Использование мяча в коррекционной работе с дошкольниками.
консультация по коррекционной педагогике по теме

Анищенко Лилия Константиновна

Игры  с мячом  известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность играть с ним. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_s_myachom.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  с мячом  известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность играть с ним. И выбор их достаточно широк:  в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Однако играм с мячом уделяется недостаточно внимания. А ведь мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Игры с мячом ещё удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат. Используя обычный мяч, можно не только играть с ребёнком, но и способствовать его речевому развитию.

Углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы:

- игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению;

- освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях;

- помогают разнообразить виды деятельгости детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции;

- развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;

- помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи;

- регулируют силу и точность движения;

- самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание;

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для  гипервозбудимых  детей;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Сегодня мы предложим вам подборку игр  с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы, но важно помнить, что в работе с детьми с нарушениями зрения необходимо учитывать остроту зрения и зрительные диагнозы дошкольников.

Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной известным физиологом Н.А. Бернштейном в своих  «Очерках по физиологии движений и физиологии активности»,  можно подбирать игры с мячом для каждого отдельного ребёнка или группы детей.

  1. Если у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме), исходя из особенностей  движений этих детей, мы рекомендуем особое внимание уделять играм  и упражнениям с мячом на занятиях по физической культуре, а именно:  

                    - подбрасывание мяча;

                    - игры с ударом мяча об пол;

                    - игры с ударом мяча о стену;

                    - перебрасывание мяча;

                    - перебрасывание мяча через верёвку или сетку;

                    - передача и перебрасывание мяча в кругу.

(комплексы игр и упражнений распечатать каждому, см. приложение )

Таким детям  также рекомендуется различные виды массажа с мячом.

Примерный комплекс массажа с мячом.

1. Возьмите массажный мяч  в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите  несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.

2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.             (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)

3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.

  1. Если дети отличаются неловкостью, у них возникают трудности  во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности

     движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они              

    затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них

    получаются  разновысокие.    

Суть коррекции заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей.

Для детей с данными нарушениями очень полезны спортивные игры (волейбол, баскетбол), упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа.

  1. Если у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений, ребёнок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений, то для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем детям упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом, игру в футбол (особенно в позиции вратаря), а также упражнения для развития мелкой моторики (комплекс «Разминка»), игры с панно («Разноцветные шары»,  «Дождик», «Плывёт, едет, скачет», «Спираль», «Снежинки»  и  др.).
  2. Если у детей страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация (апраксия - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов)  и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка, то для коррекции нарушений этого уровня детям предлагаются подвижные  игры и упражнения  с   мячом на ориентировку в пространстве.  Эти игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для их проведения можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства.

Варианты игр:

«Вратарь»

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры:  Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

        Раз, два, три –

        Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

                  «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево. К кому укатился мяч? Кати мяч вправо. К кому укатился мяч? Куда надо укатить мяч, чтобы он попал к Диме?»  Важно удержать мяч на столе.

  1. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение и отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, то для коррекции этих нарушений можно использовать игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов, на обобщение, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Варианты игр:

«Мячик мы ладошкой « стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «а», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук:  А-У-О-А-А-О-У.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции. Выделение заданного гласного из ряда других.

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э»:

        А-Э-У-Ы-Э-А-У-О-Э-Ы-Э-Э.

«Разноцветные мячики»

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.

«Мяч передавай – слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры.

Играющие выстраиваются в колонну. Ведущий называет звук. Игрок, стоящий первым, называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой.

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова – мычит, тигр – рычит, волк – воет и т.д.

Вариант 2. Взрослый, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто лает?» и т.д.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа имён существительных.

Ход игры.

Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают  мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Можно прокатывать мяч, сидя на ковре.

Например:  ухо - уши , дерево – деревья,   стол – столы и т.д.                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие по теме "Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

учебно-методическое пособие по теме" Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Методические рекомендации "Использование массажных мячей в коррекционной работе"

"Использование массажных мячей в коррекционной работе"...

Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....

Доклад " Использование куклотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ".

Одним из важных направлений в работе может быть использование куклотерапии....

Использование игр с мячами в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Материал будет полезен для педагогов работающих с детьми с ТНР....