Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей с задержкой речевого развития
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Охапкина Лариса Владимировна

обоснование выбранной темы, значение театрализованной деятельности для развития речи детей, параметры для обследования,задачи, этапы, виды театров, результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей с задержкой речевого развития.

Нарушение речевого развития приводит к нарушению общения. Работая с детьми с нарушением речевого развития ,выявили, что нарушение общения выходит на первый план. Дети не могут общаться друг с другом, с взрослыми, так как не понимают друг друга и не умеют пользоваться языковыми средствами.

   Проведя обследование детей, пришедших на обучение в группу с диагнозом ОНР на 2 года, мы выявили, что результатом нарушения общения является очень бедный словарный запас.

Обогащение словарного запаса детей, конечно, проходит на занятиях, в повседневной жизни детей. Проанализировав разные виды деятельности, мы решили найти более увлекательный способ обогащения словаря детей, и пришли к выводу, что театрализованная деятельность наиболее полно обеспечит коррекцию нарушений коммуникативной сферы и является наиболее популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.

   М. Махнева отмечает, что именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся обогащения словаря детей, а также формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

       Огромно и воспитательное значение театрализованных игр: у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу  пропадающий комплекс * я не умею * - все это удивляет и привлекает.

      Велико значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, обогащение словарного запаса детей.

    Исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. показали, что в игре формируется личность ребенка, реализуется ее потенциальные возможности и первые творческие проявления.

     В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Театрализовано- игровая деятельность, по их мнению, может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. По мнению психологов, стихотворный текст носит не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером, что немаловажно для развития общения детей с задержкой речевого развития.

   Мы решили проверить на практике влияние театрализованной деятельности на обогащение словаря детей.

       Руководствуясь диагностикой С. Мерзляковой раздел * Музыкально-игровое творчество * ( ж. *Дошкольное воспитание № 1 2000 г.). Бурениной * Ритмическая мозаика* и программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР составили параметры для обследования детей на овладение навыками театрализованной деятельности:

Интонационная выразительность речи ( просили рассказать стихотворение или отрывок любимой сказки)

Использование в речи мимики и жестов

Развитие словаря.

Развитие общей моторики ( координация движений, умение двигаться под музыку, выполнять ритмические упражнения), мелкой моторики ( рисунки детей, умение шнуровать, застегивать пуговицы, пальчиковые гимнастики)

Опыт театрализованной деятельности ( спрашивали, играли ли дети в театр, выполняли какие-либо роли)

На основании проведенного обследования, мы сделали вывод, что театрализованная деятельность интересна детям, и что через использование различных ее видов можно решать образовательные и воспитательные задачи :

Обогащение словаря.

Развитие психических процессов:

 -  внимание ( на обычных занятиях трудно удержать внимание, а в процессе игры              это делать легче)

  - память ( разучивание ролей, последовательность выхода героев, ребенок заучивает, запоминает действия, которые необходимо выполнять в ходе драматизации)

   -развитие эмоциональной сферы ребенка, в том числе и эмоциональной выразительности речи, мимики и жестов.

развитие общей и мелкой моторики ( в процессе действия с куклой – игровым персонажем, изображением какого-либо образа, персонажа)

Решение воспитательных задач ( умение работать в коллективе, в паре .воспитание отзывчивости, доброты, любви к окружающему миру и.т.д.)

На основе результатов диагностики разработали перспективный план на каждый месяц по лексическим темам для старшей и подготовительной группы с усложнением. По каждой теме подобрали сказку и игру-драматизацию.

     Начинали работу с более простых видов театра, коротких и простых по содержанию сказок. Для более успешного усвоения, разработали этапы разучивания сказки:

         1 этап – чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Обсуждение настроения главных героев сказки, выбор настроения действующих персонажей, пересказ сказки

         2 этап – показ инсценировки сказки воспитателем. Обсуждение кто из героев каким голосом говорит

        3 этап – разучивание слов к сказке. Действий с персонажами театра

        4 этап – дети сами показывают сказку, действуя с персонажами, воспитатель за автора

        5 этап -  заключительный – дети сами говорят слова автора.

Для более успешного овладения разными видами театра в разные режимные моменты использовали пальчиковую гимнастику, которую подобрали на каждую лексическую тему.

 К каждой лексической теме подобрали разные виды театра:

ОВОЩИ – театр на брусочках *Репка*

ОСЕНЬ – на погонах *Осенняя находка*

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ – на фланелеграфе * Лиса и журавль*

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – на шариках *Поросенок Чуня*

                                                    Пальчиковый театр *Кто сказал мяу*

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ – на брусочках *Колобок*

                                         Из коробок *Заюшкина избушка*

ЗИМА – на брусочках *Мишкина берлога*

НОВЫЙ ГОД – на стаканчиках из-под йогурта *Елка*

ТРАНСПОРТ – на брусочках *Ненужный светофор*

                           на фланелеграфе *Про машину*

ВЕСНА – на палочках *Встречаем весну*

ПОСУДА – театр – топотушек  *Федорино горе*

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН – театр на палочках в коробке *Калош дюжину          крокодилу к ужину*

НАСЕКОМЫЕ – театр на палочках в коробке *Почему кузнечик зеленый?*

   При овладении более сложными для детей видами театра проводили предварительную работу. Например , театр-топотушек- более сложный вид театра – в качестве подготовительного этапа использовали куклы - топотушки и потешки к ним:

     Большие ноги бегут по дороге

     Маленькие ножки бегут по дорожке.

В процессе работы происходило усложнение словаря от группы к группе. Например, используя в старшей группе театр-топотушек *Федорино горе*, работали над следующим словарем : сито, нож, кастрюля, чайник, блюдца, стакан, чашка, ложка, сердитая, разбитая, немытая, грязная, чистая, поломаны, побиты, облиты, бить, сварить, полоскать, звенеть, жарить, печь.

     В подготовительной группе ввели новых персонажей и соответственно обогатили словарь словами –  кофейник, корыто, сковорода, самоварище, ушат, дребезжать, бренчать, закоптить, блюда, неряха, кипяток.

Для закрепления полученных навыков организовывала показ игр-инсценировок друг другу в свободной деятельности, детям из других групп, родителям.  

     Эта работа помогла детям пополнить и обогатить словарь существительных, прилагательных, глаголов. В процессе этой работы происходит развитие психических процессов : внимания, памяти, развитие эмоциональной выразительности речи ребенка, мимики и жестов, в процессе действия с куклой - игровым персонажем, изображением какого-либо образа, героя – развивается общая и мелкая моторика. Решается и воспитательные задачи – умение работать в коллективе, паре, воспитание доброты и отзывчивости, любви к окружающему миру.

Воспитатель компенсирующей группы

 муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №159»

 Охапкина Лариса Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни

Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду....

Консультация на тему: «Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...

мастер класс НА ТЕМУ : « Авторский игровой диалог и его театрализованная деятельность как средство обогащения словаря,развития эмоциональной, выразительной , граматически оформленной речи ребенка.»

Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольн...