Дети с ограниченными возможностями в условиях ДОУ
презентация по коррекционной педагогике по теме

Финкельштейн Татьяна Яковлена

Данный материал был подготовлен мною для выступления на совещании руководителей ДОУ Братского района. Тема сообщения посвящена инклюзивному образованию в условиях дошкольных учреждений нашего района. Это для нас совершенно новое направление работы, по - этому остается очень много открытых вопросов, в которых мы пытаемся разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon deti_s_ovz_v_usloviyah_dou.zip648.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

Сообщение по теме:

 "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"

на районном совещании руководителей ДОУ

Подготовила:

зам.зав.по ВМР

Финкельштейн Т.Я.

г. Вихоревка, 2015г.

Сообщение по теме "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности  обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.

Нормативно – правовые аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (Закон об образовании РФ. Глава 1, статья 2, пункт 16. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе).

Закон об образовании РФ. Глава 1, статья 5, пункт 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Закон об образовании РФ. Глава 11, статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Пункт 5. 5.17 предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Классификация детских садов в РФ:

  • Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания.
  • Центр развития ребёнка — детский сад.
  • Детский сад с ясельными группами.
  • Детский сад комбинированного вида. В них наряду с обычными группами есть группы для детей с какими-то формами отклонений развития. Как правило, это логопедические группы (коррекция речи).
  • Детский сад компенсирующего вида — специализированные и санаторные. В таких садиках производится коррекция каких-то хронических заболеваний. В специализированных садиках, в отличие от санаторных, дети с хроническими заболеваниями могут ходить в те же группы, что и здоровые дети. Компенсирующие и комбинированные садики привлекают к работе больше разноплановых специалистов, в основном медиков.

Детские сады данного вида являются специализированными и создаются для детей, имеющих различные нарушения в физическом и (или) психическом развитии (в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии). Дети с отклонениями в развитии могут приниматься и в дошкольные образовательные учреждения любого другого вида при наличии условий для коррекционной работы. При этом прием осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Обучающие программы, методики (технологии) воспитания, коррекции и лечения в ДОУ данного вида разрабатываются с учетом конкретной специфики имеющихся у детей отклонений. Материально-техническое оснащение таких детских садов несколько отличается от обычных, поскольку указанные дети нуждаются в особом уходе. Для детей создаются физиотерапевтические, массажные, логопедические и иные кабинеты; бассейны; фитобары и диетические столовые; специальные приспособления и оборудование в группах и т.д. Количество коррекционных групп и их наполняемость в детских сада как компенсирующего, так и обычного вида определяются уставом ДОУ в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления процесса воспитания, обучения и коррекции. Как правило, предельная наполняемость группы (в зависимости от конкретного вида) не должна превышать 6-15 человек.

В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

Основы коррекционных подходов в работе с детьми, имеющими трудности в развитии.

Знание общих и специфических закономерностей психического развития при разных видах его нарушений позволяет определить пути и возможности их полного  или частичного преодоления, которое зависит от того, насколько будет организован воспитательно – образовательный процесс. Разработкой теории и практики образования детей с отклонениями в развитии занимается специальная педагогика. В последние годы ее, как и специальную психологию, часто называют коррекционной.

Обучать и воспитывать ребенка  с трудностями в развитии намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации. Обучение ребенка с дефектом предполагает не просто снижение объема изучаемого материала, а совершенно иные методики его преподавания, разработку специальных приемов и средств обучения, учет индивидуальных особенностей детей с определенными видами нарушений. Подготовка специалистов для работы с такими детьми требует получения ими разнообразных медицинских, психологических, педагогических знаний, овладения специальными методиками обучения и психологической коррекции.

Человек с ограниченными возможностями имеет те же права и привилегии, что и нормально развивающийся ребенок: право жить и учиться в своей местности, своей семье, своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, быть таким, как все.

Ребенок с любыми трудностями развития имеет право воспитываться и обучаться, в том числе и в общеобразовательном учреждении. Однако ему требуется создание особых условий:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход.
  2. Охранительный педагогический режим (ровное, спокойное и бережное отношение, разумные нагрузки, достаточный для их состояния отдых, укрепление здоровья, исключение тех воздействий, которые могут им навредить).

Специальная педагогика опирается на соответствующие общепедагогические принципы, их реализации в системе специального образования имеет закономерное своеобразие. Существуют и специфические принципы:

  1. Принцип педагогического оптимизма предполагает, что ребенок с особыми образовательными потребностями может стать полноценно развивающейся личностью, если обеспечить для этого необходимые условия.
  2. Принцип ранней педагогической помощи реализуется через сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной педагогической помощи.
  3. Принцип социально – адаптирующей направленности образования заключается в том, что коррекция и компенсация недостатков психофизического развития не самоцель, а средство уменьшения степени социальной дезадаптации. Обучение и воспитание  детей с отклонениями включает выработку соответствующих навыков, начиная от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых, заканчивая сложными социальными навыками, нравственно – этическими, философскими, социокультурными и иными взглядами и убеждениями.
  4. С предыдущим принципом непосредственно связан принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Традиционный воспитательно – образовательный процесс в общеобразовательных детских садах рассчитан на детей с уже сформированной речью, умеющих общаться. Детей с нарушением развития надо этому учить специально.
  5. Принцип необходимости  специального педагогического руководства требует того, чтобы детей с отклонениями в развитии обучали специальные педагоги, поскольку только они, зная закономерности аномального развития и владея приемами специального коррекционного обучения, могут правильно организовать образовательный процесс. К личности педагога предъявляются особые требования. Он должен уметь изложить материал доступно для ребенка с довольно низким уровнем общего развития, уметь удерживать внимание детей, вести занятие в темпе, соответствующем темпу их индивидуальной деятельности, не раздражаться, иметь спокойный и в тоже время твердый тон, отчетливую дикцию. Ребенка с любыми трудностями надо научиться уважать как личность. Педагогическая требовательность должна носить спокойный и ласковый характер.

