программа "Приключение будующих персоклассников"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Ковалева Елена Александровна

Программа направлена на развитие коммуникативных способностей детей и познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya.doc260.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_2.doc462.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Приложение 1

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: Создание условий для знакомства детей с лесной школой и развития познавательных процессов у детей

Задачи:

  • Способствовать развитию восприятия, мелкой моторики, зрительной памяти, внимания.
  • Содействовать развитию эмпатии друг к другу и интереса к школьным занятиям.

Материал: трафареты ежа, картинка на внимание и восприятие «Назови всех животных».

Приветствие. Игра «Колокольчик»

Ведущий: «Давайте поздороваемся друг с другом с помощью колокольчика. Я подойду с ним к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: "Катя, доброе утро!" Теперь Катя берет колокольчик и идет к тому, с кем она будет здороваться... и т. д. Молодцы!»

           Игра «Поезд»

Дети изображают вагоны, ведущий — паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции — у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише — медленнее; громче — быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция?» Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-у-у». Одновременно выполняют движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз.

Поезд прибывает на лесную поляну. Детей приглашают в комнату, где оборудовано место для показа кукольного спектакля. Декорации на ширме обозначают, что действие спектакля происходит на лесной поляне. Разыгрывается начало сказки «Создание "Лесной школы"».

Сказка «Создание "Лесной школы"»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверят. Учитель Еж готовил класс к приему первоклассников, в светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в «Лесную школу» блестящий звонкий колокольчик.

Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? спросил у Сороки сторож Крот. — Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина?! удивился Крот.

- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! затрещала Сорока.

- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, ответила Сорока.

- Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.

- Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? заволновался Крот.

- Придут в школу и узнают! вновь затрещала Сорока.

- Да, подтвердил Еж, узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают:

- Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.

- В школу, в школу! — шепчет березка.

После того как дети прослушали сказку, ведущий обращается к «учителю Ежу».

- Посмотри, учитель Еж, это наши ребятки, они тоже хотят учиться в Лесной школе. Познакомься: это Сашенька, это Мишенька... Психолог называет по имени каждого ребенка.

- Ребята, я к вам обязательно еще приду! Мы будем вместе учиться и играть! А сейчас мне пора уходить. До свидания, ребята, до новых встреч!

«Учитель Еж» прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени, говорит что-нибудь доброе.

Игра «Ветер дует на...»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на...». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задания могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются вместе. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «...кто любит животных», «...кто много плачет», «...у кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность каждому ребенку побыть в его роли.

Упражнение «Словарик эмоций»

Ребятам предлагается назвать эмоции. Определить когда они возникают.

Упражнение: «определи первый и последний звук»

Дети сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово,

Варианты:

В начале слова  арбуз, ослик, улица, игры, астра.

В конце слова – зима, ежи, кенгуру, окно, река.

Усложнение: Составить цепочку слов так, чтобы  последний звук предыдущего слова  совпадал  с первым звуком последующего, прилагаются рисунки (арбуз, зонт, тигр, ракета, ананас)

Упражнение «Найди всех зверей»

Детям нужно внимательно посмотреть на рисунок (рис. 2) и найти всех зверей, которых изобразил художник.

Упражнение «Раскрась ежика». Детям нужно заштриховать

Рефлексия.

Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: Создание условий для развития произвольности детей на пороге школе.

Задачи:

  • Способствовать знакомству детей со школьным учителем лесной школы.
  • Способствовать развитию мелкой моторики, зрительной памяти, внимания.
  • Содействовать развитию эмпатии друг к другу.

Материал: Разрезная картинка на каждого ребенка, цветные  карандаши, тетради.

Приветствие. Игра «Делай, как я»

Ведущий: «Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной... Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т. д.

                                                           Сказка «Букет для учителя»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка: «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!».

Но Лисенок, Волчонок и Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

- Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, волновался за подружку Лисенок.

- Не знаю, ответила Белочка, я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

- Ничего, успокоил ее Зайчонок, там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

- Перемены? удивился Волчонок. А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых мы будем учиться, узнавать что-то новое.

- Это правильно! поддержал друга Медвежонок. Для этого мы в школу-то и идем.

- Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

- Поживем увидим, проворчал Медвежонок, а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

- А какой он учитель? поинтересовалась, Белочка. Добрый он или злой?

- Не знаю... размышлял Волчонок. Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.

