"Логоритмика как средство коррекции речи ребенка"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Елена Ивановна Майбога

Во многих детских садах нет логопеда, а дети с проблемами речи есть всегда. Как помочь ребенку с незначительными нарушениями речи может музкальный руководитель, я рассказываю в своей статье "Логоритмика на музыкальных занятиях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

http://s017.radikal.ru/i401/1212/f4/fa5196221fbb.jpg

составила

музыкальный руководитель

МАДОУ д/с № 3 «Светлячок»

Майбога Елена Ивановна

Первомайск - 2015г.

В настоящее время  развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста становится особенно значимым. Развивая детей в области музыка мы не только их приобщаем  к миру прекрасного, но осуществляем музыкальное образование на основе выявления и развития его музыкальных, творческих и духовных способностей.    

    Развивая певческие навыки часто наблюдала детей имеющих речевые расстройства: задержка речевого развития, нарушения звукопроизношения,  общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

 Предлагаю вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Почему – логоритмика?  Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека.  А сочетание пения и движений на фоне музыки оказывают очень положительное воздействие на разного рода  речевые нарушения.

Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит игровым попевкам, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логопедическая ритмика — связывает воедино слово (звук), музыку и движения и все логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки.

Главная цель в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Основные задачи логоритмики:

  • Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
  • Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей;
  • Активизация всех видов внимания и памяти;
  • Развитие артикуляционной и мимической моторики;
  • Формирование фонематического слуха;
  • Коррекция речевых нарушений.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  •  логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  •  пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
  •  упражнения на развитие общей моторики;
  •  вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  •  песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  •  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  •  упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;
  •  упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения;

Цель моей работы в этом направлении: помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада. И такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на музыкальных  занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.

Основополагающий принцип проведения НОД с логоритмическими упражнениями  – это взаимосвязь речи, музыки и движения.  Именно музыка является её организующим и руководящим началом. Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются  общие речевые навыки  такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям:

 Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. 
     Второе направление логоритмической  работы - развитие речи детей и корректирование  их  речевых нарушений. Эта  работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической                                    моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное сопровождение.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям:

  • Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей;
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков и имеющегося в запасе активного словаря;

Таким образом, развитие речи детей младшего дошкольного возраста, тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.

 Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.   

Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.

Использование наглядного материала, иллюстраций, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутики, элементы костюмов делает НОД с использованием логоритмики  более привлекательным, интересным и продуктивным для детей. В качестве музыкального сопровождения используется как классическая, авторская музыка, так и музыка современных композиторов в аудиозаписи.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

«С-с-с-с»  -  руками имитируют  насос

«шарик  дули – шар надули»

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

Опа-опа

Оп-оп

Опа-опа

Хлоп-хлоп!

Опа-опа

Топ-топ!

Опа-опа

Стоп!

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

Пение - включает упражнения и  логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением.

С логоритмическими упражнениями  можно развивать и  звуковысотный  слух, например  используют колокольчики, звучащие различно по  своей высоте  задавая несложный ритм и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети не только учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.                              

 Музыкально-ритмические  движения - предполагают упражнения, игры с предметами,  способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.  

Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.

Пальчиковые игры - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать.  Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., которые проигрываются при помощи пальчикового театра.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

  Основная направленность элементов логоритмических упражнений на музыкальных занятия — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного "музыкального" инструмента.

Вот те формы работы, которые способствуют развитию ритмического,  тембрового, фонематического слуха столь необходимых для полноценного развития всех сторон речи – интонационной, звуковой, грамматической и т.д.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все упражнения по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов, сюрпризных моментов, так необходимые для поддержания интереса детей. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

Логоритмические упражнения сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современного Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Инновационная направленность  закючается в том, что логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии  музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.

В результате занятий логоритмикой происходят положительные изменения в развитии ребенка:

  • нормализация темпа и ритма речи .
  • развитие речевой моторики для правильного произношения звуков.
  • развитие слухового внимания.
  • развитие фонематического слуха .
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
  • развитие пространственной организации движений .
  • развитие физиологического дыхания .
  • воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

Уважаемые коллеги, настоятельно советую, в своей практике активнее использовать средства логоритмики и результат не заставит себя долго ждать!

Предлагаю рассмотреть  возможности включения логоритмики в жизнедеятельность детского сада.

  • Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. Речевые упражнения без музыкального сопровождения могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями.
  • Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
  • Динамические паузы между занятиями.
  • Логоритмические физкультминутки во время проведения НОД.
  • Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
  • Подвижные игры с речетативом и движениями.

     Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических упражнений родителей воспитанников. Их заинтересованность и  участие в данном процессе поможет достичь более эфективных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Консультация для педагогов«Логоритмика  как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Логоритмика, как средство коррекции при заикании.

  Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики.    Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а особенно детям с заиканием полезна логопедическая ри...

Логоритмика как средство коррекции речи

Консультация для родителей...

Выступление на пед.совете с темой: «Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально – ритмических способностей дошкольников».

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, система движений в сочетании с музыкой и...