Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Ширяева

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и  воспитания ребёнка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка»

Ширяевой Л.А.

По теме:

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и  воспитания ребёнка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни.

Классический афоризм "движение - это жизнь" может стать одной из формул бытия взрослого человека только в том случае, если формирование потребности в двигательной деятельности начнётся в дошкольном возрасте. Ребёнок рождается с естественной биологической потребностью в движении (с двигательной активностью).

Дошкольный возраст - благодатный период для формирования и развития двигательной деятельности на фоне достаточно высокой двигательной активности.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание несвязанно так тесно с общим воспитанием, как впервые шесть лет. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития, поэтому я выбрала тему моего опыта: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Я поставила перед собой цель: воспитывать здоровых, жизнерадостных, жизнестойких, физически совершённых, гармонически и творчески развитых детей. Главными, актуальными задачами моей работы по организации двигательной активности являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия.

В первую очередь, я начала свою работу с изучения методической литературы: Л.И.Пезулаева «Физическая культура в детском  саду», К.Е.Вераксы «Рабочая программа по физическому развитию дошкольников»

Провела диагностику физического и двигательного развития детей, определила конкретный уровень развития каждого ребёнка.

Начало года

Конец года

В

С

Н

В

С

Н

2020 - 2021

37%

60%

3%

85%

15%

- %

2021-2022

85%

15%

   -%

90%

10%

-%

На основании результатов диагностики, разработала необходимые средства и методы их физического воспитания.

Поняла, что физкультурно-оздоровительная деятельность сопровождает ребёнка в течении дня. Это способствует повышению двигательной активности детей. Движение и игра для детей не только жизненная необходимость - это сама жизнь. Правильно организованная двигательная деятельность - важнейший фактор здорового образа жизни и укрепления здоровья вне зависимости от возраста.

Создала условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями ребёнка в группе и на участке. Подобрала физкультурное оборудование с учётом специфики группы и возраста детей, изготовила нетрадиционное оборудование своими руками, проявила творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала, эстетически оформила, удобно разместила его, чтобы был доступен детям. Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызывает у ребёнка интерес к движениям, предупреждает у него развитие двигательных стереотипов,

активизирует творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности - двигательной, игровой. Движения являются одним из средств общения между детьми. В своей работе использую разные формы организации детей. Каждая из форм физического воспитания имеет и своё специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя разминка), стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в  рамки специальных физкультурных занятий

    Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник - это целое событие. Праздники – важный фактор формирования человека. Спортивный праздник в детском саду – это событие особенное. Кроме того, что он несет радость и веселье, на нем дети демонстрируют свои спортивные достижения в силе, ловкости, координации, быстроте, сноровке – это своего рода показательные выступления маленьких спортсменов. Физкультурные праздники воспитывают такие необходимые личностные качества, как воля, выдержка, целеустремленность, смелость и упорство, дисциплинированность, организованность, инициативность и самостоятельность, а также чувство коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи.

Физкультурные развлечения  - это всегда  зрелищные и радостные события. Их ждут, к ним готовятся, они надолго остаются в памяти детей.

Развлекательные досуги и праздники наполнены веселыми занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

 Физкультурные праздники и досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий.

. Анализ двигательной деятельности детей группы, показывал, что они, были, малоподвижны, менее активны. Поэтому главная задача, стоящая передо мной: создание в группе высокой эмоциональной и двигательной активности детей. Решить ее можно и через проведение оздоровительно – досуговой деятельности.

     Углубленно работаю над темой «Оздоровительно - досуговая деятельность дошкольника». Изучила методику физического воспитания дошкольников по этому вопросу, в чем мне помогли книги под редакцией Л.И.Пензулаевой.

В начале каждого учебного года составляю перспективный план спортивных праздников, физкультурных досугов для детей.

учитываю следующие моменты:

·             содержание программы согласовываю с пройденным учебным материалом;

·             использую игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;

·             размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечает правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;

·             после игр-эстафет или других заданий, возбуждающих детей, планирую загадки, стихи, игры малой подвижности, игры хороводного типа, обеспечивающие смену деятельности, но не снижающие эмоциональный подъем;

·             после фронтальных игр большой подвижности следуют задания, в которых действуют более выносливые дети;

·             обязательное музыкальное сопровождение;

·             создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение;

·             формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок драматизации, приглашение гостей-героев знакомых сказок и мультфильмов.

Разрабатывая сценарии досугов, творчески подхожу к выбору темы и форме проведения.

