Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Титова Татьяна Аркадьевна

Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_taty.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы учителя-дефектолога

«Формирование активного словаря детей

с  задержкой речевого развития                      

 4-го года жизни»

Автор: ТИТОВА Т.А. – учитель-дефектолог

 ГДОУ № 67 Фрунзенского района

г.Санкт-Петербург

2015 год

Формирование активного словаря детей с ЗРР 4-го года жизни

  Проблему развития речи детей дошкольного возраста изучают психологи, физиологи и педагоги. В работах ученых подчеркивается, что важным условием формирования и развития речи дошкольника является обучение его со взрослым.

  Дошкольная педагогика рассматривает формирование словаря как одну из важнейших задач развития речи. Профессор Вера Иосифовна Логинова дает следующее определение: «Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленный народом в процессе его истории. Можно выделить количественную и качественную сторону этого процесса».

  На данном этапе коррекционной работы основными задачами является не постановка звуков и заучивание слов, а накопление активного и пассивного словаря ( независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм, формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей.

  Формирование активного словаря детей ведется в двух направлениях:

- первое направление осуществляется в играх/занятиях по лепке, рисованию, конструированию, на музыкальных занятиях, в быту, а также в ходе выполнения режимных моментов.

- второе направление проводится на специальных развивающих играх/занятиях по развитию речи детей 3-го года жизни.

  Первое направление реализуется при активном участии воспитателей по согласование с учителем-дефектологом, второе направление осуществляется учителем-дефектологом.

  Проведение работы по развитию речи в быту и разных видах деятельности позволяет расширить объем представлений детей и сообщить необходимый речевой материал. Систематическая работа над словом проводится на специальных коррекционных играх/занятиях по развитию речи.

  В связи с тем, что коррекционное игра/занятия построены по тематическому принципу, обогащение словарного запаса связано, прежде всего, с расширением и конкретизацией тематического словаря. В комплексных играх/занятиях мы используем следующие лексические темы: Семья, Игрушки, Овощи, Фрукты, Посуда, Части тела, Одежда, Мебель, Транспорт, Домашние животные, Дикие животные, Птицы, Времена года.

  Работу по расширению словарного запаса детей мы строим на основе наблюдения и сравнения. На первых этапах мы учим сравнивать и выделять сходные признаки, затем вводим противоположные признаки и отмечаем, в чем существенные сходства и в чем различия сравниваемых предметов (игрушек, предметов быта, настроений и другого).

Приведу пример фрагмента комплексного занятия по теме: «Игрушки».

  Цель: 1) Расширение тематического словаря детей

            2) Сравнение по одному признаку (по величине)

            3) Активизация самостоятельной речи детей

            4) Понимание собственной деятельности

Игровая обстановка: большие и маленькие мячи, большие и маленькие машины.

Фрагмент занятия: на полу – 2 обруча (красный и синий). Дети сидят на ковре. Перед детьми лежат игрушки (большие и маленькие машины). Педагог предлагает детям назвать предметы, лежащие на полу. Дети перечисляют их. Педагог называет перечисленные предметы одним словом - игрушки. Далее  предлагает положить в красный обруч все большие игрушки, а в синий обруч – все маленькие игрушки. Дети выполняют задние, затем педагог привлекает внимание детей к результату их деятельности словами: «Какие молодцы, вы положили в красный обруч все большие игрушки». «А какие игрушки лежат в синем обруче? Маленькие». Если дети не называют сами, то отвечает педагог.

  В последующих заданиях возможны варианты:

- выбор по цвету

- выбор по виду (игрушки, посуда, одежда и т.д.)

- выбор по форме.

  Далее, основываясь на опыте ребенка, предлагаем для сравнения использовать 2 признака, например, цвет и форма, или цвет и величина. По исследованиям Нины Михайловны Аксариной, дети уже в 2 года, при нормальном речевом развитии, усваивают цвета предметов, поэтому мы и нашим детям показывает предметы и игрушки разного цвета.

  В процессе освоения детьми приема сравнения, используем игры с элементами конструктивного праксиса и мелкой моторики, например:

- геометрическая мозаика

- разрезные картинки

- упражнения с палочками

- ориентировка на плоскости и в пространстве (лабиринт, цветные дорожки).

  В начале дети усваивают менее общие понятия – видовые, на основе их более общие – родовые. Упражнения на усвоение видовых понятий включают так называемые «лишние» слова из других групп. Эти задания дети выполняют после того, как усвоят значения отдельных слов, входящих в видовое понятие.

Приведу пример фрагмента комплексного занятия по теме: «Что лишнее?»

  Цель: 1) Группировка предметов по родовому признаку

            2) Выделение предмета, не отвечающего признакам рода («лишний»)

            3) Освоение умения отвечать на вопрос: «Почему?»

Игровая обстановка: мебель, посуда, одежда для куклы.

Фрагмент занятия: дети сидят на ковре. У каждого ребенка предмет мебели, посуды или один из видов одежды. Ребенок находит место предмета в кукольной комнате. Педагог корригирует действия детей и побуждает их к активной речи. Дети садятся за столы, у каждого на столе карточка с изображением предметов мебели, посуды или одежды и одним, так называемым, «лишним» предметом. Ребенок находит «лишний» предмет, но каждый своим способом:

- кто-то просто показывает «лишний» предмет, не сопровождая действия речью. Педагог сам называет этот предмет.

- кто-то показывает и говорит: «Майка, трусы, кофта, носки, а это – стул, он лишний»

- кто-то сразу объединяет предметы в группу, а педагог называет обобщающее слово.

