«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца» (Описание опыта работы)
материал (старшая группа) на тему

Даниленко Ольга Валерьевна

Данный педагогических опыт направлен на развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon danilenko_ov_opisanie_opyta_raboty.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 г. Тары»

Тарского муниципального района Омской области

«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца»

(Описание опыта работы)

Выполнила: Даниленко Ольга Валерьевна

музыкальный руководитель

Тара – 2012 год

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Движение – это форма существования человека на земле, его жизнь, данная ему природой. Ребенок – душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движений. Воспитание красотой движения – одна из главных задач гармонического развития ребенка и становления его личности.

Слова Н.А.Ветлугиной, которые на экране, я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребёнка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.

Выбор темы продиктован необходимостью поиска все новых   методов и  форм музыкально-ритмического воздействия на дошкольников средствами   сюжетно-образного танца.

Актуальность  темы продиктована  современностью и вытекает из многих составляющих. Это   модернизация   процесса   образования   в      Российской Федерации, повышение  требований к качеству  образования, необходимости оптимизации  процесса  обучения, повышение  его  эффективности,  создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого   активного приобщения к этому виду художественной  деятельности  предоставляется  в  детском саду. Здесь предусматривается достаточно  широкое  использование танца в  эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества.  И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников   может  проходить   чрезвычайно  плодотворно. Это  обусловлено  сочетанием в  единой   деятельности    музыки,  движения  и   игры  (драматизации) -  трех характеристик  танца, каждая из которых   способствует  развитию творчества   воображения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Танец существует  столько  же  тысячелетий, сколько  и  человек. На  заре своей  истории человеческое    общество открыло способы выражения мысли, эмоции   через    движения. В   танце  не  звучит   слово,  но   выразительность  пластики  человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым  и детям.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;

-между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;

- между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

Приступая к  работе над этими проблемами, я  исходила  из  того, что нужно обучить  детей основам  хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

На первоначальном этапе в сентябре-октябре 2010 года  мною было проведено диагностирование уровня развития музыкально-ритмических движений младших дошкольников по методике А.И. Бурениной. В результате было выявлено: высокий уровень -  у 20% детей; средний – у 53%; низкий уровень – у 27% детей.

На втором этапе  (ноябрь 2010 года – май 2012года)  я проанализировала теоретические материалы по проблеме развития у дошкольников музыкально-ритмических движений, разработала перспективное планирование по теме исследования, конспекты сюжетных музыкальных занятий, развлечений, праздников, составила сюжетно-образные танцы,   подготовила и провела консультации для педагогов и родителей. В сентябре 2011 года мною был организован кружок по танцевальной ритмике «Топотушки» для детей старшей группы.

В   своей    работе   я   опиралась   на   методические   разработки  М.А. Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», Г. П. Федоровой «Поиграем, потанцуем», «Играем, танцуем, поем», а также программу по ритмопластике для дошкольников А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Степень  новизны опыта заключается в комбинации элементов    известных     методов  и    дополнении    их      инновационными       технологиями   с  применением музыкально-ритмических средств  обучения в форме сюжетных  занятий.

Целью  педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития музыкально-ритмических и творческих  способностей         дошкольников    средствами  сюжетно-образного  танца.

Хореография  - искусство  синтетическое. Оно  позволяет решать задачи физического,   музыкально- ритмического,     эстетического развития детей.   В процессе развития у дошкольников музыкально-ритмических способностей средствами сюжетно-образного танца мною был определен ряд задач.

Свою практическую деятельность я осуществляю с учетом общедидактических принципов – воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности. Система работы по развитию у детей музыкально-ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе, в процессе кружковой работы.

Работа по развитию музыкально-ритмических способностей включает в себя три этапа, организация проведения каждого из них имеет свои особенности.      

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного     представления  об  упражнении. На этом этапе обучения я   рассказываю,  объясняю   и    демонстрирую  упражнения,  а   дети   пытаются  воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Этап   углубленного   разучивания   характеризуется уточнением и совершенствованием   деталей  техники  выполнения   упражнений.                       Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием      двигательного     навыка  и    переходом  его  к  творческому самовыражению    в   сюжетно- образном   танце. На  этом  этапе я    совершенствую    качество     исполнения  упражнений  и формирую  у  детей индивидуальный  стиль.

На занятиях я включаю выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучиваю композиции и танцы, рекомендуемые программой. Иногда провожу и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.

Неотъемлемой частью моей деятельности является работа с педагогами и родителями. Они являются союзниками в приобретении костюмов, в изготовлении атрибутов и декораций по созданию образов.

Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться  развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повышает эффективность воздействия. 

Результатом проведенной работы можно считать значительное повышение уровня развития музыкально-ритмических движений дошкольников.

Дети спокойно и свободно научились вести себя на сцене, с удовольствием выступают, принимают участие в конкурсах, сами придумывают новые танцевальные миниатюры. Они научились выполнять танцевальные движения согласованно с другими детьми в парах, передавая при этом характер музыки.

Воспитанники танцевальной группы «Топотушки» стали дипломантами Всероссийского конкурса детского творчества «Где живут мечты» (декабрь 2011 года) и призерами муниципального конкурса по музыкальному воспитанию «Весенняя капель» (март 2012 года) в номинации «Музыкально-ритмическая деятельность» занявшие 2 место.

Я думаю, что мы не остановимся на достигнутом, впереди у нас много интересных идей, мы будем продолжать создавать и исполнять образные танцы, выступать на сцене, принимать участие в различных конкурсах.

Я считаю, что мой педагогический опыт будет  интересен и полезен не только музыкальным руководителям города и района, которые занимаются развитием творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности  детей,  но и тем педагогам, которые используют в своей работе программу по ритмопластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Даниленко О.В._Описание опыта работы