Участие в Муниципальных методических объединениях музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений КГО
материал

Волкова Валерия Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\lera\САДИК 10\Документы\Дипломы\Конкурсы. Мероприятия\2023-2024г\ММО\Открытое занятие\Скриншот 07-06-2024 125638.jpgD:\lera\САДИК 10\Документы\Дипломы\Конкурсы. Мероприятия\2023-2024г\ММО\Открытое занятие\LRO9tOiqPuk.jpg



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 (МАДОУ №10)

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (музыка)

C:\Users\Admin\Desktop\САДИК 10\САЙТ\Картинки для оформления\1600_1200_20100516125915387112.jpg

Составитель:

Волкова Валерия Сергеевна

Музыкальный руководитель

г. Кушва
2023г.

Комплексное занятие «Заколдованная мелодия»

Цель: содействие развитию музыкальных способностей через разные виды деятельности.

Задачи:

Развивающие: 

  • развивать мелкую моторику, слух, воображение, речевую активность.

Образовательные: 

  • учить выполнять движения с предметом под музыку, вырабатывать навыки выразительного движения, стимулировать и поощрять творческие проявления детей в свободной пляске;
  • научить эмоционально воспринимать  музыку;
  • закреплять у детей представление о характере музыки;
  • совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Воспитывающие: 

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и сочувствие к другим.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я очень рада вас видеть! За окном конец зимы и уже совсем скоро наступит весна и такое прекрасное настроение, что очень хочется поделиться им с вами. Давайте, поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Педагог: Какое у вас настроение? (ответы детей)

Педагог:  Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите, к нам пришли гости, они нам сегодня будут помогать, давайте и с ними поздороваемся. Ребята, вы готовы начинать наше необычное занятие?

Дети: да

Педагог: Посмотрите на нашу доску, что вы на ней видите? (нотки). Верно! Только они у нас какие-то серые, унылые, а должны быть разноцветными и яркими, да? (да). Ой, смотрите, нам скрипичный ключ оставил письмо!

(Вскрываем конверт вместе с детьми и читаем письмо)

«Дорогие, ребята! Пишет вам Скрипичный Ключ. Злой волшебник заколдовал нотки, и теперь я не могу воспроизвести мелодию, которую написал. Помогите мне, пожалуйста, освободить ноты и тогда музыкальный зал зальётся волшебными звуками музыки. Задания увидите на нотках! Ваш,  Скрипичный ключ».

Педагог:  Ну что, поможем Скрипичному Ключу развеять заклинание злого волшебника? (да). Тогда давайте разгадаем эту таинственную мелодию.

Педагог:  Подойдем к ноткам, здесь должны быть задания.

(вместе с детьми подходим к нотному стану и берем ноту с
Заданием 1 «Движения с ленточками»)

Педагог: (Достаёт ленточки и показывает детям, корзину) А у меня есть в корзинке ленточки.

Педагог: Ребята, а что можно делать с ленточками? (Танцевать) Хотите, с ними потанцевать? Давайте встанем в пары (ответы детей)

А мои ленточки умеют танцевать по-разному (показывает разнообразные движения: качели, пружинка, крестик, фонтан, колесо, крыша). Давайте потанцуем под музыку, побежали по кругу за мной на носочках, спинка прямая, носик смотрит вперед (дети бегут по кругу), а теперь соберёмся в кружочек и сделаем движение фонтан (делают фонтан), а теперь разбегаемся из кружочка и делаем качели, а теперь крестик,  и снова побежали по кругу.

Педагог: А сейчас ленточки будут танцевать по-разному, и у каждой ленточки будет свой танец.

Танец-импровизация «Вальс с ленточками»

(пока дети танцуют – педагог меняет серую ноту на цветную)

Этот танец даёт детям проявить своё творчество, слиться с музыкой и почувствовать музыку через движение, развивает умение ориентироваться в пространстве, учит импровизировать.

