Формы работы по адаптации родителей и детей с нарушением зрения к ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Корсакова Оксана Николаевна

Одной из главных задач в работе с родителями детей, имеющих нарушение зрения, мы считаем донести до сознания каждого взрослого, что у них особенный ребенок. Он не хуже и не лучше здоровых детей, но у него присутствует патология зрения. "Круглый стол" как одна из форм работы. В основе этой формы работы лежит принцип коллективного обсуждения проблемы.Интерактивные игры, используемые в работе с родителями в период адаптации к ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы по адаптации

 родителей и детей с нарушением зрения к ДОУ

Корсакова Оксана Николаевна,

старший воспитатель,

МБДОУ № 82

г. Мурманска

Детство - короткий, но очень важный этап в жизни человека, в течение которого формируются качества, необходимые во взрослой жизни. Никто не станет отрицать, что для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, благополучная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:

  •  физиологические потребности (в питании, сне, отдыхе)
  •  потребность в безопасности (жилище, социальная и материальная защищенность)
  • потребность в любви и уважении, поддержке и защите.

Семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. В связи с тем, что большинство родителей работает, значительную часть времени,  ребенок проводит в детском саду. Наукой доказано, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии, открытости, взаимоуважении.

Одной из главных задач в работе с родителями детей, имеющих нарушение зрения, мы считаем донести до сознания каждого взрослого, что у них особенный ребенок. Он не хуже и не лучше здоровых детей, но у него присутствует патология зрения. И это нужно  воспринимать, понимать и принимать адекватно.

Обычно всех родителей наших воспитанников можно условно разделить на две группы: первые отличаются тем, что чрезмерно опекают и балуют своих детей. Вторые - наоборот, не обращают  внимания  на диагноз, не могут понять,  как видит их ребенок,  какие трудности испытывает. Достичь этой цели нам помогает взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ: тифлопелдагога, врача-окулиста, медсестры-ортоптистки, учителей-логопедов, воспитателей. Мы полагаем, что наш опыт будет интересен тем, что в основе сотрудничества с семьями воспитанников лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход. Для нас определяющим является не просто набор мероприятий с родителями, сообщение им знаний по проблемам воспитания детей, а выстроенная система  работы с учетом запросов и потребностей родителей, а также вовлечение родителей в активную деятельность, взаимодействие с помощью разнообразных форм и методов, в том числе интерактивных.

 Для того чтобы с первых дней пребывания ребенка в нашем коррекционном образовательном учреждении наладить оптимальные отношения с родителями воспитанников, на протяжении ряда лет мы используем такую форму работы, как «круглый стол».

В основе этой формы работы лежит принцип коллективного обсуждения проблемы. Проблема актуальная для наших родителей - зрение детей. Важно, чтобы выбранная вами тема была рассмотрена в разных аспектах: педагогическом, психологическом, правовом и т.д. Поэтому участие в «круглом столе» принимают все наши специалисты. Эта форма взаимодействия позволяет расширить кругозор участников и предоставляет возможность комплексно оценить проблему.

Чем хороша эта форма для родителей: во-первых, «круглый стол» дает возможность познакомиться сразу со всеми специалистами и узнать всю специфику работы, правила по которым живет детский сад.

Во-вторых, родители видят, что они не одни, т.е. таких детей, как их ребенок достаточно много, есть диагнозы и похуже чем у них.

В-третьих, родители видят, как много специалистов готовы помочь им. Да, благодаря интернету, прочитать про диагноз и разобраться в нем может каждый родитель. Но,  у нас многолетний опыт работы, мы неоднократно сталкивались с такими проблемами и мы знаем, что, когда и как  нужно делать.

Чем хороша эта форма для педагогов: во-первых, родители приглашены заранее (каждому выдается именное приглашение) и настроены на общение. Родители, вновь поступивших детей искренне заинтересованы получить информацию о проблемах развития своего ребенка.

Во-вторых, не надо повторять то, что знают все родители воспитанников, посещающие сад не один год (как на общих собраниях).

В-третьих, такое общение помогает увидеть перспективу дальнейшего сотрудничества.

Для того, чтобы встреча прошла активно и интересно, необходимо заранее подготовить специалистов, чтобы они приходили не с докладами, а с конкретными рекомендациями по каждому ребенку, идеями. Также нужно  настроить участников на обмен мнениями, поддерживать атмосферу свободного обсуждения проблемы. Неплохо использовать мультимедийное оборудование (мы показываем презентации «Наши достижения», либо «Афоризмы о воспитании»).

Для повышения эффективности групповых мероприятий с участием педагогов и родителей мы используем активные формы взаимодействия участников. Интерактивные методы во многом позволяют решить эту проблему.

Интерактивный процесс - это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, изменением состояния участников, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия. Цель интерактивного процесса - улучшение и изменение моделей поведения участников. В нашем случае это очень актуально в процессе адаптации детей и самих родителей воспитанников к условиям детского сада. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает ее, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.

Подробнее хотелось бы остановиться на интерактивных играх, использование которых особенно актуально в процессе адаптации.

Игры, используемые на этапе знакомства

«Интервью» 

Участникам предлагается образовать пары и взять друг у друга интервью по следующим вопросам:

- Что вам нравиться делать в семье? В профессии?

- Что вам не нравиться делать в семье? В профессиональной деятельности?

- Ваше жизненное кредо? (в форме пословицы, девиза)  

Правила: представлять друг друга со слов: «Разрешите представить вам…» (называется Ф.И.О.) На запись интервью дается 3-5 минут.

«Аллитерация имени»

Аллитерация (от лат. ad- к, при и  littera - буква) 

Аллитерация имени -дополнительная характеристика к имени участников на ту же букву, с которой начинается имя.

Правила: каждый участник сначала представляет предыдущих, впереди сидящих, называя их аллитерацию имен, а затем называет себя. И так до тех пор, пока не представятся все участники.

Игры, используемые для создания благоприятной атмосферы

«Сказка»

Участникам предлагается сочинить сказку. Кто-либо по желанию начинает её, затем по сигналу ведущего сказка прерывается, и дальше продолжает её рядом сидящий, и так до тех пор, пока не выскажется каждый.

Игры, используемые для обмена деятельностями, предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса.

Мозговой штурм «Карусель граффити»

Участники делятся на малые подгруппы. Каждая команда получает лист ватмана с заданием. В течение одной-двух минут команды выполняют задание. Затем по сигналу ведущего листы передаются по кругу следующей команде для продолжения записей и так до тех пор, пока первоначальные листы не вернутся в команды. Задания могут быть следующими:

  •  Методы поощрения детей
  • Методы наказания детей.
  • Формы организации досуга в семье.

Затем участники знакомятся с записями, обсуждают, обмениваются мнениями.

Игры, используемые для рефлексивной деятельности, направлены на фиксирование участниками состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия.

«Цепочка пожеланий»

Каждому участнику по цепочке предлагается обратиться с пожеланиями к себе и к другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.

Заканчивает цепочку пожеланий руководитель, подводя итог.

Интерактивных игр, используемые в практической деятельности нашего коллектива, много. В данном случае игры приведены в качестве примера.

Советы педагогам при проведении групповых мероприятий с родителями

  • Выберите наиболее актуальную, значимую проблему для всех или многих родителей.
  • Создайте атмосферу комфорта и доброжелательности.
  • Заранее информируйте родителей о предстоящем мероприятии. Вручите обоим родителям «Приглашение».
  • Используйте разнообразные формы активизации родителей, например: выполнение практических заданий – индивидуально, в парах, в малых группах по три-шесть человек, в виде соревнования.
  • Включите игры, элементы тренингов.
  • Предоставьте возможность высказаться всем желающим родителям.
  • Используйте наглядность, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
  • Предоставьте родителям учиться друг у друга, самим добывать знания, анализировать свой педагогический опыт.
  • Не забудьте о юморе, способствуйте приятной, непринужденной обстановке во время общения участников.
  • Будьте готовы к общению с «трудными» родителями.
  • Хорошо, если мероприятие завершится совместным чаепитием в непринужденной, дружеской обстановке.

Литература:

1.Консультируем  семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья // Здоровье дошкольника. - 2008. - № 5. - С.33-37.

2.Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду. / Л. Баданина, // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С.100-115.

3.Благодатская, О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй./ О.А. Благодатская  // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 51-54.

4.Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей /  Т.А. Лукина // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 46-49.

5. Митрофанова, О. Н. Технология эффективного взаимодействия детского сада и семьи. /О.Н. Митрофанова  // Справочник старшего воспитателя. - 2011. - № 2. - С. 62-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"...

"Психологическая работа с родителями имеющими детей с нарушением зрения"

Статья из опыта работы клуба для родителей "Понимающий мир"...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»

Консультация для педагогов «Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения»...

«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...