  Затем возможны варианты игр/занятий:

  1. По другим лексическим темам.
  2. Игры на составление ситуации для развития начал ассоциативного мышления. Например:

- на картинке изображена ситуация: девочка кормит куклу. У детей – сопутствующие картинки: ложка, тарелка, чашка.

- Другая картинка: девочка одевает куклу. У детей - сопутствующие картинки: трусы, кофта, платье.

- Другая картинка: девочка играет – собирает пирамидку. У детей - сопутствующие картинки: пирамидка, мишка, кукла.

- Другая картинка: девочка укладывает куклу спать. У детей - сопутствующие картинки: подушка, одеяло, простыня.

- Другая картинка: девочка купает куклу. У детей - сопутствующие картинки: мыло, мочалка, полотенце.

3. Игры на осознание видовых различий.

     Например:

     - одежда для мальчика (рубашка, шорты, носки) и для девочки (кофта, юбка, гольфы).

    - игрушки (резиновые, меховые и пр.)

  Кроме указанного выше направления, велась работа над значением слов с более высокой степенью обобщения – глагольной. С этой же целью я проводила дидактические игры с куклой по методу Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Умоем куклу», «Кукла обедает», «Кукла пошла гулять» и т.п.

Перечисленные игры помогают раскрыть значение слова, благодаря детализирующим действиям, учат понимать значение слова с более высокой степенью обобщения.

  Следующий этап этой работы состоит в установлении связей между предметом и действием с ним, побуждает детей ответить на вопрос: «Что сделать с предметом для изменения его свойств?».

Приведу пример фрагмента комплексного занятия по теме: «Одежда»:

Цель:

1) Использование в речи глаголов, обозначающих действие

2) Освоение умения проводить ассоциации между предметом и действием с ним

3) Умение отвечать на вопрос: «Что нужно сделать?».

Игровая обстановка:

Картинки с изображением предмета (майка мокрая, брюки мятые, кофта грязная,   пальто рваное, платье красивое, рубашка новая)

Картинки с изображением действия (гладит, стирает, зашивает, сушит, надевает, покупает).

Фрагмент занятия:

Дети сидят полукругом, перед ними на доске – картинки с изображением действия.

У каждого ребенка по одной картинке с изображением предмета. Дети вместе с педагогом обсуждают изображенные на картинках действия. Далее каждый ребенок соотносит свою картинку с  изображенным действием, составляя, таким образом, логические пары:

- майка мокрая – мама сушит

- брюки мятые – мама гладит

- кофта грязная – мама стирает

- платье красивое – мама надевает

- рубашка новая – мама покупает

Затем эта игра может быть усложнена вариантами, например:

- смысловая дорожка («Что можно стирать?», «Что можно строить?» и т.п.

- логические пары (гладить – нужен утюг; зашивать – нужна иголка; строить – нужны кубики; спать – нужна кровать).

  Раскрытие значения слова предполагает не только работу  по уяснению родо-видовых отношений, но и уточнения связей по типу «целое и его часть».

При отборе словаря для проведения упражнений с целью уточнения в речевом плане отношений «целое – часть» учитывалось, что детям следует давать только тот речевой материал, который наиболее точно отражает название частей предметов. Знакомству детей с отношениями по типу «целое – часть» мы посвящали игру/занятие целиком или основную его часть.

  Упражнения на уточнения названий целого и его элементов также включались в игры/занятия по разнообразным лексическим темам:

«Части тела» - голова: лицо, волосы, глаза, уши, нос, рот

«Одежда» - рубашка: рукава, карман, воротник, пуговица

«Транспорт» - машина: кузов, кабина, колеса, руль и др.

 

В ходе работы над словарем мы не ограничивались изолированным усвоением слов.

Новые и ранее изученные слова постоянно включались в различные сочетания и фразы.

Для осуществления этой работы проводились упражнения на понимание и выполнение поручений ( покажи, возьми, дай), беседы в вопросно-ответной форме. Использовались небольшие стихотворные формы, побуждающие ребенка к действиям в соответствии с занимательным текстом, например: «Ветер дует нам в лицо…», «Мы топаем ногами…», «Вместе хлопаем в ладоши…».

Проводилась пальчиковая гимнастика с оречевлением, например: «Этот пальчик хочет спать…», «Раз-два-три-четыре-пять – вышли пальчики гулять…», «Наша Маша варила кашу…» и др.

Составлялись небольшие рассказы по серии сюжетных картинок, широко использовались игры-драматизации, русские народные потешки и песенки, способствующие совершенствованию разговорной речи детей, повышению их речевой активности. Читали короткие детские стихи Агнии Барто и Самуила Маршака.

Детей познакомили со сказками: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и др.

    Таким образом, в процессе развития детей младшего дошкольного возраста использовались различные методы:

- наблюдение за предметами ближайшего окружения

- демонстрация игрушек, картин, способа действия

- игры (дидактические, подвижные, сюжетные, игры-драматизации)

- методы беседы, имитации

- упражнения.

Все методы были направлены на обогащение словаря, его уточнения и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей с задержкой речевого развития

обоснование выбранной темы, значение театрализованной деятельности для развития речи детей, параметры для обследования,задачи, этапы, виды театров, результаты работы....

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании активного словаря детей»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей, формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством в...

Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

Специфика работы с воспитанниками домов ребенка с задержкой речевого развития на втором году жизни

В статье раскрывается методика занятий с детьми первых лет жизни, раскрываются приемы и структура коррекционного занятия в условиях дома ребенка...