«Знакомство со свойствами воды»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Киселева Алевтина Гавриловна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей дошкольной группе

Образовательные задачи:  Уточнить представления детей о воде, её нахождении в природе, об использовании воды человеком; продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, мутная, бесцветная, цветная), определить опытным путём какие предметы могут тонуть в воде; дать детям представление об играх с водой.

Коррекционные задачи: Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, двигательно-зрительную координацию, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

 Воспитательные задачи: Воспитывать внимательное отношение к природе, любознательность, желание участвовать в опытах. Воспитывать осторожность при игре с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_svoystva_vody.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей дошкольной группе на тему «Знакомство со свойствами воды»

Учитель-дефектолог: Киселева А.Г.

Тема: Знакомство со свойствами воды.

Образовательные задачи:  Уточнить представления детей о воде, её нахождении в природе, об использовании воды человеком; продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, мутная, бесцветная, цветная), определить опытным путём какие предметы могут тонуть в воде; дать детям представление об играх с водой.

Коррекционные задачи: Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, двигательно-зрительную координацию, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

 Воспитательные задачи: Воспитывать внимательное отношение к природе, любознательность, желание участвовать в опытах. Воспитывать осторожность при игре с водой.

Словарная работа: Водовоз, водопровод, колодец, сухой-мокрый, прозрачная – мутная, отражение, камушки вытесняют воду.

Оборудование: Ёмкость с водой, тазик, прозрачные и цветные стаканы, краска, мелкие предметы (тяжёлые и лёгкие), камешки, иллюстрации водоёмов; иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня громко плачет», книга Л.Н.Толстого «Умная галка», детские забавы – игры: «Рыбалка», заводная игрушка, поделки – лодочки. ИКТ – презентации: «Вода в природе», «Вода в жизни человека», фрагмент из фильма «Волга – Волга».

Ход занятия:

Вступление: Педагог: «Ребята, сегодня на занятии мы продолжим знакомство с водой, я предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Волга-Волга» (песенка Водовоза).

 Ребята, вы заметили, что этот фильм снимался очень давно, когда ещё и водопровода не было. А воду брали в речке или в колодце. И была такая профессия – водовоз, он привозил воду на лошади в большой бочке и наливал всем, кому было трудно сходить пешком на речку. Наш герой поёт песенку водовоза.

Вы поняли, почему его так назвали - водовоз? Что он делает? (возит воду)

А что обозначает его фраза: «И, выходит, без воды – и ни-туды, и ни-сюды…». ( без воды никак не обойтись) А как мы эту фразу скажем в наше время? (и ни- туда, и ни-сюда)

                                                                                                                         3

 Основная часть.

  1. «Сегодня на занятии мы продолжим разговор о воде, поговорим о свойствах воды. Что мы узнали о воде на предыдущих занятиях?»

Дети: Вода течёт, разливается. Её можно вытереть тряпкой. Тряпку можно высушить. Когда бывает дождь, с неба капает вода, появляются на земле лужи, которые потом высыхают. Солнышко умеет сушить землю.

В наши дома вода приходит по трубам. Мы набираем её из крана.

Какой звук издаёт вода, когда течёт из крана? (с-с-с)

А откуда в наш дом приходит вода? (из речки)

Давайте посмотрим, где в природе ещё встречается вода.

Показ презентации «Вода в природе». (педагог обращает внимание детей на звуковое сопровождение –  шум воды из разных источников)

Закрепление: Где бывает вода в природе? (в море, в речке, дождик, роса на траве)

Что остаётся на земле после дождя? (лужи) Можно ли гулять по лужам и во время дождя? Давайте попробуем представить, как мы гуляем по лужам.

Физкультминутка: «Лужи»

Шлёп-шлёп-шлёп – иду по лужам (постукивание ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках ( потопывание ногами)

Кап-кап-кап – мне зонтик нужен (стряхивание капель с пальцев рук, затем руки над головой изображают зонтик)

Оп-оп-оп – вода по спинке (похлопывание по плечам, скрестив руки)

Буль-буль-буль – упала шляпа (пружинка и наклон)

Ой-ой-ой – кругом вода (кружатся на месте)

 Да-да-да – себя так жалко (кивают головой, поглаживая по рукам)

 Не гуляйте в дождь тогда (погрозить пальцем)                                     4

2.  Изучение свойств воды, проведение опытов. Педагог: «Ребята, сегодня на занятии мы узнаем, какая бывает вода. Сейчас я налью воды в тазик, а вы понаблюдаете, как вода течёт. » Педагог обращает внимание детей на то, что вода в тазу чистая, предлагает опустить руки в таз с водой.

Педагог: «Вы видите свои руки? Значит, вода прозрачная. Давайте возьмём по камешку и бросим его в таз. Вы видите камешки? Значит, вода какая?» (прозрачная) Педагог  показывает банку с речным песком, предлагает детям зачерпнуть воды из таза и вылить в банку. Вода в банке прозрачная? Она стала мутной, плавают песчинки. А вы любите фокусы? Мы сейчас поставим эту банку с мутной водой на стол, а в конце занятия посмотрим, какое волшебство в ней произойдёт.