- А я хочу, чтобы добрым был, продолжала Белочка, чтобы все разрешал.

- Представь себе, что тогда за уроки будут ?! удивился Лисенок. Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята-зверята весело засмеялись.

- Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.

- Да, это было бы хорошо... — подтвердил Медвежонок.

- А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, — тихо произнес Зайчонок.

- Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? — удивился Волчонок. — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

- А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.

- Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисенок.

«Наверное, нашему учителю будет очень приятно!» — подумали завтрашние первоклассники.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного и выполнить задание «Букет».

Упражнение «Букет»

Соберите разрезную открытку из 6 частей и посмотрите, какой букет у вас получится.

Упражнение «Профессии»

  • «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например:

 Лампа    водитель   ножницы   механик  липа   токарь  яблоко  

Болтун    архитектор  карандаш  строитель   гроза  ткач   обруч

Учитель  мыло             свет        парикмахер     вещь   день  продавец

Стог  село  пекарь    день     кондитер   весло   машинист

Упражнение «Букет для учителя»

Дети получают цветные карандаши, чистый лист бумаги и рисуют цветы для учителя Ежа. Когда работа закончена, дети садятся в круг и показывают друг другу свои рисунки.

Игра «Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Дети повторяют все движения, кроме запрещенного, тот, кто его повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Примечание. Запрещенных движений может быть около 7.

Игра «Подари мне свою улыбку»

Ведущий: «Улыбка — это символ человечности, тепла и согласия. Подарите друг другу улыбку и комплимент».

Рефлексия.

Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!


ЗАНЯТИЕ 3

Цель: Создание условий для развития речи у детей.

Задачи:

  • Способствовать развитию логического  мышления, мелкой моторики, произвольного внимания, ориентировке на листе бумаги.
  • Познакомить со школьными правилами.

Материал:  цветные  карандаши, тетради, мяч.

Приветствие. Игра «Пропой свое имя»

Ведущий: «Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из вас пропоет свое имя, а мы все вместе будем за ним повторять».

Сказка «Школьные правила»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! сказал Еж. Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

- Мне мама говорила, — произнесла Белочка, что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

- А мне папа говорил, продолжал разговор Волчонок, что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- «Правило» значит делать правильно! подвел итог Медвежонок.

— Молодцы! похвалил всех учитель. А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, —улыбаясь, произнес Волчонок. Как мы вчера с Белочкой.

- Да, и неприятностей будет много, согласилась с другом Белочка. А я не люблю неприятности.

- Неприятности никто не любит, подтвердил учитель. Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

- Как у вас так интересно стихи получаются? удивился Зайчонок.

- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

- Конечно согласны! хором ответили ученики.

- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

—        Готово! обрадовался Лисенок. —

В школе «Здравствуй» говорят.

И с улыбкой дарят взгляд!

—        Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

—        Можно я попробую? предложил Зайчонок.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

—        Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

—        Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал,— проворчал Медвежонок.—

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать или важное сказать.

—        Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

—        Это легко! — воскликнул Волчонок. —

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

 Кого учитель назовет.

—        Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

—        Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка. —

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку всё,

Чтоб училось нам легко!

— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Правила на занятиях»

Ведущий: «А сейчас, ребята, расскажем "учителю Ежу" о правилах на наших занятиях. Правило первое: при встрече надо поздороваться, улыбаясь взрослым и друг другу (после каждого правила психолог показывает карточку с его схематичным изображением). Правило второе: надо внимательно слушать взрослого. Правило третье: когда один говорит, остальные молчат. Правило четвертое: надо помогать друг другу и любить друг друга. Правило пятое: когда занятие закончилось, надо попрощаться со взрослым и друг с другом. И самое последнее, главное правило: надо быть вежливыми и воспитанными».

Упражнение «Говори наоборот»

Детям предлагается назвать слово противоположного значения.

Эта тропа узкая. Эта тропинка….

Эта роща далекая. Эта рощица….

Это горка крутая. Эта гор…

Эта дорожка извилистая. Эта дорога…

Это деревце  старое. Это деревце…

Эта ветка короткая. Эта веточка…

Это  ведро полное. Это ведерко….

Эта речка мелкая. Эта речка…

Упражнение «Тест»

На чистом листе бумаги дети выполняют задания. Поставить в центре

листа точку красным карандашом. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко, в нижнем правом углу – грибок, в верхнем правом углу – тучку, а в нижнем левом углу – цветочек.

