Конспект НОД "Природа родного края"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_priroda_rodnogo_kraya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природа родного края.

Цель: формирование представлений о тайге – самом большом лесе Сибири.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация.

Задачи:

- формировать представление о роли леса в жизни человека, его обитателях;

- развивать речь, включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, осинник, кедрач;

- воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Предварительная работа: - чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Оборудование: карта Омской области; иллюстрации деревьев, музыкальных инструментов; изделия из дерева.

Содержание непосредственной образовательной деятельности.

1. Вступительная беседа о Родине.

 В. – Как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами: (россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы: (сибиряки).  Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):

Мы живем в России:

 У нас леса густые,

 У нас березы белые

 И космонавты смелые,

 И небо наше чистое,

 И реки наши быстрые,

 И Москвы - столицы нашей,

 В целом мире нету краше!

2. В. – Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку:

"Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт,

 Заходи в зеленый дом,

 Чудеса увидишь в нем." (Лес)

В. – О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Давайте вспомним. Какие деревья растут  у нас?

Игра с мячом «Назови дерево».

В. – Какое дерево является символом России?

В. – Для многих людей символом России является белоствольная береза. Береза – любимое дерево народа. Оно красиво в любое время года, о нём сложено много стихов. Послушайте стихотворение о березе (читает ребенок):

Люблю берёзку русскую,

 То светлую, то грустную,

 В белёном сарафанчике,

 С платочками в карманчиках,

 С красивыми застёжками,

 С зелёными серёжками.

 Люблю ее нарядную,

 Родную, ненаглядную,

 То ясную, кипучую,

 То грустную, плакучую.

- Почему берёзу называют «Доктор»? (из березовых почек  приготавливают  лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный).

Рассматривание изделий из берёзы.

 - В Сибири лесов очень много. Леса бывают разные. Как называется лес, где растут березы? (березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.)

3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.)  Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

Послушайте еще одну загадку :

"Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год?" (Елка)

 Ель легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. Можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

Физкультминутка "Добрый лес":

Добрый лес, старый лес,

 Полный сказочных чудес!

 Мы идем гулять сейчас

 И зовем с собою вас!

 Ждут нас на лесной опушке

 Птички, бабочки, зверушки.

 Паучок на паутинке,

 И кузнечик на травинке!

А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

О лесе люди придумали пословицы (читают дети):

 "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"

 "Враг природы тот, кто леса не бережет".

4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":

            Что мы сажаем, сажая леса?

 Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -

 Странствовать по морю

 В бурю и штиль.

 Что мы сажаем, сажая леса?

 Легкие крылья - лететь в небеса.

 Стол, за которым ты будешь писать,

 Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

 Что мы сажаем, сажая леса?

 Чащу, где бродит барсук и лиса,

 Чащу, где белка скрывает бельчат,

 Чащу, где пестрые дятлы стучат.

 Что мы сажаем, сажая леса?

 Лист, на который ложится роса,

 Свежесть лесную, и влагу, и тень -

 Вот что сажаем в сегодняшний день!"

 

5. Рефлексия

В. – Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса? Что нового вы узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии "Родной край"

Конспект экскурсии с целью закрепления сезонных представлений....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Конспект НОД " Родной край" ( младшая группа)

Конспект НОД "Родной край" ( младшая группа)...

Конспект " Мой родной край".

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Мой родной край»...

Конспект НОД "Родной край"

Цель: Организовать познавательную деятельность детей направленную на формирование элементарных представлений о малой Родине....