Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Методический материал по  направлениям работы учителя-логопеда по теме "Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральные государственные образовательные стандарты  в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В соответствии с ФГОС коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.        

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

        

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4-5 лет, когда ребенком пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

В современной практике работы учителя-логопеда в условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.

С учетом данной приоритетной цели необходимо разрабатывать  рабочую программу деятельности учителя-логопеда  МДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных образовательных стандартов в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


        Профессиональная деятельность учителя-логопеда МДОУ должна быть направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.

Основными задачами выступают:

  • выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;
  • формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
  • обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Все цели реализуются в рабочей программе логопеда. Основной целью  рабочей программы является  - раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях логопункта.

Примерная рабочая программа разрабатывается на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики, отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

 Ведущим принципом в рабочей программе должен выступать принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Также в рабочей программе необходимо реализовать принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.

То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение ежегодного мониторинга речевого развития воспитанников.

В карте развития дошкольника с нарушениями речи отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения ребенка учителем-логопедом и другими педагогами МДОУ.

С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников МДОУ. Все дети, достигшие трехлетнего возраста, проходят логопедическое обследование .

    Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.

 При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и

- психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности.

-Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.

-Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для

- повышения работоспособности детей,

- преодоления психоэмоционального напряжения,

-стабилизации эмоционального фона,

-развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между детьми.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда МДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как

  • развитие мотивации к обучению;
  • профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
  • развитие самоконтроля за своей речью;
  • развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координации, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления, что создает условия для последующей успешной адаптации воспитанников МДОУ к условиям школьного обучения.

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровых технологий в логопедической коррекции
  • арт-педагогических технологий в специальном образовании
  • технологии речедвигательной ритмики
  • технологии коррекции психомоторного развития
  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева,М. Ю. Картушина);
  • информационно-коммуникационных технологий;
  • здоровьесберегающих технологий

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

На логопункте создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.

Консультирование

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии.

      Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников МДОУ, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.

Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.

Пропаганда логопедических знаний

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте МДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей,  музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов МДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей:

- психологического возраста,

- специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений,

- особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников МДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.

К таким условиям относятся:

  • речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
  • организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
  • обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
  • систематическое развитие предпосылок речевого развития;
  • развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (Ожидаемый результат ):
соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС К МО учителей-логопедов г.Ртищево Саратовской области Подготовила учитель-логопед Стуенко Татьяна Геннадьевна Октябрь 2015г.

Слайд 2

В соответствии с ФГОС коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Слайд 3

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Слайд 4

В современной практике работы учителя-логопеда в условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи. С учетом данной приоритетной цели необходимо разрабатывать рабочую программу деятельности учителя-логопеда МДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных образовательных стандартов в структуре основной об­щеобразовательной программы дошкольного образования

Слайд 5

Профессиональная деятельность учителя-логопеда МДОУ должна быть направлена на оказание своевремен­ной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Основными задачами выступают: выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитан­ников ДОУ; формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаи­модействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявле­ния проблем в речевом развитии; обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и ор­ганизации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях

Слайд 6

Ведущим принципом в рабочей программе должен выступать принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Также в рабочей программе необходимо реализовать принципы развивающего обучения, учета зоны бли­жайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Слайд 7

Диагностическая работа коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение ежегодного мониторинга речевого развития воспитанников Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фо­нетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, об­щее недоразвитие речи. К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда МДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как развитие мотивации к обучению; профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; развитие самоконтроля за своей речью; развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координации, про­странственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления, что создает условия для последующей успешной адаптации воспитанников МДОУ к условиям школьного обучения.

Слайд 8

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий , направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы: игровых технологий в логопедической коррекции арт-педагогических технологий в специальном образовании технологии речедвигательной ритмики технологии коррекции психомоторного развития технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева,М. Ю. Картушина); информационно-коммуникационных технологий; здоровьесберегающих технологий

Слайд 9

Консультирование Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с обяза­тельной разработкой соответствующих рекомендаций. Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями. Взаимодействие с педагогами ДОУ Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласован­ность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком мо­гут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте МДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учите­ля-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов МДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка

Слайд 10

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников МДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся: речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания; организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные; обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; систематическое развитие предпосылок речевого развития; развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей дея­тельности.

Слайд 11

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (Ожидаемый результат ): соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности

Слайд 12

ЛЮБВИ И ТЕРПЕНИЯ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

«Оформление информационных стендов как одна из форм работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Разработка поможет воспитателям в оформлении родительских уголков, какие критерии необходимо учитывать при составлении информационных стендов в связи с новыми требованиями ФГОС ДО, как в доступной фор...

Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"

Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"...

Опыт работы "Иновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС ДО"

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей....