Справка по коррекционной работе
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Рубежная Светлана Юрьевна

Материалы к тематической проверке по коррекционной работе воспитателей логогрупп  и учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_korektsii4.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Справка  по результатам  оперативного контроля:

«Состояние работы по обеспечению согласованности  в деятельности учителя – логопеда,  воспитателей групп общеразвивающей  направленности и  специалистов в организации коррекционной работы  с детьми, имеющих нарушения  речевого развития».

В соответствии с годовым планом работы МКДОУ «ЦРР - Д/С № 27 на 2014- 2015 года   проведен  оперативный   контроль  «Состояние работы по обеспечению согласованности  в деятельности учителя – логопеда  и  воспитателей групп общеразвивающей  направленности  в организации коррекционной работы  с детьми, имеющих нарушения  речевого развития»   с 2декабря  по 4 декабря 2014г.

Цель – выявление уровня организации и содержания  коррекционной работы педагогического коллектива по  преемственности  работы учителя-логопеда и  воспитателей групп общеразвивающей  направленности  в организации коррекционной работы  с детьми,  имеющих  нарушения  речевого развития,  

Комиссией в  составе:   Седых С.В.- старший воспитатель, Рубежная С.Ю.  старший  воспитатель, учитель-логопед  Горбачева Н.Д.  с 3 декабря  по 5 декабря   2014г.   были проверены старшие группы: № 6 «Почемучки»  (воспитатель Анкеева А.М.), №11  «Торһа»  ( воспитатель Базаева Н.Б.), подготовительные группы: № 12 «Зара» (воспитатель Дорджиева О.Н.), №13 «АБВГДейка (воспитатели Плугина Л.В., Богославская Т.В.)  и проанализированы следующие направления: 

- изучение состояния организации коррекционной   работы  с детьми, имеющих нарушения речевого развития в старших, подготовительных   группах в соответствии  со стандартами и нормами  ФГОС к общеобразовательной программе;

- дать оценку  эффективности используемых  воспитателями методов и приемов коррекционной работы с детьми, направленных на преодоление имеющихся дефектов речи (ОНР и ФФН)  

-анализ планирования работы с воспитанниками, целью которой является речевое развитие на основе рекомендации и заданий учителя-логопеда,  

установление преемственности в работе учителя – логопеда,  воспитателей групп общеразвивающей  направленности;

- определить состояние развивающей предметной среды, условия для организации педагогического процесса (наличие демонстрационного материала, наглядных пособий по развитию речи);

-изучение взаимодействия с родителями с целью речевого развития ребенка (тематика родительских собраний, выпуск информации в родительском уголке и т.д.).

Большой проблемой в реализации основных направлений

содержательной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения,

является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда

в условиях  групп общеразвивающей  направленности  и логопедического пункта, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Образовательная программа  МКДОУ «ЦРР- Д/С № 27  определяет  взаимодействие учителя- логопеда  с воспитателями,  которое  осуществляется в разных формах. Это совместное обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий. Для календарного планирования воспитателей  учитель -логопед указывает лексические темы на неделю, по которым работают педагоги групп в течении недели.

В результате проведённого контроля было установлено:  воспитатели Плугина Л.В., Богославская Т.В. (гр. №13 «АБВГДейка),  воспитатель Дорджиева О.Н (гр. № 12 «Зара») организуют коррекционно-развивающее обучение и воспитание  детей в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования рекомендаций учителя-логопеда:   они используют различные речевые упражнения на дыхание, артикуляционные, пальчиковые игры, игры по лексико-грамматическим категориям,  а также упражнения на звукопроизношение и звукоподражание. Особое внимание педагоги уделяют внимание формированию фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа.  Воспитатели Анкеева А.М.(гр. № 6 «Почемучки»),   Базаева Н.Б. ( гр.№11 «Торһа»)  выполняют задания логопеда не в полной мер. Педагоги не всегда обращают внимание на речевой окрас при выполнении игровых упражнений во время  составления описательных рассказов по серии сюжетных картинок.

