия в паре (коллективе) улучшает умение детей импровизировать;
-дети развиваются физически;
-развивает чувство темпа, ритма; повышает эмоциональное настроение;
-развивает творческие способности;
-укрепляет костно-мышечный аппарат;
-дети учатся владеть своим телом;
-развивает фантазию, импровизацию, способствует проявлению индивидуальности;
- способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром;
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Body Percussion (перкуссия тела) –это направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Техника Body Percussion помогает осознать возможности своего тела средствами его самовыражения, способствует снятию напряжения и различных зажимов у детей дошкольного возраста. При помощи сочетания ритма музыки и движения развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание.
Сегодня Body Percussion включает в себя более широкое понятие, чем просто обучение звукоизвлечению, ритму и ритмике. Таким образом, метод Body Percussion – это не просто музыкальный метод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Деятельность этого метода сформулирована в теории множественного интеллекта (Х. Гарднер, 1983) в целях вовлечения в процесс обучения обеих долей головного мозга.
Данная техника нашла отражение в разработках Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм».
У каждого жеста есть определенное название. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Какие же основные, общепринятые движения используются в боди перкуссии?
(в порядке от самого низкого до самого высокого):
- шагание ногами по полу или резонирующей поверхности, топот ногами или притопы различной силы;
- хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно), похлопывания по коленям или шлепки одной, или двумя руками по бедру;
- хлопанье в ладоши, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями;
- щелчки большим и средним пальцами.
Приемы работы с детьми в технике body percussion следующие: вместе с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
На первых этапах работы, ребенку зачастую достаточно сложно воспроизводить весь ритмичный рисунок, для этого используется визуальная подсказка (карты-схемы, символы, мнемотаблицы)
Автоматизация звуков с использованием боди перкуссии дает положительный результат. Ребёнок воспринимает задание, как игру. Увлечённо втягиваясь, задействует движения своего тела. А как говорил великий В.А. Сухомлинский «…Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Первичное предназначение перкуссии тела- коммуникация. Синхронная работа, снятие зажимов и эмоционального напряжения, возможность самовыражаться и высказываться без слов.
Представляю вашему вниманию разучивание произведений с помощью Body Percussion для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребеш- ком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Зайка
Зайку бро- сила хозяйка –
|
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Отор- вали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Кораблик
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опро- кинул грузо- вик.
Слон
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
|
Голо- вой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Самолёт
Само- лёт построим сами,
Поне- сёмся над лесами.
Поне- сёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивные формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений"
Меиодические рекомендации для старших воспитателей...
Анализ работы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 5 «Берёзка»
Анализ работы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 5 «Берёзка»...

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)
Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим усло...

Создание универсальной безбаарьерной среды для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) на занятиях учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Универсальная безбарьерная среда — это не просто удобство, а основа для полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Представьте, что каждый ребенок, незави...



















