3. Педагог: «Посмотрите на картинки. Что на них нарисовано? (море, озеро, река, вода в ведре). Какого цвета нарисована вода? Её рисуют синей или голубой, а мы с вами видели, что вода прозрачная, бесцветная. Как же так? Загляните в таз с водой, вы видите своё отражение? ( дети наклоняются к воде, наклоняют различные предметы, игрушки, ладошки)» Педагог держит над тазом с водой цветной лист бумаги, обращает внимание детей на то, что вода кажется цветной. Вывод: в речке отражается синее небо и она кажется голубой, поэтому на картинках воду рисуют голубой.

« Посмотрите, у нас на столе стоят мисочки разного цвета. Давайте нальём в каждую мисочку воды и посмотрим. (дети наливают воду) Вода прозрачная, но в синей мисочке кажется синей, а в красной – красной .

А можно ли сделать воду цветной? Как сделать? (дети выбирают себе краску и добавляют в воду) Какого цвета стала ваша вода? (ответы детей: У меня в стакане вода красного цвета. И т.д.)

Педагог подводит детей к выводу, что вода стала разноцветной и пить её нельзя.

4. Педагог показывает детям иллюстрацию к книге А.Барто «Игрушки» (стихотворение «Наша Таня громко плачет»), просит вспомнить, что случилось с Таней, почему она плакала. (Чтение стихотворения) Педагог предлагает проверить, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут. Проводится опыт:  «Тонут – не тонут». Педагог показывает 4 ложки из разного материала: металлическую, керамическую, пластмассовую и деревянную, сравнивает их вес на ладонях, опускает в таз с водой. Опытным путём выясняется, что утонули в воде металлическая и керамическая ложки, а плавают деревянная и пластмассовая.

Дети выбирают из двух коробок по лёгкому и тяжёлому предмету, педагог стимулирует действия детей по проверке тяжести предметов, называния: тяжёлый – лёгкий.

                                                                                                                          5

Дети опускают разные предметы в воду и делают вывод: в воде тонут тяжёлые металлические предметы и не тонут лёгкие или наполненные воздухом.

«Ребята, как вы думаете, сможем ли мы хоть один день прожить без воды? Давайте посмотрим, как человек использует воду.»

Показ презентации «Всем нужна вода»

5. «Ребята, мы с вами узнали, что вода очень нужна не только человеку, но и растениям, зверям, птицам. Все мы должны пить воду. Сейчас я вас познакомлю с одной галкой, которая очень хотела пить и вот что потом произошло.»

Чтение и демонстрация рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».

Беседа:

  • Почему галка не могла напиться из кувшина?
  • Что она придумала?
  • Каким образом она бросала камешки? (брала клювом и бросала)

«Давайте проверим, как это у галки получилось.»

Педагог ставит на стол прозрачную ёмкость с небольшим количеством воды. Дети бросают в неё камушки и наблюдают, как вода поднимается выше и выше. Педагог подводит детей к выводу о том, что камешки вытесняют воду и если их набросать очень много, вода будет выливаться из банки.

Как можно назвать эту галку, какая она? (умная, догадливая)

6. «Ребята, мы узнали много о пользе воды. Не секрет, что маленькие дети очень любят играть, а какие игры можно организовать с водой?» ( пускать кораблики, ловить рыбок, стрелять водой и т.д.)

 -Педагог показывает детям игру-забаву с заводными плавающими игрушками.

-Затем дети запускают в тазик с водой лодочки с парусом, которые они сделали на занятии по ручному труду, педагог обращает внимание: чтобы лодочки поплыли, надо на них подуть (не надувая щёк).

-Затем педагог предлагает провести игру «Рыбалка» с заданием: назвать, какого цвета рыбку ты поймал.                                                                          6

-мы знаем ещё одну забаву с водой: можно без краски одной водой раскрасить картинку, попробуем?( водная раскраска)

Педагог: Игры с водой очень интересны, но их можно затевать только с разрешения взрослых или вместе с ними. Почему?

--можно разлить воду (показ иллюстрации из книги)

--можно измочить одежду

--можно испортить мебель и другие вещи.

7. Итог занятия.  «Ребята,  наше занятие подходит к концу, давайте посмотрим на наш стакан, в котором была мутная вода. Какая вода теперь? (чистая, прозрачная) Да, песок осел на дно, и вода снова стала чистой.

Мы сегодня много узнали о воде, узнали, кто такой Водовоз, провели несколько опытов с водой. На следующих занятиях мы попробуем воду на вкус, узнаем, что с ней станет, если её вскипятить или заморозить и т.д.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"

Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...

"Знакомство со свойствами воды"-опыты.Для старших групп.Ознакомление с окружающим-нод.

Занятие для старших групп.У детей формируется интерес к явлениям окружающего мира, представление о трех состояниях воды путем практических действий-опытов....

Знакомство со свойствами воды.

Эксперименты с водой...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство со свойствами воды, целостные представления о воде как о природном явлении»

Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде....

Вода. Знакомство со свойствами воды.

Занятие с детьми второй младшей группыВода. Знакомство со свойствами воды....

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать  бл...