Народные игры в системе оздоровительной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
статья по коррекционной педагогике на тему

Павлова Лариса Анатольевна

Статья предназначена для педагогов коррекционных дошкольных учреждений, а так же для родителей детей с задержкой развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_v_sisteme_ozdorovitelnoy_raboty_igry.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры в системе оздоровительной работы

         Игры  –  удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы    и законы физики. Они разнообразны и эмоциональны.   Оздоравливающее, гигиеническое значение народной игры зависит еще от одного фактора,  на значение которого указывали все ведущие педагоги и философы – интерес, чувство удовольствия, радости сопровождающее игру.     Нет сомнений, что подвижные народные игры необходимы для физического развития ребенка. Они содержат едва ли не все естественные движения человека, сочетаемых в самых различных и постоянно меняющихся комбинациях: бег, ходьба, прыжки, метание (лапта, скакалка, горелки, городки).  

  Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется  быть в главной  роли, но не все умеют считаться с мнением  товарища, на помощь приходят  мудрые народные считалки.

Сопровождались забавы с русскими песнями, которые ребята слышали от старших. Наши дети сегодня играют молча. В редких случаях можно услышать современные песни, но они не отражают быта людей.  Возрождение народных праздников с применением игр  стало характерным явлением в нашей стране в последние десятилетия. Для современных педагогов, психологов. Исследователей стала бесспорной необходимостью привлечения исконно русских игр в повседневную жизнь малыша, возрастающие в связи с преобладанием в сфере культурного досуга западных веяний. Народные игры совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение. Стимулирует переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.    Дети любят играть, в игре прежде всего каждый ребенок может полно показать себя, здесь формируется его поведение. Подвижные игры проводятся в нашей группе ежедневно, не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальное и физкультурное занятия. В такие дни мы подбираем игры с менее активными действиями и проводим их не в начале, а в середине прогулки. В режиме дня  подвижные  игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам, или с отдельными детьми.  Используем игры с потешками, что позволяет детям с интеллектуальной недостаточностью запомнить самые простые песенки, а так же во время утренней гимнастики с потешками интереснее и веселее выполнять движения, которые создают эмоциональное настроение детей на целый день.  В физ.минутки, которые проводим на занятиях также включаются потешки, подобранные в соответствии с темой.

Для более интересного проведения игр используются  различные атрибуты (мячи, кольцебросы, иллюстрации, загадки, муляжи, маски, шапочки, косынки, колокольчики, народные костюмы).   Широко используем различные народные подвижные игры на воздухе. Двигательные навыки, приобретаемые нашими детьми на физкультурных занятиях и в группе, закрепляем в подвижных играх. Во время прогулки проводим хороводные  игры, как со всей группой, так и подгруппами ребят. Общую игру берем с такими движениями, которыми дети уже хорошо овладели на занятиях. В игру с подгруппами привлекаем детей, выполняющих движения еще не четко.

Необходимо активно вовлекать родителей в детские подвижные игры. Совместные игры детей и родителей, с использованием прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что очень важно и для родителей, и для детей.

Не всегда просто научить детей традиционной игре. И поэтому, если мероприятие устроено в форме многовозростного праздника, когда нет «игрунов» и зрителей – играют «все»! Получаем положительный, заинтересованный результат.

Современные образовательные программы предлагают использовать народную игру, как средство педагогической коррекции поведения детей. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Наши задачи – продолжать знакомить  с русскими  народными играми детей с интеллектуальной недостаточностью. Развивать ловкость, увертливость, умение действовать по сигналу, воспитывать выдержку, умение  соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщение детей к русской культуре.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русских народных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии. Данный материал будет интересе педагогам коррекционных дошкольных учреждений....

Начальный этап коррекционно - педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью умеренной степени: игры и упражнения.

На начальном этапе коррекционно - педагогическая работа выстраивается по следующим направлениям:формирование положительных форм общения и эмоциональноокрашенного взаимодействия ребенка с близкими взро...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...