Упражнение «Закончи словечко»

Дети садятся в круг и психолог, бросая мяч, предлагает слоги (Ра,-ма, - га, - са,- но…),преобразовать в слово.

Упражнение «Тропинка»

Дети берутся за руки образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону,  до тех пор, пока ведущий не произнесет  слово –« команду». Если ведущий говорит: «тропинка», - все дети становятся друг за другом и кладут на плечи руки впереди стоящего. Если ведущий говорит «Копна», - дети направляются  к центру круга, выставив руки вперед. Если  ведущий скажет: «кочки», - дети приседают, положив руки на голову. Задания чередуются.

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!


ЗАНЯТИЕ 4

Цель: Создание условий для развития связной речи и произвольности у детей.

Задачи:

  • Способствовать развитию связанной речи, мышления, зрительной памяти.
  • Познакомить со школьными принадлежностями.

Материал: карточки «разложи в последовательности», «школьные предметы».

Приветствие. Игра «Ветерок»

Ведущий: «Представьте, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер... Молодцы!».

Сказка «Собирание портфеля»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

После школы все ученики добросовестно выполнили домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами был изображен чистенький первоклассник за столом, он правильно держал ложку, локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка немного полюбовалась своей работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в лесу...

В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали его своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике.

- Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? предложил Еж.

- Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его точно положила! чуть не плача произнесла Белочка.

- Хорошо, давайте поможем Белочке! обратился к ребятам учитель.

Заяц и Волчонок стали помогать Белочке вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища.

- Ой, вот он, мой альбомчик! — обрадовалась находке Белочка.

- Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, — улыбаясь, произнес учитель.

Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать «раскопки».

- Что вы так смотрите? — обратилась к товарищам Белочка.

- Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? — спросил Медвежонок.

— А мне мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! — хвасталась Белочка.

—        Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать школьные предметы по отделениям и по назначениям: ручки в один кармашек, тетрадки в другой, книжки в третий... — пытался объяснить ученице Еж.

— А зачем их так раскладывать ? Можно ведь и по-другому: школьные вещи в один кармашек, орешки в другой, конфетки в третий... — настаивала на своем  Белочка.

—        Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! — возразил учитель.

Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:

- Ребята, а как вы собираете свои портфели, чтобы было удобно готовиться к урокам?

- Я тетрадки и учебники убираю вместе, — поделился своим опытом Волчонок.

— А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? — предположил учитель.

— Да, сминаются, — подтвердил Волчонок.

— А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, — рассказывал Заяц.

- Это правильно, — похвалил его учитель. — Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них приходится заботиться.

- Как это заботиться? Они живые! — поинтересовалась Белочка.

- Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, - лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке «Федорино горе», — говорил учитель.

Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели.

- Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! — произнес Лисенок.

- И я не хочу! — прошептали все ребята.

- Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними вещами, — завершил разговор учитель.

На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Доскажи словечко»

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки.

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец!

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я ... (Тетрадь.)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.    

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?... (Линейка.)

Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу.

Замечательная штучка —

Самопишущая... (Ручка.)

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом, и самолет,

И большущий пароход. (Карандаш.)

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдет,

Каждый след его поймет. (Карандаш.)

Упражнение «Школьные предметы»

Детям нужно обвести предметы, которые, по их мнению, могут понадобиться им в школе (рис. 14).

Упражнение «Запомни знаки»

Подготовить ряд из 10 знаков.  Задание детям «Посмотреть на ряд знаков и постарайся их запомнить. Нарисуй их, в том же порядке. (если хотя бы 5 знаков попадут на свои места  - это очень хорошо.

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Из разноцветного картона дети делают 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку » — можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку» — нужно замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!


                                                              ЗАНЯТИЕ  5

Цель: Создание условий для мелкой моторики рук и произвольности у детей.

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей аккуратности.
  • Способствовать развитию связанной речи, мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики, произвольного внимания.

Материал: карточки «что лишнее», тетради с узором.

Приветствие. Упражнение «Перышко!»

Ведущий: «Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: "Дима, я рада тебя видеть". Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: "Катя, я рад тебя видеть" и т. д.»

Сказка «Госпожа Аккуратность»

В этот день учитель похвалил всех учеников за аккуратность:

Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок. Пора поиграть в «Госпожу аккуратность».

- А кто она такая? — удивилась Белочка.

- Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. А называли ее «госпожа Аккуратность», она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. «Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!» — рассуждала Лень. Но госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: «Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям». Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов госпожи и могли научить им своих друзей и знакомых. С той поры люди играют в игру «госпожа Аккуратность», и я вас сейчас научу играть в нее, — обратился Еж к ребятам. — В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников госпоже Аккуратность среди вас. Вы готовы?

- Конечно готовы! — ответили школьники.

- Первый секрет «чистого тела». Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? — прочитал записку учитель.

- Я знаю и смогу научить других! — воскликнула Белочка. И она рассказала, как это делать правильно.

- Будешь нашей помощницей, — объявил всему классу Еж. — А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет «чистых вещей»?

- Это мой секрет! — обрадовался Медвежонок. — Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других.

- Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов «чистой тетради», «чистой парты» и «чистого портфеля» позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками?

- Мы будем рады! — согласились ученики.

- Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом.

- Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! — догадался Лисенок.

Учитель улыбнулся и продолжил:

- Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают других своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов госпожи Аккуратность.

- А как же мы сможем узнать новых помощников? — спросил Лисенок.

— Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.

Все школьники приготовились к этому торжественному моменту.

В классе зазвучала музыка, и учитель прикрепил значки помощникам. Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом — мыло с полотенцем; на третьем — тетрадочка; на четвертом - парта; а на пятом - портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Ежик и предметы»

Детям нужно найти «лишний» предмет в каждом ряду, назвать разные варианты и объяснить свой выбор (рис. 19).

Игра: «Робот»

Для того чтобы выполнить это задание, нужно быть внимательным и помнить, где находится правая, а где левая сторона. Задания нужно выполнять с закрытыми глазами.

  1. Подними левую руку.
  2. Покажи правый глаз.
  3. Покажи левую ногу.
  4. Покажи левой рукой правое ухо.
  5. Покажи правой рукой левый глаз.
  6. Покажи правой рукой правый глаз.

Открой глаза и сосчитай, сколько у тебя кубиков. Сколько кубиков столько раз ты ошибался.

      Игра  «Что сначала, что потом».

 (Цель: способствовать развитию внимания, наблюдательности, связной речи, логического мышления)

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала нужно разложить сюжеты, состоящие из 4-х картинок, затем из 6-ти. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.

      Упражнение в тетрадях: «Графические рисунки». Продолжи узор.

Игра «Воздушный шар»

Ведущий: «А теперь встаньте в круг и представьте, что вы все воздушные шары, которые постепенно накачиваются воздухом...

Начали, медленно вдыхаем воздух, шар все больше и больше (одновременно руками показываем, какой большой шар получается). В шаре появилась дырочки! Медленно, с шумом выдыхаем, опускаем руки, садимся, "сжимаемся" (совсем маленький стал шар!)».

         Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 6

Цель: Создание условий для формирования коммуникативных навыков у детей и развития внимания.

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей доброжелательности    друг к другу.
  • Способствовать развитию  зрительной памяти, восприятия, мелкой моторики  рук, внимания.

Материал: составная рыбка, тетради, свеча.

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Ведущий: «Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: "Миша, я рад тебя видеть!"»

Сказка «Жадность»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам госпожи Аккуратность. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно и даже обидно для окружающих.

- Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! кричал на Зайчонка Лисенок.

- А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.

- Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! ворчала Белочка на Волчонка.

- Не прикасайтесь к моему костюмчику! отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.

Учитель Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.

- Ребята, вам пора лечиться! обратился он к школьникам.

- Но мы ведь все здоровы! удивились ученики.

- К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.

- А что же теперь делать? Как лечиться? заволновались ребята.

- Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, — ответил Еж. — Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.

- Это когда делаешь что-то приятное своему другу, предположил Зайчонок.

- Или своей маме, продолжала Белочка.

- Или учителю, тихо произнес Волчонок.

- Или себе, — важно вставил Медвежонок. Все ученики рассмеялись.

- Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку это услышать просьбу о помощи.

- А второй шаг? спросили ребята.

- Второй шаг это стремление помочь, но, предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, ответил учитель.

- Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.

- Можно дать ему карандаш, — подумав, ответила Белочка.

- Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка есть у кого-то запасная ручка, — предложил свой вариант Лисенок.

- Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то Жадность быстро исчезнет и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.

- Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — волновалась Белочка.

- Это называется бережливостью, а не жадностью, — объяснил учитель. — Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.

- А если не выполнят, сломают, например, нечаянно?— беспокоилась Белочка.

— Тогда вспомним наше правило: «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет — покупает», — напомнил всем Волчонок.

— Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Так мне сказала фея, —- вспомнил учитель.

— А делиться угощеньями — это тоже добрый поступок? — спросил Волчонок.

— Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! — ответил учитель.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Психолог ставит перед детьми на 1 минуту 5-6 игрушек из коллекции «киндер-сюрприза» (варианты: лягушата, бегемоты, гномы), затем просит их закрыть глаза и убирает одну игрушку. Вопрос к детям: «Какой игрушки не хватает?»

  Упражнение  «Нарисуй и зачеркни»

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой  карандаш. Детям предлагается:

а) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру,

б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвертую фигуру,

в) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.

       Упражнение «Рыбка»

Детям нужно закрасить только те геометрические фигуры, из которых состоит рыбка (рис).

Игра «Подарки»

Все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо».

Рефлексия.Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!


                                                                   ЗАНЯТИЕ 7

Цель: Создание условий для формирования  произвольных процессов у детей.

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей честности и открытости в общении.
  • Способствовать развитию  внимания, логического мышления.

Материал: тетради, пиктограммы по количеству детей, мячик, карточки с мячиками.

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Ведущий: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...»

Сказка «Волшебное яблоко (воровство)»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В «Лесной школе» на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель. «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку», подумал Волчонок.

Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»

- Нет!

- Нет! Нет! Не видели! отвечали ученики. Волчонок заплакал. Это заметил учитель Еж.

- Что случилось? спросил он.

- Пропало яблоко, ответили ребята.

- Я его... хотел... маме... подарить... Она очень любит, всхлипывал Волчонок. Еж понял, в чем дело.

- Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет, и у него отвалится хвост.

Звери с испугом смотрели на то на учителя, то друг на друга.

— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.

Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.

А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.

— Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.

Волчонок простил друга.

На следующий день в «Лесной школе» на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:

- Это для твоей мамы!

- А ты? — спросил Волчонок.

- Я потерплю, — прошептал Лисенок. Волчонок положил апельсин в портфель для мамы. А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Составь картинку»

Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Вина», целая пиктограмма «Вина» (рис. 23).

Психолог просит детей собрать картинку и догадаться, какое чувство на ней изображено. После выполнения задания он показывает пиктограмму с изображением чувства вины. Затем спрашивает: «Какое чувство испытывал Лисенок? Да, это чувство стыда. Как вы думаете, что при этом происходило с его лицом?.. (Глаза прикрыты, на лице румянец.) С его телом?.. (Голова опущена, плечи сжаты.)»

Упражнение «Мячики»

Детям нужно найти такой же мячик, как на образце (рис. 26).

Игра «Замри»

 Играют несколько детей, один - ведущий. Он придумывает и демонстрирует, какую нибудь позу. Все запоминают, затем начинают бегать или ползать. По сигналу - замри  - дети показывают фигуру, который показывал ведущий.

Игра «Передай мяч»

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить игру можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя одновременно несколько мячей.

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 8

Цель: Создание условий для развития  познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.

      Задачи:

  • Познакомить детей с домашним заданием в школе.
  • Способствовать формированию у детей усидчивости и терпению.
  • Способствовать развитию  зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

Материал: карточки с ковриками, карточки - найди лишнее.

Приветствие. Упражнение «Колокольчик»

Ведущий: «Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: "Миша, здравствуй!" Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться... и т. д. Молодцы!»

Сказка «Домашнее задание»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи.

- Ничего не понимаю! крикнул он в отчаянии и закрыл книгу.        

- Что случилось? — поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения «Лесной газеты».

- Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется! возмущался Волчонок.

- Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? заинтересовался папа Волк.

- Вот, смотри! ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания.

- Так, так, так... поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.

—        Ух ты! — воскликнул сынишка. — Ты, папочка, так быстро решаешь?!

Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.

Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.

—        Ох, что же мне делать? — мучился ученик. — Пойду опять к папе.

- Что, опять не получается? — спросил отец, посмотрев на грустного сынишку.

- Угу, — пробурчал Волчонок.

- Ну, хорошо, давай посмотрю. — И задача вновь была решена папой.

- Папочка, спасибо, ты так меня выручил! — прыгал счастливый Волчонок вокруг отца. — Можно я пойду играть?

- Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.

- Хорошо! Я соберу мигом! — И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома.

На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.

Учитель Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.

Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

—        А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, — сказал учитель, пригласив Волчонка к доске.

Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение.

— Я не знаю, как решать... — прошептал Волчонок.

- Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас, — приободрял ученика Еж.

- Мне папа помогал, он мне все решил, — признался Волчонок.

- Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? — удивился учитель.

- Да... — почти беззвучно прозвучал ответ.

- Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математике. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребята, кому задают домашнее задание?

- Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания, — уверенно произнес Медвежонок.

- Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку, — продолжал учитель.

- Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно объяснял Волчонок.

- А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа.

- Да, мне было немного стыдно, — вспоминал свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.

- Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда; от своих побед. В школе учатся, иногда, это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно.

- А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с невыученными уроками? — поинтересовалась Белочка.

- Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно сказать об этом мне, — предложил учитель. — И мы вместе постараемся понять и во всем разобраться.

- А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с невыученными уроками? — волновался Волчонок.

- Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все понял. Когда ученик старается, ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет.

Волчонок опустил глаза и твердо сказал:

- Я буду стараться!

- Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать задачу. Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках на следующем уроке.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Слушай и выполняй»

  1. Сделай два шага вперед
  2. Повернись налево
  3. Руки на пояс
  4. Правую руку вперед

Игра «Картинки-загадки»

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У психолога большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к психологу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый назвал правильный ответ.        

Упражнение «Коврики»

Детям нужно провести линии от ковриков к нужным заплаткам (рис. 30-32)

Упражнение «Мячик - смягчитель»

Дети сидят в кружок. Психолог, бросая мяч, произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Вариант слов:

Угол         брат       ел            топ          мел        хор       стал           пыл    

жар          был         вес          любит     ходит    носит    мочит       варит

строит      обут       служит   дурит      ценит    дал        пар            шар

Игра «Доброе животное» См. занятие 1.

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ  9

Цель: Создание условий для развития произвольности на пороге школы.

Задачи:

  • Познакомить детей с назначением школьных оценок.
  • Способствовать развитию  произвольного внимания, моторики рук, двигательной памяти, быстроты движе6ния.

Материал: тетради, карандаши, мяч.

Приветствие. Игра «Мячик»

Ведущий: «Давайте поздороваемся. А поможет нам мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Олей, кивнула головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Оля встретится с кем-нибудь взглядом... (Все дети по очереди встречаются взглядами.) Замечательно!»

Сказка «Школьные оценки»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по математике. Все ученики с удивлением ее рассматривали.

—  Цифра как цифра, что в ней такого? — не понимал Лисенок.

- Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.

- Это потому, что тебе эту оценку за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! рассуждал Зайчонок.

А Белочка добавила:

- Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела получить пятерку.

- Обязательно получишь! — с уверенностью произнес учитель Еж. А сейчас поиграем в игру «Хорошо и плохо».

— Это опять о поведении, что ли, говорить будем? поинтересовался Волчонок.

Нет, не о поведении, вернее, не только о поведении, продолжал учитель. В игре каждый из вас окажет свое отношение к тому, что я скажу. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.

А если мне все равно и я никак не отношусь? спросил Лисенок.

Тогда твое лицо будет без выражения, равнодушное, пояснил учитель. Приготовились?

Еж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики мимикой выражали свое отношение.

- Ребята, вы заметили, какие мы все разные и у нас бывают разные оценки одного и того же предмета, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас думал и анализировал. Вы оценивали все, что я называл, используя свой личный опыт.

- Да, я очень люблю есть морковку и яблочки, поэтому я мимикой показал свое положительное отношение к этому,улыбаясь, вспоминал Зайчонок.        

- А я хотел сначала показать свое хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал, поделился своими мыслями Волчонок.

А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо, сделал вывод Зайчонок.

Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по ее  лицу, правильно я делаю или нет, сказал Медвежонок.

- А я, когда был маленький, — вспомнил Лисенок, - иногда баловался, и папа мне жестами показывал, чтобы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.

- Ой, а моя мама, — продолжила разговор Белочка, — свое отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовет меня по имени, и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.

- Это действительно так. Вы сами, ваши родители показывают свое отношение мимикой, жестами, интонацией и словами, — подтвердил учитель. — Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путем, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?

- Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и... на своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. — Если все правильно, то они утвердительно качают головой.

- Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посоветовал Медвежонок.

- А я как услышу такие слова, как «хорошо», «молодец», от учителя, так понимаю, что хорошо справился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.

- За весь урок учителю необходимо показать свое отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний и умений, — объяснял Еж. — Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.

- Как у моряков или военных? — заинтересовался Зайчонок.

- Наверное, что-то общее есть, — согласился учитель. — Если пятерка — все прекрасно, так держать. Если четверка —хорошо, но можешь еще лучше. Тройка — пора срочно браться за дело, изучать, стараться понять. А двойка — это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.

- А единица? — поинтересовалась Белочка.

- Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! — пошутил Лисенок.

Ученики дружно рассмеялись. А учитель, улыбаясь, продолжал:

- Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать четверки и пятерки!

- А при неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам? — спросил Зайчонок.

- Конечно, и еще при неудачах помнить о том, что мы учимся, что главное — старание, и все обязательно получится.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Много - один» (Цель: развитие внимания и быстроты мышления)

Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.

Варианты слов:

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

       Упражнение «Треугольники» (Цель: развитие произвольного внимания)

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда работа завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, т.к. инструкция произносится  только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно, продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

   Упражнение «Художник» 

1 ребенок – «художник»

2 ребенок – «заказчик»

остальные -  зрители  

«Заказчик» заказывает свой портрет, «художник» 1-2мин. смотрит на «заказчика» далее отворачивается и по памяти описывает внешность ребенка.

Игра «Доброе животное»

Ведущий: «А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад».

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

                                                             

ЗАНЯТИЕ  10

Цель: Создание условий для произвольности на пороге школы.

Задачи:

  • Формировать у детей желания учиться.
  • Способствовать развитию  произвольного внимания, пространственного восприятия, умения обобщать.

Материал: тетради, карандаши, мяч.

Приветствие. Игра «Ладошки»

Принцип игры как в «испорченном телефоне», только нужно не шептать какое-то слово на ухо партнеру, а рисовать на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т. п. Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) — создать веселую, непринужденную атмосферу.

Сказка «Ленивец»

Ведущий: «А сейчас я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В «Лесной школе» все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.

- До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, говорила она.

- Я решил зря силы не тратить! ответил ей Медвежонок.

- Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! ласково произнесла Медведица.

- Не хочу больше учиться! Надоело мне! проворчал Медвежонок. Я думал, что это легко быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!!

- Конечно, иногда хочется быстрых результатов, вздохнула мама. Но ведь хорошо быстро не бывает!..

- Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.

- Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.

- Что это такое? — поинтересовался Медвежонок.

- Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!» размышлял Ленивец.

Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Ленивец, поиграй с нами!» — кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. «Даже есть лень!» — удивлялся сам себе Ленивец.

Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.

Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете.

- Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медведица.

- Нет, не хочу! — твердо произнес Медвежонок. — Но можно я хоть отдохну немножко?

- Конечно можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!

- Хорошо, мама! Я так и сделаю! — ответил Медвежонок.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Робот»

Для того чтобы выполнить это задание, нужно быть внимательным и помнить, где находится правая, а где левая сторона. Задания нужно выполнять с закрытыми глазами.

  1. Подними левую руку.
  2. Покажи правый глаз.
  3. Покажи левую ногу.
  4. Покажи левой рукой правое ухо.
  5. Покажи правой рукой левый глаз.
  6. Покажи правой рукой правый глаз.

Открой глаза и сосчитай, сколько у тебя кубиков. Сколько кубиков столько раз ты ошибался.

Игра «Назови по общему свойству»

Кошка, собака,.

Медведь, волк…

Яблоко, груша..

Сорока, ворона..

Береза, ель..

Огурец, лук…

Эстафета дружбы, рукопожатия.

Упражнение «Планеты»

 Психолог дает задание: нарисуй в  центре тетради солнышко, справа вверху - тучку, слева вверху - самолет, в нижнем левом углу - ягода, в нижнем правом - дерево.

Игра «Передай мяч»

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить игру можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя одновременно несколько мячей.

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 11

  • Цель: Создание условий для  развития произвольности у детей на пороге к школе.

            Задачи:

  • Способствовать формированию желания у дошкольников справляться с трудностями
  • Способствовать развитию  восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики.

Материал: медвежонок, тетради с графическим рисунком, карандаши, карточки с бабочками.

