Мастер-класс по проектной деятельности для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений
методическая разработка по музыке по теме

Убанкина Елена Владимировна

Данный материал показывает как обеспечить музыкальное развитие детей, используя метод тематических проектов. В конспекте идет речь о центрах активности детей (по программе "Сообщество" - особой развивающей среды, организованной для детей в групповом помещении детского сада).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 дошкольных образовательных учреждений

Убанкина Елена Владимировна,

музыкальный руководитель МАДОУ№ 72

Авиастроительного района

 г. Казани Республика Татарстан

Тема: Проектная деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие музыкальных способностей через организацию интегрированных форм детской деятельности на основе интереса.

Оборудование: деревянные, металлические и пластиковые предметы для шумового оркестра; шапочки животных для инсценирования песни.

Музыкальный руководитель: В связи с введением новых Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы в системе дошкольного образования возникли изменения.

Занятия как основная форма обучения уходят на второй план. Музыкальному руководителю необходимо обеспечить музыкальное развитие детей. Планируется, что все обучение будет строиться на основе интеграции различных видов детской деятельности (продуктивной, двигательной, игровой).

Вопрос: Как можно без традиционных занятий обеспечить музыкальное развитие детей?

Ответ: На основе интеграции различных видов деятельности.

Давайте попробуем вместе!

Используя в работе метод тематических проектов, я заметила, что, прислушиваясь к детям, можно найти много интересных тем для проекта. Одна из них: «Веселый зоопарк».

Предлагаю вам пройти в центр литературы (участники садятся за стол).

Предлагаю начать наше знакомство с приветствия:

Вы друг другу улыбнитесь (смотрят друг на друга вправо-влево)

Здравствуйте!

И сейчас же подружитесь (берут друг друга за руки)

Здравствуйте! (пропевают)

В центре литературы дети могут быть не только слушателями, но и исполнителями. Для развития и закрепления у них певческих навыков (дыхания, голосоведения, дикции, артикуляции, чистоты интонирования, звукообразования, ансамблевого пения) использую разнообразные приемы.

Пение у многих детей прерывистое, дыхание короткое.                                                                   Специальные дыхательные упражнения тренируют у детей правильные вдох и выдох. Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Во время выполнения дети воспроизводят звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш.…Жужжит пчела: ж-ж-ж…

- детям нравится выполнять упражнения на дыхание: «задувание свеч», сдувание «парашютиков» одуванчика, задание «остуди чай», быстрый выдох «рубим дрова», «качели» и др.;

- для тренировки длинного выдоха хороши прибаутки, считалки и скороговорки;

- учит дышать по расчету времени, развивать четкую дикцию упражнение «Раз мартышка, два мартышка». Кто насчитает больше мартышек? (выполняют).

Игровое дыхательное упражнение «У кого что внутри» направлено на развитие артикуляционной моторики, дыхания, гибкости голосового диапазона.

У зайчика – пушинка (легко сдувать воображаемый пух с ладоней).

У тигра – рычалка (сопровождать произнесение звукоизобразительного элемента «рр-рр» на выдохе).

У мышки – пищалка (слог «пи» произносится тонко и быстро).

У зебры – ржалка (в соответствии с изображением в воздухе волнистой линии голосом на фонеме «и» изображается ржание Конька-Горбунка (линия показывается мизинцем) и Савки Бурки (линия показывается рукой).

У дикобраза – сопелка (тихонько шмыгать носом).

У лошади – фырчалка (продолжительным вибрато губами «тпру-у-у»).

Учитывая особенности ребенка к подражанию, применяем прием "пение в транспорте", поднимая мелодию верх на секунду, терцию. Дети начинают подражать и петь более высоким голосом (как «кошечка», как «птичка») - это способствует расширению певческого диапазона.

Распевание «Вверх-вниз» также направлено на расширение певческого диапазона. Предлагаем голосом проделать горизонтальную и дугообразную линию. Ведя пальцем по первой линии, тянем гласную «о-о-о» на одной высоте, без повышения и понижения до конца линии. Вы умеете это. Теперь приготовьтесь изменять голос с более низкого «толстого» на более высокий «тонкий», и в обратном направлении. Желательно проделать этот путь несколько раз. Такое упражнение расширит певческий диапазон.

В работе над чистотой интонирования и развития мелодического слуха используются следующие приемы:

- пропевание мелодии на слоги;

- пропевание трудных ходов мелодии;

- показ рукой движение мелодии;

- пение шепотом; «цепочкой»;

-пение а сареllа, с солистами, ансамблем.

Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, раскрепощает детей, снимает напряжение. Большим успехом пользуется игровое упражнение "Музыкальное эхо".