Работа воспитателей на группах планируется со всеми детьми, но акцент педагоги делают на детей логопатов, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка  в соответствии с предложенным  планом работы  учителя-логопеда. Следует отметить, что на всех проверяемых группах педагогами оформлена  картотека по всем разделам развития речи.  В картотеке  группы  № 13 «АБВГДейка»  имеются карточки артикуляционной гимнастики,  дидактических   игр по ЗКР (15 шт.), развитие речевого дыхания (33 шт),  развитие  граммстроя (11 шт), пальчиковые игры, фольклор, стихи, пословицы, поговорки.  В группе №12 « Зара» картотека представлена карточками  дидактических  игр по граммстрою (29 карточек), развитие речевого дыхания (28 шт), обучение рассказыванию ( 16 шт), имеются скороговорки,  пословицы, поговорки, стихи.  Дорджиева О.Н.  в  коррекционной работе с детьми использует дополнительный иллюстративный  материал  «20 уроков обучения азбуке»  в котором имеется материал по обучению рассказыванию, подбор слов - антонимов, синонимов и др, пособие Т.В. Игнатьевой  «500 вопросов для проверки готовности  к школе», направленный на увеличение словарного запаса, развитие памяти, внимания, подготовки руки к письму. Воспитатель Анкеева А.М.  оформила  картотеку в соответствии с требованиями ФГОС, по образовательным областям. Развитие речи представлено всеми разделами: ЗКР -12 карточек, дидактические игры -32 шт,  словесные игры- 21 карточка, граммсторой- 29 карточек, игры по развитию просодической  речи- 35 карточек, пальчиковые игры-60 шт,  артикуляционная гимнастика- 15шт,дыхательная гимнастика-33 шт, дидактические игры по развитию связной речи-22 шт. В картотеке имеются загадки, стихи, пословицы, поговорки. ЧХЛ,  потешки, скороговорки. Материал картотеки позволяет педагогам планировать работу по развитию речи  в течении дня. Воспитатели Плугина Л.В., Богославская, Дорджиева О.Н. планируют коррекционную работу с детьми, согласно

рекомендаций учителя-логопеда. Воспитатели Анкеева А.М, Базаева Н.Б

частично планируют работу с детьми, имеющими речевые нарушения. В основном,  в календарных планах  педагоги  планируют  работу по развитию речи согласно матричного планирования.  В индивидуальной работе  воспитатели указывают детей, имеющих проблемы в составлении рассказов, нарушений граммстроя, ЗКР.

Анализ непосредственно образовательной деятельности показал, что в индивидуальные, групповые  занятия   с детьми Моталова М.В включает

 дыхательную гимнастику (формирование длительной, сильной, плавной

воздушной струи для правильного произношения звуков),

 артикуляционную гимнастику (различные упражнения на развитие мышц

артикуляционного аппарата),  пальчиковую гимнастику (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.

Обязательным компонентом в занятиях является работа логопеда по  постановке звуков разными способами,  автоматизации   и дифференциации звуков в речи. На всех  занятиях Маргарита Вячеславовна работает над  совершенствованием моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве. Члены комиссии отметили, что работа логопеда по развитию фонематического слуха проводится по следующему плану:

- формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный

звук в слове или отсутствует).

-  формирование действия вычленения звука из начала и конца слова

(по вопросам: Назови первый звук в слове? Назови  последний в слове?)

-  выделение ударной гласной из слова.

-  определение места звука в слове (после какого  звука слышится

звук в слове?  Перед  каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны

речи  она использует  зрительные символы гласных и согласных звуков,

поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при

обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, которые Моталова М.В. подбирает для работы с детьми на логопункте  способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.

Анализ основной документации учителя – логопеда показал, что имеется  годовой план, перспективные  планы по ОНР и ФФН, календарные планы, речевые карты  на всех детей логопункта, журнал первичного  обследования детей массовых групп. В кабинете имеются предметные картинки по звукопроизношению, наглядный материал по развитию речи: зеркала, плакаты артикуляционной гимнастики,  картотека, представленная по разделам лексико-грамматических категорий: планы составления рассказов, по картине и серии сюжетных картин, артикуляционная гимнастика, стихи о буквах, пословицы, поговорки,  считалки, скороговорки, чистоговорки. В кабинете недостаточно материала для полноценной работы учителя-логопеда по всем разделам коррекционной работы, необходимо продолжить  его  пополнение, согласно рекомендаций члена комиссии Горбачевой Н.Д. Член комиссии отметила системность подачи  практического материала, еженедельно, согласно перспективному плану работы  логопункта,  учителя-логопеда воспитателям.