Приветствие. Игра «Колокольчик»

Ведущий: «Давайте поздороваемся друг с другом с помощью колокольчика. Я подойду с ним к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: "Катя, доброе утро!" Теперь Катя берет колокольчик и идет к тому, с кем она будет здороваться... и т. д. Молодцы!»

Сказка «Списывание»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым испытаниям.

На уроке учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в нем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге всё сам скушал. Белочка свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже оканчивали свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка.

Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за медом ходили, обратился Зайчонок к своему соседу.

- Ладно, списывай, — разрешил Медвежонок. — А на другом уроке я у тебя списывать буду.

- Договорились! — обрадовался Зайчонок и быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку.

— Прошу всех сдать тетради, — попросил учитель.

Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.

— Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, — предложил Еж.

Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свои истории.

Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов.

— Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие — четверки и пятерки. Молодцы, ребята! — с гордостью произнес учитель.

Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.

— А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, — обратился Зайчонок к Ежу.

- Да какая-то дробь получается: четыре вторых или четыре разделить на два.

- Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? — удивлялся Медвежонок.

- Не совсем, — ответил учитель. — Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих.

- Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! — возмутился Зайчонок.

- Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за медом, то одно событие описывали бы по-разному, мысли и чувства отличались бы в ваших историях, — объяснял Еж.

- А что же нам теперь делать? — спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок.

- Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку, — спокойно предложил учитель.

- Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. — Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь.

- Разве это помощь? — возмутились ученики.

- Это медвежья услуга! — воскликнула Белочка. — Тебе, Зайчонок, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.

- А мне Медвежонка жалко, — тихо произнес Лисенок. — Он старался, сочинял, а ему попало.

- Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! — крикнул Волчонок.

- Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам самим исправить положение вещей, — предложил учитель. — Если Зайчонок принесет завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную четверку.

- Я все понял, — согласился Зайчонок.

- И я понял... — произнес Медвежонок.

- Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! — подвел итог учитель.

- Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга... — прошептал Волчонок.

- Ну что же теперь, так и будете меня ругать? — спросил обиженный Медвежонок. — Я ведь как лучше хотел!

- Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать! — успокоила Белочка. — Но неудачную помощь мы будем называть «медвежьей услугой», ладно, без обид?

- Ладно... — проворчал Медвежонок, почесывая лапой свой затылок.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Где, кто стоит»

 В эту игру  могут играть не менее  3 детей. Где стоит Петя относительно тебя? Затем поменяться местами.

Упражнение «Положи ручку» Предложите положить ручку в пенал, за пенал, перед, на, слева, справа.

Упражнение «Продолжи ряд»

Детям нужно продолжить ряды, обращая внимание на последовательность изображений (рис. 41).

Упражнение «Найди силуэт бабочки»

Ребенку предлагается найти силуэт бабочки (рис. 42).

Рефлексия. Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!



Предварительный просмотр:

                                                                                                          Приложение   2

                                       

                                           

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развлечение для детей второй группы раннего возраста «Будем петь и танцевать, будем солнышко встречать!»

Представленное развлечение помогает с помощью пения, игровых действий, танцевальных движений создать у детей радостное настроение от встречи с миром природы, обеспечить эмоциональное благополучи...

Сценарий вечера развлечения "Будем петь и тануевать, будем радость рисовать". Образовательная область "Музыка".

Цель: Развитие способности детей к творческому самовыражению в двежении под музыку ....

Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...

Буду сильным и здоровым, буду в армии служить

НОД в группе младшего возраста по оразовательной области "Коммуникация"...

календарное планирование на тему: "Будем Родину любить, будем в Армии служить"

Календарное планирование по теме:Группа: подготовительная             «Будем Родину любить,будем в армии служить»   ...

ВОЕННАЯ ИГРА «БУДЕМ В АРМИИ СЛУЖИТЬ, БУДЕМ РОДИНУ ХРАНИТЬ!»

ВОЕННАЯ ИГРА«БУДЕМ В АРМИИ СЛУЖИТЬ, БУДЕМ РОДИНУ ХРАНИТЬ!» СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,ПОСВЯЩЕННОГОДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВАдля детей старшегодошкольного возраста...

Мы сегодня нарядились, будем петь и танцевать, Будем вместе веселиться, будем маму поздравлять.

Мы сегодня нарядились, будем петь и танцевать, Будем вместе веселиться, будем маму поздравлять....