Принцип сохранения. Теоретические и практические рекомендации.
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему

Петрова Виктория Валерьевна
Для чего используется интеллект или, другими словами, какова его продукция? Пиаже отвечает на это — операции. Операции представляют собой системы или координированные серии действий, которые используются для того, чтобы иметь дело с предметами или событиями. К примеру, идентификация является операцией, как и арифметическое сложение или классификация. Все действия, которые люди способны предпринять в рамках систем логики или математики, составляют операции. По мере того, как люди взрослеют, их мышление организуется, образуя все лучше и лучше определенные системы. Взрослея, люди могут выполнять все больше и больше операций, и эти операции становятся все более сложными. Лучше других исследована операция сохранения. Эта операция представляет собой развитие схемы, позволяющей человеку осознать или признать, что количество вещества остается одним и тем же даже в том случае, когда его форма и расположение меняются. Когда ребенок совершает операцию сохранения, этот ребенок понимает, что количество вещества сохраняется, или остается одним и тем же, независимо от того, как его делят механически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx899.89 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Вопросами изучения и формирования мышления у детей занимались многие выдающиеся психологи: Л.С.Выгодский, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова, Л.А.Вегнер и другие. В своих работах они утверждали, что одной из существенных сторон возрастного развития психики является изменение, в результате которых ребенок переходит от целостного восприятия к более четкой дифференциации отдельных объектов и их свойств. Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития умственных способностей детей. Руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и направлять его на способы их решения.

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

Правильно ли мы оцениваем мышление того или иного человека как логичное или нелогичное?

Можно ли научить логически мыслить? Эти и многие другие вопросы, относящиеся к мыслительной деятельности человека издавна интересуют не только ученых, но и практиков.

Однако в настоящее время существует противоречие между развитием психологической теории и педагогической практики. Разработаны психологически обоснованные подходы к формированию представлений о сохранении у детей дошкольного возраста, однако при обучении на занятиях в детском саду они практически не реализуются и в традиционной методике не используются.

Паспорт проекта.

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: учитель – логопед, учитель – дефектолог, дети      подготовительных групп с ОНР.

Объектом исследования является развитие представлений о сохранении в ходе умственного развития ребёнка.

Цель исследования: изучить теоретические основы умственного развития дошкольников и экспериментальные подходы к формированию понятия о сохранении.

Гипотеза исследования: предположительно, что в дошкольном возрасте возможно целенаправленное обучение детей «принципу сохранения» и что в результате такого обучения повышается уровень умственного развития детей.

Задачи исследования:

1.Экспериментальное изучение сформированности понятия сохранения у дошкольников.

2.Выработка рекомендаций по обучению дошкольников понятию сохранения.

Принцип сохранения – одна из структур логического мышления, которая возникает в результате сформированности у ребёнка логических операций классификации (деление класса предметов на два или более противоположных подкласса) и сериации (составление серии из предметов по выделенному свойству), и означает, что при изменении одних свойств предметов другие свойства остаются неизменными. Преодоление этого феномена на сохранение количества представляет собой важный этап интеллектуального развития ребёнка и считается одним из критериев познавательной готовности ребёнка к школе.

Таблица 1. Четыре стадии развития познавательных процессов.

Стадия

Возраст*

Общее представление

Сенсорно-моторная

0 – 2 лет

Поведение, прежде всего моторное, связанное со схемами действия, например доставание или хватание предметов. Циркулярные реакции характеризуются обучением благодаря повторению. Довербальная и предшествующая появлению мышления. Заканчивается пониманием постоянства предметов.

Дооперациональная

2 – 7 лет

Развитие языка и дологического мышления. Основное внимание направлено на собственную личность и собственные перспективы без способности изменять свою точку зрения.

Конкретные операции

7 – 11 лет

Развитие способности применять логику на основе конкретного соответствия между событием и его объяснением. Развивается способность к сохранению.

Формальные операции

11 – 15 лет

Структуры мышления достигают своего высочайшего уровня развития, давая возможность вести логические рассуждения. Ребёнок может придумывать объяснения событий, рассматривая различные комбинации переменных величин.

*Возраст указан приблизительно

От 1,5 – 2 лет и до 4 лет характеризуется развитие символического до понятийного мышления.

От 4 до 7 – 8 лет образуется интуитивное (наглядное) мышление; сочленение которого в плотную подводит к операциям.

С 7 – 8 до 11 – 12 лет формируются конкретные операции, т.е. операционные группировки мышления относящиеся объектам которые можно схватывать в интуиции.

С 11 – 12 лет вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект.

Экспериментальное изучение сформированности понятия сохранения у дошкольников.

Исследование проводилось с детьми старшей и подготовительной группы.

  1. Констатирующий этап. (2012 – 2013г.)

На данном этапе была проведена индивидуальная диагностика сформированности (несформированности) у детей понятия о сохранении количества по различным параметрам объектов: объема, длины, количества воды, количества предметов, площади.

В дальнейшем планируется провести формирующий этап и контрольный эксперимент.

  1. Формирующий этап.

Планируется проводить как часть занятия по математики 1 раз в неделю по методу Л.Ф. Обуховой.

