Конспект занятия "Знатоки природы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Шмелева Палина Григорьевна

Конспект занятия для детей с ЗПР старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_prirody.doc44 КБ
Файл statya_pozn.isled_.deyat_.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6-7 лет

Шмелева Палина Григорьевна

    Цель: Закрепить знания детей о природе родного края. Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе. Развивать сообразительность, находчивость, логическое мышление. Учить слушать ответы детей и дополнять их. Воспитывать любовь к природе.

    Ход занятия.

                                                       Мы любим лес в любое время года,

                                                        Мы слышим речек  медленную речь.

                                                        Все это называется – Природа!

                                                         Давайте же всегда ее беречь!

                                  В лучах ромашки солнечного цвета,

                                  Такие, что светлей на свете жить.

                                  Природой называется все это,

                                  Давайте же с Природою дружить!

                                                  Летят, звеня  дождинки с небосвода,

                                                  Клубится на заре тумана дым,

                                                   Все это называется Природа!

                                                   Давайте же  сердца ей  отдадим!

     Что такое природа? Что значит беречь природу? (Солнце, воздух, растения, животные, да и сам человек – это все природа).

      Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами ходили на экскурсии, много наблюдали, узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «Почему?»,»Отчего?»,»»Куда?», «Что?» и «Зачем?».

      У меня на столе круг, который разделен на сектора, в каждом из них лежат конверты с заданиями.

      Предлагаю – Оля раскрути волчок. Стрелка указала на конверт желтого цвета. Открываем, там вопросы….

   ВОПРОСЫ О РАСТЕНИЯХ

  1. Чем отличаются  хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, она не боится мороза).
  2. Какое хвойное дерево растет в Сибири? (Кедр).
  3. Какую пользу приносят деревья? (Листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух чистым кислородом).
  4. Назовите какие вы знаете лекарственные растения? (Ромашка, крапива, пижма, шиповник и др.)
  5. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком-тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо – невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты? (Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение)
  6. Разложить последовательность развития растения. Расскажи, что было вначале, что потом, чем закончилось. Правильно ли сделал Саша? Оля? Денис?

Денис раскручивает волчок. Стрелка указала на конверт зеленого цвета. Там вопросы..

 ВОПРОСЫ О ЖИВОТНЫХ

  1. Какие животные и насекомые является санитарами леса? (Волки и муравьи). Почему? (Муравьи очищают лес от мусора, вычесывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью, пахнущей кислотой).
  2. Каких вы знаете животных, которые принося пользу для человека? (Корова, лошадь, овца, коза, собака и т.д.). Почему?
  3. Какие животные изображены на гербе Иркутской области? (Бабр и соболь).
  4. Ребята в лесу поймали ежа … он был такой забавный и любопытный, а когда испугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать? (Нельзя, забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть).
  5. Нужно найти и обвести животных. Каких животных вы увидели и обвели.

ФИЗМИНУТКА

 РОСТОК

  И.п.сидя на полу – потурецки. Голова опущена.

 Воспитатель: представим, что мы превратились в маленькое семечко. Сожмемся и затаимся, зернышко спит. Но вот выглянуло солнышко ,пригрело солнышко, и зернышко. Широко зевая, проснулось. С удовольствием начинает расти. Медленно вытягивается стебелек- распрямляем ножки. Поднимаются ручки – веточки, появляются листочки. Встают на носочки и тянемся и тянемся вверх, к солнышку. Раскрылся цветок. Подул легкий ветерок и цветок наш медленно закачался, ветер подул сильнее и наш цветок закачался сильнее, но вот ветер медленно стихает и наш цветок успокоился. Наступил вечер, солнышко спряталось и наш цветок тоже лег спать. Присесть на корточки и закрыть голову руками.

   Вы немного отдохнули, занимаете свои места, начнем работать снова. Теперь Сережа раскручивает волчок. Стрелка указала на конверт синего цвета. Там вопросы…

 ВОПРОСЫ О ПТИЦАХ

  1. Для  чего птице хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем).
  2. Почему  июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов).
  3. Почему глухаря так назвали? (Когда он поет – токует -он глохнет).
  4. Какая птица высиживает птенцов в лютый  сибирский мороз? (Клест).
  5. Ребята в лесу нашли птичье гнездо с яичками: »Вот здорово! Возьмем эти яички с собой домой, из них вылупятся птенчики и будут жить у нас дома. Мы будем заботиться о птенцах» - решили ребята и взяли гнездо с собой. Правильно ли они поступили?  ( Нет птенцы погибнут, им нужно материнское тепло.)
  6. Разложите птиц на зимующих и перелетных. Синий треугольник – зимующие, красный прямоугольник – перелетные. Каких птиц выбрали? Перелетные – назовите (ласточка, кукушка, скворец, журавль и др), зимующие – назовите (синичка, снегирь, воробей, дятел, клест и др).

 Саша раскручивай волчок. Стрелка указала на конверт малинового цвета. Там вопросы…

 ВОПРОСЫ О НАСЕОКМЫХ

  1. Какую  пользу приносят муравьи? (Очищают лес от мусора, вычесывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью, пахнущей кислотой).
  2. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек).
  3. Расскажите, как появляется бабочка? (Из яичка появляется гусеница, гусеница становится куколкой, а из куколки появляется бабочка),
  4. Борис с Алешей решили посмотреть, как муравьи откладывают яички в муравейнике. Взяли большую палку и стали разгребать муравейник. Муравьи засуетились, пытались спасти яички, перенести их в безопасное место. Как поступили ребята? Почему?  (Нельзя разорять  муравейник так как на постройку нового уйдёт много времени, а яички могут погибнуть. Муравьи  –  санитары леса).
  5. Соберите из частей целое. Что у вас получилось. Какое насекомое?

 Остался еще один конверт Даниил раскручивай волчок. Там…, а здесь правила поведения в лесу.

  ПРАВИЛА ПОАЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

  1. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
  2. Не топчите грибы – мухоморы, они полезны. Им лечатся разные животные.
  3. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
  4. Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи – санитары леса.
  5. Нельзя дотрагиваться до птичьих гнезд. Птица – мать- может бросить гнездо.
  6. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

 Разложите знаки – символы на нужную картинку. Почему ты выбрал этот знак?

Уважаемые знатоки природы! Наша игра подошла к концу. Вы показали хорошие знания о природе. Сейчас мы послушаем песню «Про меня и про муравья»

 На этом наше занятие окончено. Спасибо!



Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

             

  1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.  Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по- взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.  Познавательная деятельность -это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

   Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

-  Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие -либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

       2. Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:

   Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.  Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

      Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.  Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой- то причине отстает и теряет основную мысль.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

    При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.  Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…».

     В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

     3. Особенности детского экспериментирования:

- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами  математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

- детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

4. Организация поисково- исследовательской деятельности:

   Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:

- экспериментальная деятельность

- решение проблемных ситуаций                                                                                    

  С этой целью в группах должны быть созданы мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым:  

1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

      Для систематизации экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе можно создать картотеку опытов из различных природных и других материалов для детей.

Педагоги детского сада должны организовывать исследовательскую деятельность и предметно-развивающую среду так, чтобы  эксперимент отвечал следующим условиям:

- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;

- безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

- показ только существенных сторон или явлений процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

   Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

Конспект НОД "Природы жалобная книга" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Природы жалобная книга"для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Природа и человек. Лето" для старшей группы

Тематическое занятие, проводимое для детей старшего возраста в летний период....

Конспект занятия " Природая стихия - огонь"

Конспект занятия " Природнаян стихия - огонь"...

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....