Отечественные дефектологи в большинстве своем придерживаются мнения о большей пользе дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Реализация интегрированного развития (когда ребенок с нарушением развития посещает общеразвивающий детский сад) всегда происходит с трудностями. За рубежом все большей популярностью пользуется его «компромиссный» вариант, когда детей учат специальные педагоги, а общение их с обычными сверстниками осуществляется на отдельных занятиях, на развлечениях, общесадовских мероприятиях. Исследования показывают, что при постоянной совместной образовательной деятельности, даже если дети формально готовы помогать своему «проблемному» сверстнику, они часто об этом забывают, начинают раздражаться или, наоборот, усиленно оберегать его, что не способствует правильному формированию личности. Кроме того воспитатель все равно не сможет в полном объеме знать коррекционные методики преподавания, уделить таким детям достаточного внимания (особенное если таких детей в группе несколько и все они с разными отклонениями в развитии).

Посещение специализированных детских садов так же имеет недостатки. Ребенок не имеет достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, находится в «тепличных» условиях, не приобретает достаточных бытовых навыков.

В конечном счете, дискуссия по поводу того, какое обучение лучше интегрированное или дифференцированное – может быть бесконечной, поскольку свои плюсы и минусы есть в любом варианте. Ясно одно – без знания коррекционной психологии и педагогики правильно организовать воспитательно – образовательный процесс невозможно.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида, предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этого необходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.

Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой  становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.         

        Основной задачей  психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в  школу.

Для педагогического коллектива  важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаю комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.         

Процесс сопровождения должен осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей  (дефектолог, логопед, тифлопедагог,  врач-невропатолог, офтальмолог, специалист ЛФК,  музыкальный руководитель, педагог- психолог).    Он  включает в себя:

  1. Создание предметно-развивающей среды;
  2. Материально-техническое оснащение;
  3. Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития.
  4. Лечебно-восстановительную работу.  

Обязательное обучение родителей  педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим должна быть сформирована чёткая система работы.  Она включает в себя четыре основных направления:

I.  Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.
III. Оздоровление и лечебно - восстановительные мероприятия.
IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Считаю психолого-педагогическое сопровождение  неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

        Основными принципами коррекционно - развивающей  работы с детьми с ОВЗ являются:

  • принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
  • безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе  педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.

                Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями отводится диагностике. В этой связи  обязательным условием при обследовании детей считается:

  • комплексный поход к диагностике (участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога, врача невропатолога);
  • подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;
  • качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития,  выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».

По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляется коррекционно-развивающая программа или индивидуальный образовательный маршрут ребенка - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагогов. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме  индивидуальных  и групповых  занятий  при активном участии родителей, педагогов и детей.

Исходя из практики, которая показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребёнка,  работу с родителями считаю одним из основных аспектов  коррекционно-развивающего направления.  Следовательно, необходима преемственность работы ДОУ и семьи. Наблюдения выявили три категории родителей:

  • первая - извлекает практическую пользу из имеющихся педагогических знаний;
  • вторая - пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике;
  • третья - не применяют вообще.

Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями  реализации индивидуальной программы выделяю решение следующих задач:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.

Опыт показывает, что дети, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и  только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь справиться с дефектом.

Считаю важным акцентировать внимание родителей:

  • На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
  • Знание и  учет сильных и слабых сторон ребёнка;
  • Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах  при соблюдении следующих условий:

  • Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
  • Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
  • Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
  • Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
  • Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог - педагог – ребенок – родитель».

Одна проблема, когда у ребенка есть медицинское подтверждение отклонения в развитии и другая, когда особенности в развитии видят только окружающие, родители не хотят это признавать. В этой ситуации педагог юридически ни чем не застрахован. Постоянное присутствие таких детей в детском саду отрицательно влияет на результаты  мониторинга усвоения детьми образовательной программы ДОУ. В данной ситуации виноватым останется педагог, и не важно, что «особенные» дети требуют большего внимания и часто являются виновниками нарушения дисциплины (часто остальные дети начинают подражать им). Кроме того наличие медицинского персонала является обязательным условием при наличии в детском саду детей с ограниченными возможностями здоровья.

Есть медицинское заключение

Нет медицинского заключения

Педагог может разработать индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка.

Педагог не может разработать индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, так как нет основания.

Родители тесно сотрудничают с педагогами.

Родители неохотно идут на контакт или категорически отрицают особенности в развитии своего ребенка.

Ребенок посещает дополнительные развивающие занятия узких специалистов вне детского сада.

Ребенок не посещает дополнительные развивающие занятия узких специалистов вне детского сада.

Есть возможность провести с ребенком более углубленное психолого – педагогическое обследование.

Нет  возможности провести с ребенком более углубленное психолого – педагогическое обследование.

Педагог юридически застрахован.

Педагог юридически не застрахован.

Проводится психолого – педагогическая диагностика в начале и в конце года (по результатам можно проследить динамику развития ребенка).

Отрицательно влияет на результаты мониторинга усвоения образовательной программы ДОУ.

В сложившейся ситуации проблема решится только тогда, когда в самой системе образования наступит понимание, тесное сотрудничество и взаимодействие между всеми непосредственными участниками образовательного процесса.