Методическая разработка "Мы едем, едем, едем..."
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Уличева Валентина Николаевна

Сюжетные фигуры из полимерной глины и подробные рекомендации,  направленные на совершенствование развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, овладение речью как средством общения и культуры. Пособие помогает в игровой, увлекательной для детей форме развивать дошкольников.

Для педагогов ДОУ, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_edem_edem_edem.docx67.47 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое пособие

 «Машины наших улиц»

----------------------------------------------------------------------------------------------

Уличева В.Н.

«Мы едем, едем, едем…»

игровое   пособие по развитию речи

Уличева В.Н.

Мы едем, едем, едем... Сюжетные фигуры из полимерной глины и подробные рекомендации,  направленные на совершенствование развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, овладение речью как средством общения и культуры. Пособие помогает в игровой, увлекательной для детей форме развивать дошкольников.

Для педагогов ДОУ, родителей.

ГБДОУ детский сад №17 , Колпино, 2015 год.

Педагогам и родителям:

Дидактическое пособие «Мы едем, едем, едем…» адресовано не только педагогам, работающим в дошкольном учреждении, но и родителям. Пособие состоит из фигурок на лексическую тему «Транспорт» и подробных рекомендаций этого пособия, так как содержит игры, направленные на совершенствование развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, овладение речью как средством общения и культуры. Ценность данного пособия ещё и в том, что изготовить его могут сами дети совместно со взрослым на любую лексическую тему с трёх лет.

Процесс изготовления пособия.

  1. Материал: пластика «Цветик», магниты.
  2. Этапы изготовления:
  1. Предметная лепка из пластилина;
  2. Подержать фигуры в духовом шкафу до отвердения;
  3. Фиксировать магнит на каждой фигуре.

Цель игрового пособия:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, овладение речью как средством общения и культуры:

Задачи речевого развития:

  1. Формирование артикуляторных умений и навыков.
  2. Развитие высших психических функций (память, внимание).
  3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  4. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  5. Закрепить умение определять и называть разные виды транспорта (по назначению, но способу передвижения) .
  6. Обогащать и активизировать словарь детей (грузовой, пассажирский и др.).
  7. Развитие лексико-грамматического строя речи .
  8. Развитие связной речи.

Задачи познавательного развития :

  1. Развивать воображение и творческую активность, логическое мышление.
  2.  Способствовать освоению детьми разных способов обследования , установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
  3. Развивать у детей способность классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.
  4. Формировать умение аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблицы, развивать управляемое воображение, закреплять знания частей суток.
  5.  Активизировать освоенные детьми умения сравнивать (по форме, расположению в пространстве, числовому значению, временным длительностям), измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картины мира.
  6. Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия).

Задачи социально-коммуникативного развития:

  1. Формировать у детей отчётливые представления о разных видах транспорта.
  2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

Задачи художественно-эстетического развития:

  1. Формировать умение  детей создавать объёмные композиции.
  2. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способы и приёмы лепки)
  3.  Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

Задачи физического развития:

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Формировать у детей умение анализировать (контролировать) свои движение и движения товарищей.
  3. Знакомить с новыми подвижными играми.

Игры и  игровые упражнения

«Узнай по описанию»

Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

Оборудование: набор фигурок с изображением разных видов транспорта (легковой автомобиль, автобус, пожарная машина и т.д.), магнитная доска.

Ход игры: Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается.

 «Что лишнее?»

Цель – закреплять у детей умение классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.

Оборудование: сюжетные фигуры, магнитная доска.

Например:

1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, такси;

2. скорая помощь, троллейбус, грузовик, автобус;

3.полиция, автобус, пожарная машина, скорая помощь.

 «Перечислить как можно способов использования автомобиля»

Цель – развивать воображение, логическое мышление.

Ход игры: взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль. 

Например:

- передвижение по поверхности земли

- перевозить грузы

- укрываться от дождя

- путешествовать

- в машине можно переночевать

- часть машины можно использовать для оформления клумбы (колесо)

- выставки автомобилей в музее

- спортивные соревнования – гонки

- часть машины можно использовать для обучения плаванью (шина)

- металлолом

- освещение в темноте (фары)

- подача разных сигналов (звуковые, световые)

- рисование (на дверях машины).

«Путешествие водителя и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

Цель – формировать способность аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблицы, развивать управляемое воображение, закреплять знания частей суток.

Оборудование: сюжетные фигуры, магнитная доска, морфологическая таблица (части суток).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке будут путешествовать водитель и автомобиль. Рисует или показывает дорожку.

утро

день

вечер

ночь

водитель

автомобиль

.Что водитель делает утром? (просыпается, делает зарядку, умывается и т.д. А что автомобиль делает утром?  (стоит в гараже, его заправляют бензином, заводят и т.д.)»

Взрослый делает схематические зарисовки ответов детей.

 «Наоборот»

Цель – расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть противоположные по смыслу слова.

Ход игры: взрослый называет детям слова – признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова.

Например, машина – какая?

- быстрая – медленная

- шумная – тихая

- легкая – тяжелая

- пассажирская – грузовая

- двигающаяся – неподвижная

- вредная – полезная

- огромная – маленькая

- твердая – мягкая

- мирная – военная

- гладкая – шероховатая

 «Придумай новую машину»

Цель: способствовать развитию у детей воображения, творческого мышления; развивать связную речь.

