Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
В презентации раскрыты особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыта цель музыкально-ритмической деятельности, её задачи, виды. Перечилены методы и приёмы, используемые в работе с детьми с ОВЗ. Раскрыто значение танцав в развитии ребёнка. Перечислены требования к музыкально-ритмическим заданиям. Проведён анализ эффективности работы. Перечислены условия для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.34 МБ |
осеннее развлечение | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сведения о повышении квалификации 2014 год – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» курсы «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (120 часов) 2014 год – Педагогическое общество России секция «Творческая музыкальная педагогика» цикл семинаров-практикумов по авторской программе Тютюнниковой Т.Э. «Элементарное музицирование с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» (72 часа) 2014 год – Харьковская хореографическая организация «Перлина» видео-курсы «Методика игрового танца для детей младшего возраста» (72 часа) 2013 год – Центр поддержки педагогических инициатив семинар «Музыка и движение: роль в развитии ребёнка. Театр Танца Ольги Усовой» (10 часов) 2013 год – Педагогическое общество России секция «Творческая музыкальная педагогика» мастер-класс «Учусь творить: музыка, речь, движение, импровизация» 2012 год – Центр поддержки педагогических инициатив курсы «Музыкально-ритмические движения: средство социализации и развития личности дошкольника» (16 часов) 2012 год – Информационно-консультативный центр «ИР-бис» семинар-практикум «Ку-Ко-Ша. Танцевально-игровые композиции разного уровня сложности» (20 часов) 2011 год – Информационно-консультативный центр «ИР-бис» семинар-практикум «Ребёнок в мире танца: методика и особенности преподавания. Театр Танца Ольги Усовой» (5 часов)
Аналитический отчет за межаттестационный период с 2011 по 2015 г.г.
Музыкально-ритмическая деятельность – вид музыкальной деятельности, построенной на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм. Общепедагогические исследования Карл Орф – в 1978 году создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов – притопов, хлопков, щелчков. Использовал музыкальную игру как основной вид музыкально-ритмического движения, рекомендовал частое включение речи для создания различных тембров. Э.Ж. Далькроз – создатель и распространитель системы ритмического восприятия. Суть его методики состоит в развитии у детей музыкального слуха, памяти, пластики при помощи специальных тренировочных упражнений.
Музыкально-ритмическая деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются: Отставанием развития эмоционально-волевой сферы; Отставание в развитии высших психических функций; Отставанием в развитии двигательной сферы; Недостаточностью сенсомоторной координации; Общей моторной неловкостью; Импульсивностью; Эмоциональной неустойчивостью; Повышенной утомляемостью; Снижением знаний и представлений об окружающем мире.
Цель музыкально – ритмической деятельности: Психофизическое развитие ребёнка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.
Задачи музыкально-ритмической деятельности: Развитие музыкальности Развитие двигательных качеств и умений Развитие творческих способностей Развитие и тренировка психических процессов Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Виды музыкально-ритмической деятельности в ДОУ музыкально-ритмические движения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.
Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ
Музыкально-ритмические упражнения на освоение основных движений на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов; на развитие ориентировки в пространстве; в танцевальных и плясовых движениях; активизирующих внимание; развивающих мелкую моторику; формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Виды танцев, плясок, хороводов: Свободные Характерные Сюжетные Парные Танцы с пением
Значение танцев ребенок может прочувствовать и телесно пережить сопоставление или контраст фраз, смысловые интонационно-ритмические оценки; помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить заложенные в музыкальном произведении пространственные, двигательные, зрительные ассоциации; Способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Музыкальные игры инструментальные сюжетные инструментальные несюжетные игры с пением игры со словом музыкально-дидактические
Принципы отбора музыкального репертуара для детей с ОВЗ художественность, динамичность, стройность выражения музыкального образа мажорный характер музыкального сочинения, побуждающий к движению разнообразие тематики, жанров музыкальных произведений разнообразие движений
Требования к музыкально-ритмическим заданиям
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами Познакомить воспитателей с рекомендациями по индивидуальной работе с детьми по разделу «музыкальное воспитание» на учебный год; Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени - оргмоменты»; Консультация по теме «Развитие воображения через фольклор»; Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей младшего возраста»; Репетиции с воспитателями по подготовке к празднику; Провести консультацию «Музыкально-ритмические движения как развитие творческих способностей детей»; В помощь воспитателю разновозрастной группы «Музыкально-дидактические игры»; Консультация для дефектологов «Музыкотерапия»; Определить совместно с дефектологами роли для не говорящих детей; Организовать воспитателей в оформлении тематической выставки « 9 Мая»; Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – оргмоменты». Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.