Тематику досугов условно делю на 3 группы:

I. - Развлекательные:

·  «Земляничка»,

·  «Колобок»,

·  «Здравствуй лето, красное»,

·  «Репка»,

·  «Малыши лягушатами стали» и др.

На развлекательных досугах и праздниках я приобщаю к двигательному творчеству, добиваюсь, выразительности целесообразных действий, развиваю импровизированные способности, учу детей фантазировать.  

II.- Познавательные:

·  «Старая сказка на новый лад»,

·  «Опора и двигатели нашего организма»,

·  «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет!»,

·  «Сердце я свое берегу, сам себе я помогу»

На познавательных развлечениях я знакомлю детей с функциями скелета и мышечной системы, с работой человеческого сердца, вырабатываю осознанное отношение к спортивным соревнованиям, обучаю правилам первой помощи при повреждении кости или мышцы, а также правилам поведения, при которых сердце сохраняется здоровым. Рассматриваю вместе с детьми лекарственные растения и их роль в жизни человека. 

III. - Воспитывающие привычки здорового образа жизни.

·  «Солнце, воздух, вода и земля - наши лучшие друзья»,

·  «Чистота - залог здоровья»,

·  «Пусть всегда буду я»,

·  «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,

·  «В здоровом теле здоровый дух».

На развлечениях, воспитывающих привычки здорового образа жизни, я учу детей, бережно относится к своему здоровью: выполнять утреннюю гимнастику, чистить зубы, умываться, соблюдать режим дня.

 Физкультурные досуги и праздники позволяют мне, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.

 При проведении досуга и праздника приобщаю всех детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка.

 Немаловажным считаю оформление зала,  и площадки чтобы избежать однообразия превращаю его. В подготовке досугов участвуют и сами ребята.

 Большое внимание при проведении досугов уделяю костюмам. Они помогают в считанные минуты настроить детей, привлечь их внимание, удивить, ошеломить в зависимости от выбранного образа.

Ребятишки готовы идти за приглянувшимся героем хоть на край света и на «отлично» выполнять всё, что он предложит. Любимые персонажи детей Карлсон, Баба Яга, Клоун, Петрушка, Снежная баба, Дед Мороз и др.Вместе с музыкальным руководителем продумываю музыкальное сопровождение, используя записи любимых песен малышей из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку.

Большое значение придаю художественному слову, используемому в сценарии,отбираю нужные по теме стихи, песни, загадки. Часть их разучивают дети, часть – ведущий, а также персонажи, приглашенные на праздник.

  При проведении досуга использую нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: «водопровод» из пластиковых бутылок, полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - яйца из-под kinder-сюрприза, цветные крышечки из-под пластиковых бутылок, бутылки из-под йогурта.

  При проведении досуга на улице хотелось бы использую спортивную площадку. Все это вызывает у детей интерес, радость, желание двигаться, участвовать в игре но.    Использую ритмическую гимнастику, она придает досугам неповторимость. Она на практике позволяет показать связь спорта с жизнью, способствует созданию у детей представлений о красоте спорта, формирует привычку здорового образа жизни, позволяет сохранить, поддержать интерес и хорошее настроение у детей.

Для меня важно не снизить эмоциональный подъем досуга до конца действия. Для этого придумываю призы, сладкое угощение, поощряющие активность детей, ведь каждый ребенок так рад небольшому подарку.

Оздоровительные досуги, проводимые в детском саду:

·       «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,

·       «Путешествие в Спортландию»,

·       «Русская зима» и т.д.

Поскольку такие досуги стараемся проводить на свежем воздухе, то они, безусловно, очень полезны в оздоровительном отношении, оптимизируют физическое состояние детей, укрепляют и закаливают организм.

Хочется, чтобы  в нашем детском саду с участием родителей проводились праздники «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы друзья», на  которых дети вместе с родителями постигли бы азбуку здоровья.

Эта идея проста, но очень привлекательна – проведение совместного досуга детей и родителей. На сорок минут  больше радости, смеха, улыбок, движения и заряд бодрости на несколько дней! Но, к сожалению, из-за низкой активности родителей совместные праздники зачастую невозможны.

И пока я вижу, как горят глаза у детей, как они считают дни от одного праздника до другого, не могу и не хочу останавливаться на достигнутом, буду создавать новые программы досугов и праздников, дарящих детям радость и здоровье.

 

Ведь главное для меня - вырастить и воспитать здоровую личность!!!