Мастер-класс "Body percussion в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения"
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Шляхова Любовь Викторовна

Материал содержит информацию об актуальности и значимости бережливой технологии Body percussion в работе учителя-дефектолога ДОУ. Представлена авторская методика разучивания произведений с детьми с помощью мнемотаблиц и Боди перкуссии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_tehnologii_bodi_perkussiya.docx686.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 комбинированного вида»

Мастер-класс

Использование технологии Body percussion в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения

Подготовила:

учитель-дефектолог Шляхова Л.В.

г. Петропавловск-Камчатский

2025 г.

Актуальность и практическая значимость

Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

В широком понимании, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Чувство ритма, являясь в большей мере слухо-моторной функцией, предполагает восприятие временного интервала, спонтанную ритмическую двигательную активность, синхронизацию, постсинхронизацию, воспроизведение внешнего ритма. Синхронизация представляет собой ритмичные движения, производимые на фоне прослушивания внешнего ритма, и связана со способностью восприятия длительности. Постсинхронизация представляет собой механизм поддерживания ритмичных движений после окончания действия внешних ритмических стимулов. Воспроизведение ритма состоит из нескольких этапов: сначала происходит перцепция ритмической структуры (для этого необходим достаточный объем кратковременной памяти, которая сохраняет ритмическую структуру), далее – ритм извлекается из памяти и используется. Каждый из трех этапов может быть нарушен, в результате чего воспроизведение ритма будет неверным. Ребенок в норме способен оценивать темпо-ритмическую составляющую, производить моторное планирование, воспроизводить последовательность. Детям с задержкой психического развития сложно улавливать последовательность при выполнении определенных действий, в устной речи, письме или чтении. Они испытывают трудности также при воспроизведении ритмических структур, предъявленных на слух или визуально. Аспект синхронности присутствует почти в каждом двигательном акте, поэтому коррекция нарушений восприятия временных интервалов, ритмических акцентов, планирования движений у детей с задержкой психического развития является важной задачей для психолога, нейропсихолога, логопеда.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела), техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».

Телесная перкуссия действует в трех областях:

а) на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

б) на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

в) в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Боди перкуссия в работе учителя-дефектолога

Использование элементов телесной перкуссии на коррекционно-развивающих занятиях позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной, особенно для детей, которые имеют различные отклонения в развитии. Такие дети с особым воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей с ОВЗ.

Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен, что очень нравится дошкольникам и обогащает их музыкальные впечатления.

Применение элементов технологии телесной перкуссии в коррекционной педагогике:

- стимулирует активность детей через активные точки;

- позволяет без лишних затрат переключаться с одного действия на другое;

- вырабатывает у детей алгоритм действия, это приучает детей к навыкам чтения слева направо;

- выстраивает последовательность действий;

-помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя;

-развивает навыки слушания и взаимодействия в паре (коллективе) улучшает умение детей импровизировать;

-дети развиваются физически;

-развивает чувство темпа, ритма; повышает эмоциональное настроение;

-развивает творческие способности;

-укрепляет костно-мышечный аппарат;

-дети учатся владеть своим телом;

-развивает фантазию, импровизацию, способствует проявлению индивидуальности;

- способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром;

Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Body Percussion (перкуссия тела) –это направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

Техника Body Percussion  помогает осознать возможности своего тела средствами его самовыражения, способствует снятию напряжения и различных зажимов у детей дошкольного возраста. При помощи сочетания ритма музыки и движения развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание.

Сегодня Body Percussion включает в себя более широкое понятие, чем просто обучение звукоизвлечению, ритму и ритмике. Таким образом, метод Body Percussion – это не просто музыкальный метод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Деятельность этого метода сформулирована в теории множественного интеллекта (Х. Гарднер, 1983) в целях вовлечения в процесс обучения обеих долей головного мозга.

Данная техника нашла отражение в разработках Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм».

У каждого жеста есть определенное название. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Какие же основные, общепринятые движения используются в боди перкуссии?

(в порядке от самого низкого до самого высокого):

- шагание ногами по полу или резонирующей поверхности, топот ногами или притопы различной силы;

- хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно), похлопывания по коленям или шлепки одной, или двумя руками по бедру;

- хлопанье в ладоши, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями;

- щелчки большим и средним пальцами.

                     

Приемы работы с детьми в технике body percussion следующие: вместе с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.

На первых этапах работы, ребенку зачастую достаточно сложно воспроизводить весь ритмичный рисунок, для этого используется визуальная подсказка (карты-схемы, символы, мнемотаблицы)

        

 Автоматизация звуков с использованием боди перкуссии дает положительный результат. Ребёнок воспринимает задание, как игру. Увлечённо втягиваясь, задействует движения своего тела. А как говорил великий В.А. Сухомлинский «…Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.

Первичное предназначение перкуссии тела- коммуникация. Синхронная работа, снятие зажимов и эмоционального напряжения, возможность самовыражаться и высказываться без слов.

Представляю вашему вниманию разучивание произведений с помощью Body Percussion для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»

Лошадка

Я                                 люблю                         свою                         лошадку,  


Причешу                         ей                         шёрстку                         гладко,


Гребеш-                        ком                         приглажу                         хвостик


И                                 верхом                         поеду                 в гости.

Зайка

Зайку                         бро-                сила                 хозяйка –

 


Под                                         дождем                 остался                 зайка.

Со                                 скамейки                         слезть                 не мог,


Весь                                 до                         ниточки                         промок.

Мишка

Уронили                                 мишку                 на                                 пол,


Отор-                                вали                         мишке                                 лапу.


Все                                 равно                         его                         не брошу –


Потому                                 что                         он                 хороший.

Кораблик

Матросская                 шапка,


Верёвка                         в руке,


Тяну я                         кораблик


По быстрой                 реке.


И скачут                         лягушки

За мной                         по пятам,


И просят                         меня:


- Прокати,                         капитан!

Бычок

Идет                                 бычок,                         качается,


Вздыхает                                 на                         ходу:


- Ох,                                 доска                 кончается,


Сейчас                                 я                         упаду!

Мячик

Наша                         Таня                         громко                         плачет:


Уронила                                                 в речку                         мячик.


- Тише,                         Танечка,                         не                         плачь:


Не                                 утонет                         в речке                 мяч.
Хочу такой сайт

Грузовик

Нет,                                 напрасно                         мы                         решили


Прокатить                                                         кота                         в машине:


Кот                                         кататься                 не                         привык –


Опро-                        кинул                         грузо-                вик.

Слон

Спать                         пора!                         Уснул                 бычок,


Лег                                 в коробку                         на                         бочок.


Сонный                         мишка                         лег                         в кровать,


Только                         слон                         не хочет                         спать.

 


Голо-                                вой                         качает                         слон,


Он                                 слонихе                         шлет                         поклон.

Самолёт

Само-                                лёт                 построим                         сами,


Поне-                        сёмся                 над                                 лесами.


Поне-                        сёмся                 над                                 лесами,


А потом вернёмся к маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 5 «Берёзка»

Анализ работы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 5 «Берёзка»...

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим усло...

Создание универсальной безбаарьерной среды для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) на занятиях учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Универсальная безбарьерная среда — это не просто удобство, а основа для полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Представьте, что каждый ребенок, незави...