Эссе на тему:"Развивающие игры для дошкольников с нарушением зрения"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Сибирякова Лариса Александровна

Ребенок всему учится играя. Дети с глубоким нарушением зрения большую часть информации получают через сохранные анализаторы. Ответ на множество детских «почему» наши дети получают изучая предмет рукой: погладит, измерит на вес, ощутит температуру, влажность, твердость. Для ребенка с сохранным цветовым зрением мир приобретает необыкновенное разнообразие и дает возможность проявить свои творческие способности на этапе сенсорного развития. Совершая предметно-практические действия под контролем остаточного зрения, малыш превращает гусеницу в сороконожку, из кубиков составляет узор с опорой на образец,  на цветок сажает бабочку такого же цвета, а козлят спасает от волка, прокладывая им дорожку к маме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Развивающие игры для детей с нарушениями зрения».

Ребенок всему учится играя. Играет в ученика, играет в помощника, играет в исследователя или экспериментатора. Как сохранить эту тонкую грань между учением и игрой? Поддерживая идею «полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития» [1], ведущая роль отводится в работе педагога дошкольного образования развивающим играм. Яркие в исполнении и эмоционально окрашенные они близки ребенку по своей сущности и познавательны по содержанию. Партнерские взаимоотношения в ходе игры обогащают опыт общения со сверстниками и добавляют новый элемент в багаж знаний.

Дети с глубоким нарушением зрения большую часть информации получают через сохранные анализаторы. Чем лучше у ребенка развита мелкая мускулатура кисти руки, тем легче ему ознакомиться с окружающим миром через тактильное восприятие. Ответ на множество детских «почему» наши дети получают изучая предмет рукой: погладит, измерит на вес, ощутит температуру, влажность, твердость. Для ребенка с сохранным цветовым зрением мир приобретает необыкновенное разнообразие и дает возможность проявить свои творческие способности на этапе сенсорного развития. Совершая предметно-практические действия под контролем остаточного зрения, малыш превращает гусеницу в сороконожку, из кубиков составляет узор с опорой на образец,  на цветок сажает бабочку такого же цвета, а козлят спасает от волка, прокладывая им дорожку к маме.

Получив игровой материал, ребенок рассматривает и изучает детали, решая, что же с этим делать. Дети, почти всегда, самостоятельно определяют способ действий, не акцентируя внимания на игровую мотивацию и качество выполнения работы. Поэтому предварить начало игры лучше чтением художественного произведения: стихотворения, сказки, загадки. А начало игры пусть состоит из проблемной ситуации.  И, лишь как один из вариантов решения, объяснить ход игры и необходимость качественно выполнять игровые действия. Тем самым предоставить ребенку возможность пофантазировать и придумать как можно большее количество вариантов игры. Ни кто не отменял участие педагога в игре, поэтому, если один из персонажей заговорит или запоет в процессе игры, то ребенок непременно приложит все усилия для поддержания «волшебной» атмосферы игры. Создавшаяся ситуация  приведет к тому, что оценки, советы, замечания, высказанные от лица игрового персонажа ребенок воспримет благоприятно, не ущемляя своего самолюбия.

Учитывая решение задачи ФГОС дошкольного образования «обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места  проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [1], продуманы и изготовлены несколько развивающих  игр для детей с нарушениями зрения.

Следуя задаче развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения,  разработана игра «Веселая сороконожка».

Цель игры заключается в освоении ребенком умения закреплять прищепки на плоскости, в  развитии умения находить по названию  и самостоятельно называть цвета, соотносить предметы по цвету, стимулировании желания оказать помощь и воспитании гуманного отношения к природе .  Она красочна в исполнении и проста в использовании. Состоит из макета с полосками, разными по цвету и фактуре и набора разноцветных прищепок. Удерживая туловище гусеницы левой рукой, правой – ребенок закрепляет скрепки на полосках соответствующих цветов. Роль педагога может быть отведена озвучанию сороконожки - эмоционально реагируя, сопровождать действия ребенка. Предварительная работа – разучивание пальчиковой гимнастики «Две сороконожки».

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали-бежали,

Друг друга повстречали!

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли![2]

Используемые методы и приемы: художественное слово, показ действий, учитывая специфику наших детей - совместные действия, поощрения, подсказ, оценка.

Следующую игру можно отнести к разряду «Шнуровки», создана она по сказке «Волк и семеро козлят»[3], называется – «Спасение козлят». Основные коррекционно-развивающие задачи – развитие тактильного восприятия и точности движения «глаз-рука». Цель игры – развивать умение детей выполнять простую шнуровку движениями «от себя» и «к себе», воспитывать желание помочь, вызывать чувство сопереживания, подводить к понятию « семья», приобщать к ручному труду. Следуя основной идее игры,  детям читаем сказку «Волк и семеро козлят» и учим на специальном пособии вдевать шнурочек в отверстия, образуя дорожку. Состоит из рабочего полотна с равномерно расположенными отверстиями и шнурка яркого цвета. На полотне соответственно разворачивающемуся сюжету размещены герои сказки. Нужно соединить козлят с мамой, проложив дорожки с помощью шнурка. Предлагаем поучаствовать педагогу в роли козленка или мамы, подавая реплики в ответственные моменты. Можно побуждать играющего подавать реплики козлят или мамы, тем самым стимулируя речевое творчество и развивать эмоционально-выразительную речь. Ровная шнуровка, собравшая всех козлят, после последнего стежка знаменуется эмоциональным всплеском и возгласом «Ура!». Использованные методы и приемы: объяснение, показ, помощь, подсказ, художественное слово, сюрпризный момент, поощрение.

Игра «Бабочки и цветы» изготовлена с помощью техники оригами [4]. При желании можно сначала смастерить модели вместе с детьми, а затем оформить их в игру. Состоит из цветов наклеенных на картон и бабочек. Основная задача – развитие восприятия цвета. Цель игры – развивать умение узнавать и называть цвет, соотносить объекты по цвету, развивать мелкую мускулатура кисти руки, воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность при работе. Перед началом игры загадаем загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. [2]

Далее предлагаем ребенку помочь бабочкам найти свой цветок. Заостряем внимание на цвет бабочки и цветка. Возможно наделение персонажа голосом и характером. Используемые методы и приемы: объяснение, показ, сюрпризный момент, помощь, художественное слово, корректная оценка.

Предложенные игры вызывают у детей интерес своей простотой и знакомыми материалами, привлекают красочностью и необычным использованием элементарных предметов. Могут быть рекомендованы детям старше трех лет.

Литература.

1. Афонькина.Е, Афонькин.С. «Оригами . Волшебный квадрат»

Издательство «Литера», 2002 год, Санкт-Питербург.

2. Голубь В.Т. «Графические диктанты»

Издательство «Вако», 2004 год, Москва.

3. Журнал «Обруч», №4 2013 год.

4. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Издательство «Фламинго», 2005 год, Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для дошкольников с нарушением зрения

quot;Никогда не​ делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Дикие животные" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...

Офтальмологические паузы, дидактические игры для дошкольников с нарушениями зрения

Офтальмологические паузы способствуют улучшению кровообращения глаз. Можно использовать следующие упражнения, которые выполняются через каждые 20-25 мин зрительной работы.Исходное положение каждого уп...

Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»

В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования....