ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Хоромняк Галина Васильевна

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества — это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. 

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. У детей, посещающих группы компенсирующей направленности, имеются проблемы в развитии речи, восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности  приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенная двигательная активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами используются Информационно-Коммуникативные технологии.

ИКТ сегодня позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. 
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Сегодня я вам расскажу и представлю вашему вниманию,  какие информационно коммуникативные технологии мы применяем в работе с детьми  по развитию речи в нашей группе.

  1. Использование мультимедийных презентаций.  Что позволяет нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

В своей работе используем такие  презентации: «Птицы», « Мебель», «Кукла из глубины веков», «Изобретатель – кто он такой?»», «В стране Математики», «В мире динозавров» и много др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

 Также составлены  презентации с использованием элементов игры. Например:  «Первый раз – в первый класс», «Четвертый лишний», «Профессии», игры по словообразованию и словоизменению, вошли в цифровой образовательный ресурс.

Из предложенных картинок, которые появляются на экране, дети должны  выбрать ту, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе. Так же в своей работе используем цифровые образовательные ресурсы собственные и с интернет сайтов. Это даёт наилучшие результаты усвоения детьми программы. Обучение становится занимательным.   

Так, необычными и запоминающимися получились последние праздники «Рождественская елка» (с приглашением батюшки), «Кукла из глубины веков»  (мастер-класс для родителей)  с использованием презентации они стали  незабываемыми как для детей, так и для их родителей.

  1. Также используем компьютерную программу, с которой и хочу познакомить  вас сегодня «Развитие речи. Учимся говорить правильно», которая,  апробирована в нашей группе. Она предназначена для речевого развития детей дошкольного возраста. Материал данного мультимедийного пособия направлен на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать простые предложения.

Развивающая программа включает в себя следующие разделы:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы   и т.д. Знакомство со звуками природы)
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразии человеческого голоса).
  • Речевые звуки (распознание и правильное произношение звуков русского языка)
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Используя, задания разделов мы изучаем и закрепляем знания по лексическим темам. Данная программа является очень хорошим вспомогательным средством для развития речи ребенка. Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

  • использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия,
  • формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
  • развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
  • наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи, так и по развитию познавательно- исследовательской и практической деятельности.

Использование  нами  данного пособия  на занятиях по развитию речи вызывает  не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

  1. Еще хочу познакомить вас с электронным пособием «Интерактивные речевые игры» серии «ФГОС. Логопедическая служба», которое содержит интерактивные речевые  игры, способствующие развитию коммуникативных умений, предупреждению и устранению ошибок на письме у старших дошкольников.

Компакт-диск состоит из двух частей:

1. упражнения по развитию устной речи «Тренажёр по развитию коммуникативных навыков»; 

2.  занятия по развитию письменной речи «Тренажёр по развитию орфографических навыков».

«Тренажёр по развитию коммуникативных навыков» состоит из двух разделов.

В разделе «Развитие фонематических процессов устной речи» представлены упражнения по развитию фонематического слуха («Неречевые звуки», «Речевые звуки», «Звонкие и глухие согласные, свистящие, шипящие, аффрикаты», «Твёрдые и мягкие согласные»), а также по развитию фонематического анализа и синтеза («Количество звуков в слове», «Порядок звуков в слове», «Слоговой анализ»).

Цели заданий раздела «Развитие лексики и грамматики» – расширение лексического словаря, развитие связной речи, обучение работы с обобщенными понятиями, а также с определенными формами частей речи и пр.

 «Тренажёр по развитию орфографических навыков» содержит три раздела.

  1. Раздел «Развитие фонематических процессов» раскрывает пути, по которым ведется развитие фонематических процессов: определение последовательности и количества звуков в слове и по развитие слухового восприятия.
  2.   Раздел «Формирование орфографической зоркости» состоит из заданий по темам:

а). Безударные гласные в корне слова.

б). Сомнительные согласные.

в). Предлоги и приставки.

г) Падежные окончания существительных.

д) Согласование прилагательных с существительными.

е). Личные окончания глаголов.

ё). Употребление мягкого знака.

Тренажёры могут применяться на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, на любых занятиях по развитию речи, внимания, памяти, а также для занятий дома.

  1. Нельзя сегодня не сказать о работе с родителями.  ИКТ мы  используем при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов. Проводя анкетирование родителей наших воспитанников, мы пришли к выводу, что использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес.  

        Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

          Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей, усиливают воздействие  изучаемого материала,  способствуют более успешной подготовке их  к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Использование информационно- коммуникационных технологий в развитии культуры чувств у дошкольников

Использование ИКТ в развитии чувств у детей дошкольного возраста. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как поз...

Выступление на педсовете: "Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников"

Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»

laquo;Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...

Использование информационно-коммуникативных технологий для развития речи дошкольника старшего возраста

Уважаемые педагоги, сегодня я представляю вашему внимаю Интерактивную панель, которая расположена в каждой группе, начиная со старшего возраста. В ней мы рассмотрим приложение, которое называется &laq...