Анализ эффективности вышеприведенных методов и приемов Ритмичность движений и своевременная смена соответственно частям музыки:
Проявление творчества:
Эмоциональность выполнения движений:
Желание выступать самостоятельно: Динамика составила – низкий уровень снизился на 33%; средний уровень понизился на 14%, высокий уровень составил 33%.
Условия для эффективной работы с детьми Знание психофизических речевых особенностей детей, учёт этих особенностей, состава группы при планировании работы; Знание ФГОС ДО как основного документа, в котором изложены требования к содержанию, условиям реализации образовательной программы музыкального воспитания и целевые ориентиры результата; Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в дошкольном учреждении; Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния; Творческий подход при выборе материала, внимание к своей речи; Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований; Внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.
Выявленные проблемы Недостаточный уровень художественной выразительности у детей при исполнении хороводов, передаче в танце эмоционально-образного содержания; Недостаточный уровень слухового внимания и слуховой памяти у детей; Затруднения у детей в передаче эмоционального настроения, в умении выразить свои чувства словесно;
Перспективы работы Принимать активное участие в деятельности методического объединения музыкальных руководителей района и города с целью обобщения и представления собственного педагогического опыта; Продолжить использование современных педагогических технологий на занятиях для коррекции эмоционально-волевой сферы и развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Учить детей проявлять инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать; Формировать уверенность в своих возможностях у детей через организацию выступлений в МБДОУ перед родителями, детьми других групп на утренниках, тематических праздниках; Повышать свою педагогическую компетентность через овладение новыми методами, педагогическими технологиями, посещение курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов различного уровня.
Значение музыкально-ритмической деятельности помогает воспитывать детей, даёт возможность познать мир. У ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. формирует свободу в творческом мышлении, даёт возможность импровизировать, отдавая взамен эмоциональные реакции – радость, удовольствие. выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС.
Развлечение для детей с задержкой психического развития группы №3, для детей с умственной отсталостью группы №4.
(Дети заходят в музыкальный зал, останавливаются у входа. Воспитатель обращает внимание детей на осенний листочек, висящий на воздушном шарике. Читает, что на нём написано)
Воспитатель: «Вам пишу я в детский сад, жду с нетерпеньем я ребят. Вы-поторопитесь, на самолёт скорей садитесь. Он домчит в осенний лес, полон сказок и чудес».
Воспитатель: Нас ждут. Полетим?
Дети: Да!
-----Отправляется в полёт наш осенний самолёт
Дети: У-у-у! (расправив руки как крылья самолёта, бегут по залу)
Воспитатель: Как красиво кругом! Вот и домик тут стоит, кто же в домике тут спит?
Тук-тук-тук, кто здесь живёт?
Кто нам двери отопрёт?
(Из домика выглядывает игрушка Ёжик и прячется. Воспитатель его не замечает и стучит снова. И так 2-3 раза, пока дети не показывают на ёжика.)
Воспитатель: Здравствуй, Ёжик озорной! Подшутил ты надо мной.
Ёж: Здравствуйте, дети, Маши и Пети! Здравствуйте, дети все-все на свете! Нынче праздник на дворе - наступила осень. Мы ребят об осени рассказать попросим.