  1. Контрольный эксперимент.

На этом этапе будет вновь проведено исследование по изучению сформированности понятия сохранения. Детям будут предложены индивидуально диагностические задачи, аналогичные тем, которые давались на первом этапе, но на другом материале (чтобы избежать шаблонных ответов).

  1. Констатирующий этап.

Цель эксперимента: Определить сформированность понятий о сохранении объема жидкости, длины, количества и площади у детей 5 - 6 лет.

Серия 1. Определение количества воды в сосудах.

Испытуемым предлагались два варианта заданий.

I вариант: два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством воды. Вопросы к детям:

Что ты видишь на столе?

Посмотри и скажи, где воды больше?

В I варианте дети давали правильный ответ (в таблице «+»).

II вариант: два сосуда – сосуд А, а из сосуда А1 вода переливается в сосуд Б (на глазах у ребенка).

Вопросы к детям:

Посмотри и скажи, где воды больше?

Скажи, поровну ли воды?

Результаты опыта по определению количества воды в сосудах.

Таблица 1.

Фамилия и имя ребенка

Серия 1 (с водой в сосудах)

I вариант 5-6 лет

II вариант 5-6 лет

1.Трифонов Егор

2.Львова Анжелика

3.Кордас Олеся

4.Максимец Марат

5.Столбовская Полина

6.Сабо Евгений

7.Пушкина Карина

8.Кузнецов Данила

9.Курьянов Денис

10.Донченко Сима

11.Мирошниченко Дима

12.Афанасьева Алина

13.Смирнов Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

13

0

Вывод: По результатам данного эксперимента понятие о сохранении количества жидкости у детей в возрасте 5-6 лет отсутствует.

Серия 2. Сохранение объема вещества.

Испытуемым предлагались два варианта заданий.

I вариант: два одинаковых глиняных шарика А и А1.

Вопросы детям:

Что ты видишь на дощечке?

Какой шарик больше?

В каком шарике больше глины?

В первом варианте дети давали правильный ответ (шарики одинаковые).

В таблице отмечается «+».

II вариант: два глиняных шарика – шарик А, а у шарика А1 меняем форму.

Вопросы к детям:

Где глины больше?

Дети во втором варианте долго думали, сомневались и утверждали, что в шарике А1 глины больше. В таблице этот ответ отмечается «-».

Результаты опыта по определению объема вещества.

Таблица 2.

Фамилия и имя ребенка

Серия 2 (сохранение объёма вещества)

I вариант 5-6 лет

II вариант 5-6 лет

1.Трифонов Егор

2.Львова Анжелика

3.Кордас Олеся

4.Максимец Марат

5.Столбовская Полина

6.Сабо Евгений

7.Пушкина Карина

8.Кузнецов Данила

9.Курьянов Денис

10.Донченко Сима

11.Мирошниченко Дима

12.Афанасьева Алина

13.Смирнов Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_

_

+

_

_

_

+

_

_

+

_

_

_

Итого:

13

3

Вывод: По результатам эксперимента понятие о сохранении объема у детей 5-6 лет отсутствует.

Серия 3: Сравнение длины предметов.

Испытуемым предлагались два варианта заданий.

I вариант: две одинаковые деревянные палочки А и А1, лежащие на одном уровне.

Вопросы к детям:

Одинаковые палочки или нет?

Дети в I варианте правильно отвечали (палочки одинаковые). В таблице правильные ответы отмечаются «+».

II вариант: две палочки А иА1, только палочка А1 на несколько сантиметров отодвигается от палочки А (на глазах у ребенка).

Вопросы к детям:

Посмотри и скажи сейчас, какая палочка длиннее?

Во II варианте дети утверждали о том, что палочка А стала длиннее. В таблице эти ответы отмечаются «-».

Результаты опытов по сравнению длины предметов.

Таблица 3

Фамилия и имя ребенка

Серия 3 (сравнение длины предметов)

I вариант 5-6 лет

II вариант 5-6 лет

1.Трифонов Егор

2.Львова Анжелика

3.Кордас Олеся

4.Максимец Марат

5.Столбовская Полина

6.Сабо Евгений

7.Пушкина Карина

8.Кузнецов Данила

9.Курьянов Денис

10.Донченко Сима

11.Мирошниченко Дима

12.Афанасьева Алина

13.Смирнов Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_

_

+

_

_

_

+

_

_

_

_

_

_

Итого:

13

2

Вывод: По результатам данного эксперимента понятие о сохранении длины предметов у детей в возрасте 5-6 лет отсутствует.

Серия 4: Сравнение количества предметов.

Испытуемым предлагались два варианта заданий

I вариант: 8 фишек красного цвета и 8 фишек синего цвета.

Вопросы:

Посмотри внимательно и скажи каких фишек больше, красных или синих?

В I варианте дети правильно отвечали (фишек одинаково). В таблице правильные ответы отмечаются «+».

II вариант: ряд с красными фишками растягивается.

Вопрос:

А сейчас каких фишек больше?

Во II варианте дети утверждали о том, что красных фишек стало больше. В таблице эти ответы отмечаются «-».

