Выступление на пед.совете с темой: «Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально – ритмических способностей дошкольников».
материал

Щукина Ирина Сергеевна

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, система движений в сочетании с музыкой и словом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально – ритмических способностей дошкольников».

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не углубляясь в причины и проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Я задумалась, как я на своих занятиях могу развивать речь.

Задала себе вопрос: «Чем обычно занимаются дети в садике?» Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить - на этом и надо строить свои занятия. Таким решением для меня стала – логоритмика, которую я использую на своих занятиях уже второй год.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, система движений в сочетании с музыкой и словом.

 Если обратиться к истокам появления логоритмики, то нужно сказать, что изначально создатель знаменитого метода ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), внедряя свою  новую методику, стремился сломать  укоренившиеся устои музыкального воспитания, выступал, своего рода, новатором в системе воспитания и развития творческой музыкальной личности. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, это увлекательная игра, в которой ни взрослые, ни дети, не чувствуют усталости. Он стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма.

В настоящее время в логопедии и педагогике разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др., М. Ю.Картушина).

Любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Занятия по логоритмике требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции,

- развитие фонематического восприятия,

- расширение лексического запаса,

- развитие слухового внимания и двигательной памяти,

- совершенствование общей и мелкой моторики,

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Логоритмика прежде всего полезна детям:

- с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему,

- с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью,

- с недостаточно развитой моторикой и координацией движения,

- с дизартрией, с задержками развития речи, нарушением произношения отдельных звуков,

- часто болеющим и ослабленным,

- детям, находящимся в периоде интенсивного формирования речи (2-5 лет)

Т.к. логоритмика раскрывает  разные направления здоровьесберегающих технологий, я в своей работе использую разнообразные игры:

- Валеологические песни-распевки («Доброе утро», «Здравствуйте», «Лепешки», и др.)

- Дыхательную гимнастику («Поиграем животиками», «Ах, как пахнет!; дыхательная и звуковая гимнастика по Нестерюк Н.Т.)

- Артикуляционную гимнастику («Лошадка», «Хоботок», «Киска лакает молоко», «Злой пёс» и др.)

-Игровой массаж (Массаж спины «Кто пасется на лугу», Самомассаж «Петушок», Массаж пальцев «Гусь», и др.)

- Пальчиковые игры («Я хочу построить дом» и др.)

- Речевые игры («Танец червячков» и др.)

- Игра на шумовых инструментах («Оркестр», «Сказки-шумелки» и др.)

- Коммуникативные игры («Побежали, побежали» идр.)

- Музыкотерапия («Тихо-тихо» и др.)

В результате использования логоритмики на занятиях дети стали с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой самомассаж, выполняют речевую и пальчиковую гимнастику.  Стали выражать свои чувства в движениях при музицирование на инструментах, пение, музыкально-ритмические движения (танцуй так, как слышишь музыку), наблюдается чувства ритма и координация у детей.

Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников через использование логоритмики я провожу индивидуальные и тематические консультации (по запросу, в родительских уголках), составляю буклеты, провожу мастер-классы, предлагаю посетить занятия по логоритмики.

Занятия музыкальной логоритмикой — это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца» (Описание опыта работы)

Данный педагогических опыт направлен на развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности дошкольников....

Доклад "Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников при помощи обучения игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах"

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимейших детьми видов музыкальной деятельности. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании современ...

Доклад "Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников при помощи обучения игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах"

Педагоги и музыканты всех времен и народов, подчёркивают значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития музыкальности ...

«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion»  Практическая...

Выступление на педагогическом совете ДОУ " Кинезиологические сказки как эффективное средство коррекции и развития детей с ОВЗ"

Кинезиологические сказки актуальны для коррекционно-развивающих групп, как своеобразная гимнастика для мозга. В последнее время кинезиология пользуется огромной популярностью....

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...

Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников на занятиях по музыкальной деятельности 1 часть

Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников на занятиях по музыкальной деятельности и в режимных моментах.Ритмические упражнения и народные обрядовые игры...