Стихи
1. Осень золотая бродит по дорожке.
Жёлтые сапожки у неё на ножках.
2. Листик жёлтый на ладошку,
Потихоньку упадёт.
Это осень золотая
По дорожке к нам идёт!
3. Каждый листик золотой-
маленькое солнышко-
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко!
Воспитатель: (подходит к корзинке)
Ой, посмотрите, корзинка стоит. Я корзинку возьму, что лежит в ней, посмотрю. (Берёт корзинку, заглядывает в неё )
Воспитатель: А в корзинке, посмотрите, листики лежат.
Ёжик приготовил сюрпризы для ребят.
Листья осенние не простые
Листья осенние – расписные.
Мы листья возьмём, с ними танцевать начнём!
ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ муз. Ю. Селивёрстовой.
(После танца дети садятся на стулья)
(звучит запись шума дождя)
Воспитатель: Ребята, слышите, дождь пошёл.
(берёт девочку-капельку за руку, выводит на середину зала)
Вот Дождинка - хохотушка, она Осени подружка. Замечательный наряд – всюду капельки висят. А мы про тебя песенку знаем, и сейчас её споём.
ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «КАПЕЛЬКА».
- Капелька чудесная на ладошку села,
Капелька чудесная песенку запела.
Кап-кап, капелька, на ладошку села.
Кап-кап, капелька песенку запела.
- Капелька чудесная с ладошки убежала.
Капелька чудесная лужицею стала.
Кап-кап, капелька с ладошки убежала.
Кап-кап, капелька лужицею стала.
Воспитатель: Понравилась тебе, капелька, песня?
Капелька: ДА!
Воспитатель: Целый день стучит в окно непоседа дождик, нас спасёт от капелек разноцветный…(достаёт из корзины зонт, показывает)
ДЕТИ: Зонтик!!
ИГРА ПРОГУЛКА И ДОЖДИК. 2р.
(Под первую часть музыки – дети ходят «гуляют» по залу, на вторую часть – танцуют, на третью – прячутся под зонт, раскрытый воспитателем)
(Садятся на места)
Воспитатель: Молодцы, ребята все от дождя спрятались. А где же наш Ёжик?
Ёжик: Я также как и ребята – спрятался от дождя!
Воспитатель: Дождик закончился и снова светит солнышко. Значит можно идти гулять разглядывать яркие листочки, слушать как они шелестят.
Ёжик: я тоже бы прогулялся!!!!!
Воспитатель: Давай с нами!!
ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ШЕЛЕСТЯТ ЛИСТОЧКИ ПОД НОГАМИ».
(На интерактивной доске появляется изображение мультфильма «Осень», в котором звучит эта песня).
(Развивающий мультфильм можно найти в You Tube - Теремок ТВ)
Воспитатель:
Садитесь, ребята на стулья.
(Ёжик прогуливается по крыше домика. Случайно задевает ведёрко с шишками)
Ёжик: Ой-ой-ой! Все шишки разлетелись. Ребята, помогите мне, пожалуйста шишки собрать.
Воспитатель: (обращается к детям 4 гр.)
Поможем, ребята?
(Звучит весёлая музыка, дети с УО собирают шишки в ведёрко)
ИГРА: СОБЕРИ ШИШКИ».
Ёжик: Спасибо, ребята!
(дети 4 гр. садятся на стулья)
Воспитатель: (достаёт из корзины диск CD)
Ребята, что это?
(Дети отвечают)
Ёжик: Это мой любимый диск, с весёлым танцем.
Воспитатель: Ребята, давайте передадим этот диск музыкальному руководителю и попросим его включить.
(Передаёт)
(Звучит «Весёлый танец»)
Воспитатель: Узнали музыку?
Дети: ДА!
Воспитатель: Вставайте на ноги, потанцуем.