Педагог: Какие молодцы, ребята, какой красивый танец у каждого получился, давайте сложим ленточки обратно в корзинку и сядем на стульчики (дети кладут ленточки в корзинку)

Педагог: Посмотрите, серая нотка стала цветной! Давайте, скорее, выберем ноту с Заданием 2 «Определи жанр музыки». А вы знаете какие-нибудь жанры музыки? (вальс, марш, колыбельная) А кто у нас сочиняет музыку? (композитор). Давайте послушаем произведение и поговорим о нём.

«Марш» Е. Теличеева,

Педагог: А теперь закройте глазки и послушайте ещё один жанр и расскажите мне потом о нём (пока дети слушают, педагог меняет ноту)

«Колыбельная» В. Моцарт

Педагог: Расскажите мне, чем отличаются эти два жанра? Молодцы, я думаю, что мы справились! Посмотрите, ещё одна нотка стала цветной! Какое же задание у нас под 3 ноткой? «Отгадай пальчиковую гимнастику»

(показать детям пальчиковую гимнастику не произнося слов, чтобы они угадали)

Педагог: Молодцы, ребята! Думаю, с заданием мы  справились, ещё одна цветная нотка! Давайте посмотрим следующее задание.

Итак, следующее Задание 4 «Ритмические солнышки».  

Скоро весна и солнышко у нас становится всё ярче и ярче, всё теплее и теплее, правда ребята? (да) Вот, сколько нам своих детишек подарило солнышко. А солнышки разные: большие и маленькие. Они прямо как наши звуки в музыке: длинные и короткие. Как мы называем длинные? (ТА). А короткие? (ти). Давайте их прохлопаем и споём.

ТА – ТА – ти – ти – ТА;

ти – ти – ти – ти – ТА.

С детьми проводится музыкально-дидактическая игра

 «Прохлопай ритм».

(дети самостоятельно выкладывают на магнитной доске различные ритмические рисунки и прохлопывают их, пока дети заняты педагог снова меняет нотку).

Педагог: Ребята, посмотрите, все нотки расколдовались и теперь мы сможем с вами услышать мелодию, дайте я вам её сыграю, а вы мне скажете, слышали вы её или нет.

Педагог играет мелодию песни «Мы солдаты»

Педагог: Угадали? Конечно, это же песенка про солдат, давайте её споём для наших гостей! Но перед тем как её спеть, немного разомнёмся!

Артикуляционный рассказ «Пришла весна»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук "о" в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (дети болтают языком, изображая бульканье ручейка)

До краёв наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр "у-у-у-у-х")

Перелился через край (делают голосом волны вверх – вниз на гласные звуки: и,э,а,о,у)

И дальше побежал (булькают)

Выбрались из-под коры жучки ("жжж-жжж" в низком регистре) и букашки ("ззз-ззз" в боле высоком регистре)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало ("шур-шур-шур")

И вылез ёжик (дети сопят носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился весёлыми весенними голосами ("фью-фью-фью", "тень-тень-тень")

Вот и пришла весна (дети делают глубокий вдох и выдыхают на слог «Ах!»)

Распевка «Кукушка и Медведь», «Вот иду я вверх»

Пение песни «Мы солдаты»

Педагог: Какие вы умнички! Я вас хочу познакомить с моим другом волшебником «Дели-Давай», он может целое разделить на части, например хлеб разделить на хлебные крошки, а может из множества частей собрать в один предмет, например из крыши, окон, дверей и стен, что у нас получится? (дом) верно, дом! А сейчас рассыпайтесь горошком на середине зала и будьте внимательны: когда я буду показывать волшебника «Дели», то вы танцуете по-одному, а если покажу «Давай», то вам нужно будет собраться в пары или в подгруппы, договорились?

Игра с волшебником «Дели-Давай»

Педагог: Ребята, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Справились со всеми заданиями, скрипичный ключ точно будет счастлив! И я для вас приготовила маленькие подарки. Сейчас я каждому из вас буду давать подарок, а вы мне в ответ будете рассказывать, что больше всего понравилось на занятии.

Рефлексия

Педагог: Ну, а теперь, попрощаемся с нашими гостями. До свидания! Спасибо, всем, за работу!!! Хорошего дня и отличного настроения!