Ход игры: взрослый просит детей придумать новую машину и нарисовать ее. Затем каждый ребенок рассказывает о своем рисунке.

«Кто больше знает?»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

Детям предлагается назвать легковой, грузовой транспорт, машины     специального назначения.  Правильные ответы поощряются фишками.

«Определи на ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: сюжетные фигуры.

Ход игры: логопед демонстрирует детям сюжетные фигуры. Дети рассматривают и называют их.

Затем детям предлагается с закрытыми глазами попытаться определить, какой вид транспорта им достался.

«Что изменилось?»

Цель: развитие памяти  и внимания.

Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

Ход игры: логопед предлагает посмотреть на ряд сюжетных фигур на магнитной доске, а затем попросить детей отвернуться. Логопед меняет очерёдность фигур и предлагает детям определить, что изменилось и поместить фигуры в правильном порядке.

«Как ревёт моторчик»

Цель: автоматизация звука «Р».

Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

Ход игры:  логопед рисует на магнитной доске дорожку и предлагается ребёнку провести автобус пальчиком по дорожке, произнося отчётливо «рь-рь-рь-рь» - ведь именно так звучит мотор у автобуса.

«Дифференциация звуков «Л» и «Р»

 Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

 Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

 Ход игры: логопед предлагает выбрать детям из ряда сюжетных фигур только те фигуры, где слышится звук «Р» и «Л» и определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова.

«Тихо – громко»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

Ход игры: логопед предлагает нарисовать железную дорогу и дом на магнитной доске, взять в руки поезд и провести его по «железной дороге», при этом произнося на плавном длительном выдохе: «ууууууу» - поезд едет, «уууУУУ» - поезд подъезжает с постепенным усилением силы голоса; «УУУууу» - поезд уезжает с постепенным ослаблением силы голоса.

«Грузы бывают разные»

Цель: развитие грамматической стороны. 

Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

Ход игры: логопед предлагает детям определить, какой груз везёт грузовик, если он из резины – резиновый, из пластилина, из пластмассы, из железа, из дерева, из стекла.

«Бензоколонка»

 Цель: совершенствование навыков слогового анализа слов.

 Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска.

 Ход игры: логопед рисует бензоколонки, у каждой бензоколонки свой номер, который обозначает количество слогов в слове. Логопед предлагает детям определить, на какой бензоколонке будет заправляться каждый вид транспорта.

«Кто, на чём едет?»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: сюжетные фигуры и магнитная доска, комплект картинок (мышь, слон, гусеница, петрушка, кошка, собака, лягушка).

Ход игры: дети получают задание в один вид транспорта погрузить картинки со звуком «С» в названиях, а в другой со звуком со звуком «Ш».

Физминутка  «Машины».

• Накачали шину – шину (наклоны вперёд) .

• Завели свою машину (руками мотор) .

• И поехали вперёд (взяли рули) .

• Машины – малютки (присели) .

• Машины большие (большие) .

• Спешат грузовые (медленно идут) .

• Бегут легковые (частым быстрым шагом) .

• Торопятся, мчатся, как будто живые.

• Стоп! Нажали тормоза (показ ногой педаль) .

• Дальше ехать нам нельзя.

Литература:

  • «ОБЖ для дошкольников» (Т.П.Гарнышева)
  • «Я и мир» (Л.Л.Мосалова)
  • Программа «Светофор» (Т.И.Данилова)
  • «Путешествие на зелёный свет или школа юного пешехода»
  • Интернет-сайт «Почемучка».
  • Нищева Н.В «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - СПб, 2007
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических занятий» - М., 2014
  • Агронович З.Е «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» - Спб, 2012
  • Азова Е.А., Чернова О.О. «Учим звуки» - Спб, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: «Мы едем, едем, едем…»

Тема: «Мы едем, едем, едем…»Задачи: Закреплять знание детей об основных цветах.Развивать мелкую моторику (застегивание пуговиц). Активировать речь малышей, проговаривание и договаривание песенок...

Конспект занятия по обучению ПДД "Мы едем, едем, едем..."

Цель: 1. Ознакомление детей с видами транспорта. (Автобус ,машина, велосипед). Познакомить детей с правилами дорожного движения, закрепление об автобусе и других видов транспортных средств...

конспект по развитию речи "Мы едем, едем, едем..."

развитие речи детей ясельной группы...

Развлечение с детьми средней группы на тему: "МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ..."

Познакомить детей с конкретными правилами дорожного движения. Закрепить правила передвижения   пешеходов по улицам. Закреплять знания детей о назначении  Светофора  (красном, жёлто...

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Мы едем,едем, едем..."

Уважаемые педагоги!!! Методическая разработка позволит Вам повторить правила дорожного движения с детьми на занятии....

Методическая разработка НОД (музыкальное занятие) "Мы едем, едем, едем..." для детей 3-4 лет.

Конспект музыкального занятия для детей 3-4 лет. Цель занятия:формирование и совершенствование двигательных навыков младших дошкольников в соответствии с характером и образным содержанием музыки....