Особое внимание было обращено на взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями. Моталова М.В.  ведет тетради домашних заданий.    Она выступила на всех родительских собраниях в группах №: №11, № 6, №12,№13. -  гр. №12-  «Приемы обогащения словарного запаса детей  дошкольного возраста»,  гр №13 –«Речевая готовность ребенка к школе». Педагоги  групп № 12 «Зара» №13 «АДВГДейка»  оформили по рекомендации учителя –логопеда папки передвижки- «Воспитываем тактичного собеседника», «Роль родителей  в развитии речи детей « «Поговори со мной». Ведет индивидуальные консультации.

Таким образом, проверка выявила следующие позитивные моменты: в проверяемых группах  проводится  планомерная работа по обеспечению согласованности  в деятельности учителя – логопеда,  воспитателей групп общеразвивающей  направленности  в организации коррекционной работы  с детьми, имеющих нарушения  речевого развития;

-созданы  условия для речевого развития ребенка:  картотека, наличие  иллюстративно-демонстрационного материала - частично.

Следует обратить внимание на  оказание учителю-логопеду  Моталовой М.В. ( молодой специалист) адресной помощи со стороны наставника Седых С.В., испытывающем затруднения в введении документации, планировании  и оформление кабинета логопункта в соответствии с требованиями о Положении логопункта.

Учителю-логопеду осуществлять контроль  за  качеством, проводимой педагогами коррекционной работы с  детьми,  имеющих нарушения  речевого развития.

На основании  вышеизложенного   комиссия рекомендует:

Старшему воспитателю Седых С.В.:

- провести консультацию педагогам по созданию предметной среды в группе по  речевому  развитию  во время самостоятельных игр детей.

-  разработать план мероприятий по повышению профессиональной компетентности начинающих воспитателей по  организации коррекционной работы  с детьми, имеющих нарушения  речевого развития.

Учителю-логопеду Моталовой М.В:

- осуществлять контроль  за   качеством, проводимой педагогами коррекционной работы с  детьми,  имеющих нарушения  речевого развития;

- продолжить работу по оснащению кабинета дидактическим материалом по лексико-грамматическим категориям;

-  оформить дидактический материал по звукопроизношению, по речевому дыханию, по выработке воздушной струи;

- пополнить картотеку:   пальчиковые  игры,  дидактические игры по развитию речи;

- систематизировать материал по мнемосхемам (составление описательных рассказов).

Воспитателям:

- учитывать психологические и возрастные возможности детей, имеющих нарушения  речевого развития (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность);

- продолжить работу по пополнению предметно-развивающей среды по развитию речи;

- активизировать работу с родителями через  повышение их педагогических знаний по развитию речи.

Старший воспитатель _______ С.В. Седых

Старший воспитатель __________  С.Ю. Рубежная

Учитель-логопед_____________ Н.Д. Горбачева

Справку подготовила  старший воспитатель _________ С.Ю. Рубежная

5 декабря 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по коррекционной работе за первое полугодие 2017-2018 учебный год.

Первичное обследование детей и коррекционная работа учителя-логопеда...

«Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной работе.Направления коррекционной работы».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...

Методическая разработка«Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-логопеда за 2 учебных года»

Методическая разработка«Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-логопеда за 2 учебных года»...

Аналитическая справка групп коррекционной направленности

Аналитическая справка групп коррекционной направленности...

Аналитическая справка учителя-логопеда ДОУ о результатах коррекционной работы за 2019-2021 год.

Аналитическая справка учителя-логопеда ДОУ о результатах коррекционной работы за 2019-2021 год....

Справка о коррекционно - образовательной деятельности учителя-логопеда

В справке дан краткий отчет о коррекционно- образовательной деятельности учителя-логопеда...