Как отвечает эхо на вопросы? Повтором. Верно. Допустим, я спрошу: «Сколько времени сейчас?». Что ответит мне эхо? Ну, конечно: «Час! Час!». Вот вы и стали эхом. Готовы? Начинаем:

Собирайся, детвора!                            Ра! Ра!

Начинается игра!                                 Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                         Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей!                        Лей! Лей!

Как поёт в селе петух?                         Ух! Ух!

Да не филин, а петух?                            Ух! Ух!

Вы уверены, что так?                           Так! Так!

А на самом деле – как?                         Как? Как?   

Это – ухо или нос?                                  Нос! Нос!

Ведущий при этом держится за ухо.

Или, может, сена воз?                             Воз! Воз!

Это локоть или глаз?                               Глаз! Глаз!

Ведущий показывает на локоть.

А вот это что у нас?                                 Нас! Нас!

Ведущий показывает на кончик носа.

Вы хорошие всегда?                                Да! Да!

Или только иногда?                                 Да! Да!

Не устали отвечать?                                 Чать! Чать!

Попрошу вас помолчать.                         ? ?

Это задание может усложняться использованием ритмических движений (хлопков, щелчков, притопов).

Другое певческое упражнение  «Слово на ладошке» интересно тем, что слова не только пропеваются, но и прохлопываются в соответствующем ритме и темпе. Это позволяет развивать звуковысотный слух, чувство ритма, четкую дикцию и артикуляцию.

Я найду слова везде

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово,

Ищем мы слова везде!

В зоопарке!

Мишка (вторят), мишенька (вторят),

Зайка, заинька,

Лиса, лисонька,

Ежик, дикобраз.

Задание может усложняться тем, что дети «ищут» слова в самых неожиданных местах и прохлопывают или простукивают их ритм.

Теперь приглашаю вас в центр манипулятивных игр. В данном центре активности детям предоставляется возможность играть с различными предметами, природными материалами, создавать совместно с взрослыми шумовые инструменты, используя их в музыкальной деятельности:

- с помощью бутылочек или стаканов с водой дети учатся различать тембр и высоту звуков,

- самодельные шумовые инструменты, наполненные различными материалами позволяют детям использовать их для простукивания ритмического рисунка или в качестве сопровождения к движениям.

- природные материалы также используются в качестве инструментов для импровизированного оркестра. Дети сами извлекают эти звуки и узнают как звучит деревянный, стеклянный или бумажный звук.

Предлагаю игру «Стучалки». Целью ее является развитие музыкальной памяти, внимания, чувства ритма и тембрового слуха.

Возьмите предметы, которые лежат перед вами (для каждой группы свои: стеклянные или бумажные, деревянные, металлические или пластиковые). Для того, чтобы у нас получился оркестр, встаньте на расстоянии друг от друга парами. У каждой партии свое слово, в ритме которого она будет звучать (слон-мишка-крокодил). Понятно? Будьте внимательны.

Мелодия «Во саду ли в огороде» (очередность партий варьируется).

Теперь усложним задание: постарайтесь внимательно следить за моим взглядом, на кого я посмотрю – тот начнет играть свою партию. И так по очереди под звучание музыки.

Задание может усложняться тем, что ритмический рисунок повторяется сразу на других инструментах, но точно скопированный (сложность в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными).

Давайте похлопаем себе! Замечательный оркестр у нас получился!

Предлагаю пройти в центр драматизации, который является благодатной почвой для развития музыкальных и творческих способностей детей. Ребенок здесь учится импровизировать, инсценируя песни, стихи, любимые сказки. В пластических этюдах, играх ребенок учится не только перевоплощаться в любимых сказочных героев, но и развивает мимические движения, жесты, речевое дыхание. Если это музыкальная сказка или мини-опера идет работа над певческими навыками.

Это только лишь некоторые приемы из тех, которые можно применять в данном центре активности.

Давайте с вами станем веселыми зверюшками зоопарка (участники надевают шапочки различных животных).

Игра называется «Хор зверей».

Чтобы исполнить хор зверей, споем знакомую песенку каждый на своем зверином языке (показать пример). Итак: встречайте хор веселого зоопарка с песней «В траве сидел кузнечик» В.Шаинского.

А теперь усложним задание добавление характерных каждому персонажу движений.

Такое великолепное исполнение заслуживает бурных аплодисментов!

Скажите, какие чувства вы испытали сейчас? Можно ли развивать музыкальные способности детей без традиционных музыкальных занятий вот в такой совместной деятельности? И я так думаю. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

Рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений по проведению тематического утренника, посвященного 8 Марта

Сценарий представленный ниже – это праздник, посвящённый 8 Марта на основе сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», составленный в форме элементарного музыкального театра. Результа...

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

 Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

«Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями в контексте ФГОС ДО»

Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования. В соотв...