Задание 1 «Танец-импровизация Вальс с ленточками»

Задание 2 «Определить жанр»

Задание 3 «Пальчиковая гимнастика»

Задание 4 «Ритмические солнышки»

Задание 5 «Спеть песню»

nMRLfGAMQRk.jpg

musical-notes-clipart-outline-3.pngmusical-notes-clipart-outline-3.pngmusical-notes-clipart-outline-3.png

musical-notes-clipart-outline-3.png

        «Дорогие, ребята! Пишет вам Скрипичный Ключ.

Злой волшебник заколдовал нотки,

и теперь я не могу воспроизвести мелодию, которую написал.

Помогите мне, пожалуйста, освободить ноты

и тогда музыкальный зал зальётся волшебными звуками музыки.

Задания увидите на нотках! Ваш, Скрипичный ключ».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

D:\lera\САДИК 10\Документы\Дипломы\Конкурсы. Мероприятия\2023-2024г\ММО\Музыкальная Сова\voah2azV0xE.jpgD:\lera\САДИК 10\Документы\Дипломы\Конкурсы. Мероприятия\2023-2024г\ММО\Музыкальная Сова\pnM0Zb3g48A.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад в рамках Единой Методической недели

«Формирование функциональной грамотности в ДОО»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Составитель:

Волкова Валерия Сергеевна

Музыкальный руководитель

ПКК

г. Кушва
2025г.

«Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно».

А. Ф. Лосев

Функциональная грамотность дошкольников на музыкальных занятиях — это знания, умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях, которые ребенок может применить в жизни.

Математическая грамотность дошкольников на музыкальных занятиях – это математические знания, умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях, которые ребенок может применить в жизни.

Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания, воздействует  на определенные факторы образовательного процесса:

1.  Она делает занятия необычными, более интересными и привлекательными для ребёнка.

2. Восприятие музыки требует от ребенка внимания, наблюдательности, сообразительности.

3. Музыка насыщена образами, которые являются основой наглядно-образного мышления, доминирующего у дошкольников.

4. Музыка взаимодействует с различными видами деятельности: познавательной, речевой, изобразительной, театрализованной деятельностью, развитием движений, ребенок включается не только интеллектуально, но и эмоционально в процесс. Именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

5. Музыка делает математическое или другое содержание, более привлекательным для дошкольников, это способствует проявлению интереса к данной деятельности.

Разные виды музыкальной деятельности оказывают влияние на всестороннее развитие детей, в том числе на формирование элементарных математических представлений.

«Слушание»

Слушая музыкальные произведения, дети учатся разбираться в его структуре. Отвечая на вопросы педагога, обобщают и сравнивают: определяют, сколько частей в произведении, общий характер пьесы и её частей, отвечают, например, чем отличаются первая и третья часть от второй.

Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года. Рассказывают, сколько месяцев содержит зима или лето, вспоминают их последовательность. Отвечают на вопросы: «Какой месяц следует за мартом?» или «Какое время года предшествует осени?»

В этом разделе музыкального воспитания есть и произведения, работая с которыми уточняется представление о времени суток. Это пьесы «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С.Прокофьева (старшая группа). Дети среднего звена слушают произведения из сборника Н.Ветлугиной «Утро». «День», «Ночь», рассказывают, что делают днём или вечером, играют в игру «Машин день», показывая под музыку, как проводит день Маша.

«Пение»

Математическое содержание имеют некоторые песни, которые разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. Это песенки-считалки, содержащие количественный счёт: «Бука», Зайка» «Вышли пальчики гулять» (вторая младшая, средняя группа); песни с порядковым счётом: «Весёлые пальчики»; песни, содержащие понятия высокий-низкий, справа – слева: р.н.п. «Теремок» (старшая, подготовительная группа) и другие.

При разучивании небольшихпопевок на одном звуке дети учатся различать длительность. Узнают, что звуки бывают долгие и короткие на примере песенок «Небо синее» (старшая группа), «Мы идём с флажками» (средняя группа). Долгие звуки условно обозначают слогом «та» и показывают широким плавным движением руки, а короткие звуки – слогом «ти», и рука при этом делает более короткое движение. После этого дети поют песню словами, одновременно отхлопывают ритм, соблюдая длительность каждого звука.