Результаты опытов на сравнение количества предметов.

Таблица 4.

Фамилия и имя ребенка

Серия 3 (сравнение количества предметов)

I вариант 5-6 лет

II вариант 5-6 лет

1.Трифонов Егор

2.Львова Анжелика

3.Кордас Олеся

4.Максимец Марат

5.Столбовская Полина

6.Сабо Евгений

7.Пушкина Карина

8.Кузнецов Данила

9.Курьянов Денис

10.Донченко Сима

11.Мирошниченко Дима

12.Афанасьева Алина

13.Смирнов Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_

_

_

_

_

_

+

_

_

_

_

_

_

Итого:

13

1

Вывод: По результатам данного эксперимента понятие о сохранении количества предметов еще не сформировано.

Серия 5: Сравнение площади.

Испытуемым предлагались одинаковых по размеру и по цвету 2 квадрата. Квадрат А иА1. Это поля, на которых пасутся коровы.

Вопрос: Как ты считаешь, какое поле больше?

Дети отвечали, что поле А и поле А1 одинаковые. В таблице этот ответ отмечен «+».

II вариант: поле А, а поле А1 на глазах ребенка разрезалось.

Вопрос: Как ты думаешь, сейчас какое поле больше?

Дети отвечали, что поле А больше, а поле А1, после разрезания стало меньше. Эти ответы отмечены в таблице «-».

Результаты опытов на сравнение площади.

Таблица 5.

Фамилия и имя ребенка

Серия 3 (сравнение количества предметов)

I вариант 5-6 лет

II вариант 5-6 лет

1.Трифонов Егор

2.Львова Анжелика

3.Кордас Олеся

4.Максимец Марат

5.Столбовская Полина

6.Сабо Евгений

7.Пушкина Карина

8.Кузнецов Данила

9.Курьянов Денис

10.Донченко Сима

11.Мирошниченко Дима

12.Афанасьева Алина

13.Смирнов Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_

_

+

_

_

_

_

_

_

+

+

_

_

Итого:

13

3

Вывод: По результатам проведенного эксперимента понятие о сохранении площади еще не сформировано.

Итоговые результаты констатирующего эксперимента.

Фамилия и имя ребенка

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Серия 4

Серия 5

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Итог

13

0

13

3

13

2

13

1

13

3

Заключение.

Констатирующий эксперимент показал, что у детей 5-6 лет понимание принципа сохранения количества отсутствует, лишь в редких случаях отдельные дети дают правильные ответы, которые, возможно, являются случайными.

Пиаже считал, что овладение действием количественного сравнения происходит спонтанно к 7 – 8 г. и не требует специального обучения. Он объяснял это как естественное для развития ребёнка явление.

Гринфилд провела исследование развития принципа сохранения у африканских детей, посещающих и не посещающих школу. Только примерно у половины детей не посещающих школу в возрасте 11-13 лет обнаружили понимание этого принципа. На основании этих экспериментов она пришла к выводу, что при отсутствии школьного образования интеллектуальное развитие, определяемое как любое качественное изменение, вскоре прекращается.

Без специального обучения у большинства детей и к семи годам не сформировано понятие о сохранении, что может сказываться на успешности школьного обучения.

Приложение.

« Умственная деятельность, - не является всецело деятельностью логической. Можно быть умным и в то же время не очень логичным».

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\фото В.В\фото №1.jpg

Сравнение количества предметов.


C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\фото В.В\фото №3.jpg

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\фото В.В\фото№4.jpgСохранение объёма         вещества.

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\фото В.В\фото№6.jpg

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\эксперимент_0001.jpg   Определение количества

                     воды в сосудах.                                                                    

        C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\2.jpg                                                                     

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\3.jpg

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\3.jpg

Сравнение площади.

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\4.jpg

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\1.jpg

C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\2.jpg

Сравнение длины C:\Documents and Settings\людмила\Рабочий стол\5.jpg

предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации по сохранению психологического здоровья

Упражнение на избавление от отрицательной энергии,  способности контролировать ситуации....

Практические рекомендации по сохранению психологического здоровья

Рекомендации для воспитателей по предотвращения педагогического самовыгорания....

« Современный педагог – здоровый педагог» Курс теоретических и практических рекомендаций.

«Современный педагог – здоровый педагог»Курс теоретических и практических рекомендаций по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса  помогает коллек...

Теоретические и практические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста г. Санкт-Петербурга.

  Усовершенствование развития у детей дошкольного возраста внимательности и способности сосредотачиваться с помощью практических занятий, развивающих мелкую моторику....

Публикация в сборнике IV Международной практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд". г. Чебоксары

Публикация в сборнике IV Международно практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд", г. Чебоксары. Представление научно-методической работы "Совме...

«Принципы доброты» (практические рекомендации для родителей)

Практические рекомендации по воспитанию доброты в детях....

Теоретические основы и практические рекомендации проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения у детей

Как отличить серьезные проблемы в поведении от обычных временных трудностейпроанализируйте, не считается ли поведение ребенка  проблемным только для Вас;в некоторых случаях выраженные поведенческ...