ИСПОЛНЯЮТ «ВЕСЁЛЫЙ ТАНЕЦ»
- Не страшны нам любые дороги
Пусть танцуют только ноги (рок-н-рол)
- Наши руки не для скуки
Пусть танцуют только руки (вирус «ручки»)
- Ниже спустимся и вот потанцует наш живот (арабская музыка)
- Народ пусть будет молодцом и потанцует нам лицом (губки бантиком)
(После танца дети садятся на стулья)
Воспитатель: Как весело танцевали! Молодцы!
Воспитатель: Милый Ёжик, мы для тебя сказку приготовили.
Ёжик: Сказку? Ура, как здорово!!!
(Звучит таинственная музыка)
Воспитатель: (берёт за руку девочку-капельку).
В небе тучка проплывала и дождём всё поливала.
Тучка: Если только захочууу, всех вас дождиком смочууу.
СЦЕНКА: «ПОД ЗОНТОМ»
Воспитатель: Стоит, кем-то забытый красивый зонт открытый.
(Появляется Зайчик)
Воспитатель: Зайка, бедный, весь промок как осиновый листок.
Воспитатель: Дождь такой холодный – можно простудиться. Ребята, можно Зайцу под зонтиком укрыться?
ДЕТИ: ДА!!
Воспитатель: Можно, Зайка, становись скорее!
(Бежит Лисичка).
Воспитатель: Ой, Лисичка, поспеши, хвостик свой не замочи!
Зонтик наш – такой чудесный! Вам вдвоём не будет тесно!
(Лиса встаёт под зонтик. Бежит Ёжик)
Воспитатель: Посмотрите! Ёж совсем продрог, до иголочки промок. Зонтик наш такой чудесный, вам втроём не будет тесно.
Воспитатель: Вот так неприятность! У Ежа яблоки рассыпались. (Обращается к детям 4 группы)
Соберём?
ИГРА: «СОБЕРИ ЯБЛОКИ В КОРЗИНУ».
( Идёт Медведь).
Воспитатель: У Миши мокрая спина, с носа капает вода. Ты под зонтик залезай, уши, лапы согревай!
Воспитатель: Засветило Солнце, вдруг, посмотрите-ка вокруг. Много собралось зверят, все «Спасибо» говорят!
Звери: Спасибо!
Воспитатель: Ну, а сейчас не будем мы стоять на месте, давайте спляшем с вами вместе!
ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «ШАГ НАЗАД, ДВА ВПЕРЁД»
- Становись, скорей в кружок (пружинки)
Потанцуй со мной дружок
Шаг назад, шаг вперёд (по тексту)
И на месте поворот.
- Мы летим с тобой вдвоём (прыжки)
И ничуть не устаём.
Шаг назад, шаг вперёд
И на месте поворот.
- У правого ушка хлоп-хлоп-хлоп. (по тексту)
Правой ножкой топ-топ-топ.
Шаг назад, шаг вперёд
И на месте поворот.
Воспитатель: Какой сильный ветер подул! И наши листочки раздул! Ребята, пойдём все гулять, с листочками будем играть.
ИГРА: «ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ».
(В конце игры, воспитатель накрывает зонтом бутафорский гриб).
(Спрашивает у детей): «Кто под зонтом?»
(Дети называют имя ребёнка, находящегося под зонтом).
Игра повторяется несколько раз…
(В конце - воспитатель накрывает зонтом бутафорский гриб).
(Воспитатель поднимает гриб – внутри него--- подарки).
Воспитатель: ЗДЕСЬ УГОЩЕНЬЕ ДЛЯ РЕБЯТ - ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ШОКОЛАД! Давайте скажем «Спасибо». И пойдём в группы раздавать угощение.
(Под музыку все выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...
"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...
Сообщение для воспитателей Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитатель Надежина Н.В. МБДОУ №17 г. Нижнего Новгорода
Сообщение для воспитателей Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-тв...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...