Дети учатся также отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука) в попевках «Лиса по лесу ходила» (подготовительная группа), «Солнышко-вёдрышко» (старшая); знакомятся с понятиями «высокий звук» и «низкий звук» в песенках «Качели», «Колыбельная» (подготовительная); учатся различать движение мелодий, звучащих в восходящем или нисходящем движении, сверху вниз или снизу вверх, в упражнениях «Лесенка», «Горошина», «Скок-скок-поскок».

Знакомство с геометрическими фигурами заключается не в одном лишь визуальном узнавании, а и в выделении их отличительных признаков. Этому помогает разучивание с дошкольниками песенок на определение понятия фигуры: «Песенка треугольников», «Песенка квадратов», «Песенка про прямоугольник», «песенка про ромб» и т. д. песенки, обучающих построению: «Алгоритм построения круга», «Алгоритм для построения овала».

«Музыкально-дидактические игры»

Усвоению высоких - низких, долгих - коротких звуков в большей мере помогают музыкально-дидактические игры.

Во время прослушивания упражнения «Птенчики» (вторая младшая, средняя группы) детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама- птица – пониже». В музыкально-дидактической игре «Три поросёнка» (подготовительная группа) для каждого из героев определяется свой высокий, средний или низкий звук. Дети отгадывают, какой из поросят поёт свою песенку, и показывают карточку с изображением соответствующего поросёнка. Исполняя песню «Бубенчики», дети старшей и подготовительной группы выкладывают ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука или работают с индивидуальной карточкой – нотным станом. В игре «Определи по ритму» дети старших групп отгадывают знакомые песенки (такие ритмические загадки может исполнять и педагог, и ребёнок), отображают мелодию этих попевок при помощи длинный и коротких полосочек или уже по составленной схеме исполняют песню.

«Музыкально-ритмические движения»

Музыкально-ритмические движения играют особую роль в развитии пространственных ориентировок. Формирование пространственных отношений проходит успешно, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Разучивая движения под музыку, дети обучаются ориентировке в созданной ситуации. Исполняя например хоровод, дети двигаются в заданном направлении: Вправо или влево по кругу, вперёд (к центру круга) или назад. Дети определяют своё место по заданному условию: мальчики берут себе в пару девочек, которые стоят справа или слева от них.

Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по-одному. Исполняя считалки вместе с детьми, выбираем ведущего для музыкальной игры. Разучивая движение, объясняем детям:«На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять дробный шаг, а на вторую – шаг с притопом…»

На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а ведущего – в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, оперируем понятиями «внешний круг», «внутренний круг». Или же дети становятся в одну прямую линию. Сравниваем музыкальный зал с прямоугольником и просим детей встать у двух противоположных сторон зала или по углам.

Таким образом, математическое содержание в Программе мы находим и реализуем во всех разделах музыкального воспитания, в различных видах музыкальной деятельности. При этом музыкально-математические средства, применяемые в программе, одновременно выполняют и заинтересовывающую, и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

Задачи развития математических представлений реализуются в разных формах организации музыкального воспитания. Наиболее привлекательны для детей – праздники и развлечения. Такая форма организации преследует несколько целей: доставляет дошкольникам удовольствие, обогащает их музыкальные впечатления, формирует разнообразные эмоции и чувства, а кроме того, закрепляет математические представления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическая грамотность в музыкальном развитии дошкольников Волкова Валерия Сергеевна Музыкальный руководитель МАДОУ №10 г. Кушва ПКК «Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно». А. Ф. Лосев

Слайд 2

Функциональная грамотность дошкольников на музыкальных занятиях - это знания, умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях, которые ребенок может применить в жизни . Математическая грамотность дошкольников на музыкальных занятиях - это математические знания, умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях, которые ребенок может применить в жизни .

Слайд 3

1. Она делает занятия необычными, более интересными привлекательными для ребёнка. 2. Восприятие музыки требует от ребенка внимания, наблюдательности, сообразительности 3. Музыка насыщена образами, которые являются основой наглядно-образного мышления, доминирующего у дошкольников. 4. Музыка взаимодействует с различными видами деятельности: познавательной, речевой, изобразительной, театрализованной деятельностью, развитием движений, ребенок включается не только интеллектуально, но и эмоционально в процесс. Именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно. 5. Музыка делает математическое или другое содержание, более привлекательным для дошкольников, это способствует проявлению интереса к данной деятельности.

Слайд 4

Слушание: разбираются в структуре произведения и определяют количество частей в нем: «Весело-грустно» Л. В. Бетховен, «Смелый наездник Р. Шуман, «Дождик и радуга» С. Прокофьева, «Кот и мышь» Ф. Рыбицкий и т.д ;

Слайд 5

закрепляют знания о количестве и порядке времен года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского Слушание:

Слайд 6

Слушание: уточняют представление о времени суток: «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С.Прокофьева. Произведения из сборника Н.Ветлугиной «Утро». «День», «Ночь».

Слайд 7

Пение: поют песенки-считалки, содержащие порядковый и количественный счёт: «Зайка» Н. Потоловский , «Вышли пальчики гулять» Ю. «Селиверстова.

Слайд 8

Пение: поют песни, содержащие понятия высокий звук – низкий звук: р.н.п. «Теремок» , «Качели».

Слайд 9

Пение: узнают, что звуки бывают долгие и короткие: «Небо синее» Е. Тиличеева, «Мы идём с флажками» Е. Тиличеева.

Слайд 10

Пение: учатся отличать и петь, разные по высоте звуки: «Лиса по лесу ходила», «Солнышко вёдрышко».

Слайд 11

Пение: учатся различать движение мелодий вверх и вниз: «Горошина», «Лесенка», «Скок-скок-поскок».

Слайд 12

Пение: поют песни о геометрических фигурах: «Песня треугольников», «Песня квадратов», «Песенка про круг» и т.д. 1 Куплет: Изучаем с мамой круг Посмотрю-ка я вокруг... Посмотрю-ка я вокруг, Есть ли рядом с нами круг? Припев: Вокруг нас предметов много: Круглое и на дороге, И на небе, и в саду, Быстро я круги найду. Раз, два, три, четыре, пять... Буду круг вокруг искать!

Слайд 13

Музыкально-ритмические движения: изучают числа, с помощью количественных отношений: пары, тройки, по-одному .

Слайд 14

Музыкально-ритмические движения: изучают числа, с помощью количественных отношений и счета: на «раз» ставим ногу на пяточку, на «два» на носочек и т.д.

Слайд 15

Музыкально-ритмические движения: изучают числа, с помощью порядкового счета: на первую часть танцуют девочки, на вторую – мальчики и т.д.

Слайд 16

Музыкально-ритмические движения: закрепляют знания о геометрических фигурах: просим детей встать в круг, линию и т.д.

Слайд 17

Музыкально-ритмические движения: закрепляют последовательность порядкового счета, с помощью считалок: «Ехал Лунтик на тележке», «Раз, два, три, четыре, пять..». Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять — Можно все пересчитать, Сосчитать, измерить, взвесить... Сколько в комнате углов, Сколько ног у воробьев, Сколько пальцев на ногах, Сколько в садике скамеек, Сколько в пятачке копеек!

Слайд 18

Спасибо за внимание! Вопросы, пожелания, предложения! Волкова Валерия Сергеевна Музыкальный руководитель МАДОУ №10 г. Кушва ПКК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Протокол № 2 Заседания муниципального методического объединения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений от 03 ноября 2022г.

Протокол № 2 Заседания муниципального методического объединения педагогических  работников дошкольных образовательных учреждений от 03 ноября 2022г....

Протокол № 3 Заседания муниципального методического объединения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений от 25 марта 2022г.

Протокол № 3 Заседания муниципального методического объединения педагогических  работников дошкольных образовательных учреждений от 25 марта 2022г....