Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Мотовилова Лариса Петровна

В презентации раскрыты особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыта цель музыкально-ритмической деятельности, её задачи, виды. Перечилены методы и приёмы, используемые в работе с детьми с ОВЗ. Раскрыто значение танцав в развитии ребёнка. Перечислены требования к музыкально-ритмическим заданиям. Проведён анализ эффективности работы. Перечислены условия для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.34 МБ
Microsoft Office document icon осеннее развлечение53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотовилова Лариса Петровна - музыкальный руководитель . Свердловское музыкальное училище №2, по специальности «Учитель музыки и музыкального воспитания», Год окончания 1987 Педагогический стаж – 26 лет Квалификационная категория – первая

Слайд 2

Сведения о повышении квалификации 2014 год – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» курсы «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (120 часов) 2014 год – Педагогическое общество России секция «Творческая музыкальная педагогика» цикл семинаров-практикумов по авторской программе Тютюнниковой Т.Э. «Элементарное музицирование с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» (72 часа) 2014 год – Харьковская хореографическая организация «Перлина» видео-курсы «Методика игрового танца для детей младшего возраста» (72 часа) 2013 год – Центр поддержки педагогических инициатив семинар «Музыка и движение: роль в развитии ребёнка. Театр Танца Ольги Усовой» (10 часов) 2013 год – Педагогическое общество России секция «Творческая музыкальная педагогика» мастер-класс «Учусь творить: музыка, речь, движение, импровизация» 2012 год – Центр поддержки педагогических инициатив курсы «Музыкально-ритмические движения: средство социализации и развития личности дошкольника» (16 часов) 2012 год – Информационно-консультативный центр «ИР-бис» семинар-практикум «Ку-Ко-Ша. Танцевально-игровые композиции разного уровня сложности» (20 часов) 2011 год – Информационно-консультативный центр «ИР-бис» семинар-практикум «Ребёнок в мире танца: методика и особенности преподавания. Театр Танца Ольги Усовой» (5 часов)

Слайд 5

Аналитический отчет за межаттестационный период с 2011 по 2015 г.г.

Слайд 7

Музыкально-ритмическая деятельность – вид музыкальной деятельности, построенной на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм. Общепедагогические исследования Карл Орф – в 1978 году создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов – притопов, хлопков, щелчков. Использовал музыкальную игру как основной вид музыкально-ритмического движения, рекомендовал частое включение речи для создания различных тембров. Э.Ж. Далькроз – создатель и распространитель системы ритмического восприятия. Суть его методики состоит в развитии у детей музыкального слуха, памяти, пластики при помощи специальных тренировочных упражнений.

Слайд 8

Музыкально-ритмическая деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 9

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются: Отставанием развития эмоционально-волевой сферы; Отставание в развитии высших психических функций; Отставанием в развитии двигательной сферы; Недостаточностью сенсомоторной координации; Общей моторной неловкостью; Импульсивностью; Эмоциональной неустойчивостью; Повышенной утомляемостью; Снижением знаний и представлений об окружающем мире.

Слайд 10

Цель музыкально – ритмической деятельности: Психофизическое развитие ребёнка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Слайд 11

Задачи музыкально-ритмической деятельности: Развитие музыкальности Развитие двигательных качеств и умений Развитие творческих способностей Развитие и тренировка психических процессов Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Слайд 12

Виды музыкально-ритмической деятельности в ДОУ музыкально-ритмические движения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.

Слайд 13

Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ

Слайд 14

Музыкально-ритмические упражнения на освоение основных движений на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов; на развитие ориентировки в пространстве; в танцевальных и плясовых движениях; активизирующих внимание; развивающих мелкую моторику; формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.

Слайд 20

Виды танцев, плясок, хороводов: Свободные Характерные Сюжетные Парные Танцы с пением

Слайд 24

Значение танцев ребенок может прочувствовать и телесно пережить сопоставление или контраст фраз, смысловые интонационно-ритмические оценки; помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить заложенные в музыкальном произведении пространственные, двигательные, зрительные ассоциации; Способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Слайд 25

Музыкальные игры инструментальные сюжетные инструментальные несюжетные игры с пением игры со словом музыкально-дидактические

Слайд 26

Принципы отбора музыкального репертуара для детей с ОВЗ художественность, динамичность, стройность выражения музыкального образа мажорный характер музыкального сочинения, побуждающий к движению разнообразие тематики, жанров музыкальных произведений разнообразие движений

Слайд 27

Требования к музыкально-ритмическим заданиям

Слайд 28

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами Познакомить воспитателей с рекомендациями по индивидуальной работе с детьми по разделу «музыкальное воспитание» на учебный год; Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени - оргмоменты»; Консультация по теме «Развитие воображения через фольклор»; Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей младшего возраста»; Репетиции с воспитателями по подготовке к празднику; Провести консультацию «Музыкально-ритмические движения как развитие творческих способностей детей»; В помощь воспитателю разновозрастной группы «Музыкально-дидактические игры»; Консультация для дефектологов «Музыкотерапия»; Определить совместно с дефектологами роли для не говорящих детей; Организовать воспитателей в оформлении тематической выставки « 9 Мая»; Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – оргмоменты». Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.

Слайд 30

Анализ эффективности вышеприведенных методов и приемов Ритмичность движений и своевременная смена соответственно частям музыки:

Слайд 31

Проявление творчества:

Слайд 32

Эмоциональность выполнения движений:

Слайд 33

Желание выступать самостоятельно: Динамика составила – низкий уровень снизился на 33%; средний уровень понизился на 14%, высокий уровень составил 33%.

Слайд 34

Условия для эффективной работы с детьми Знание психофизических речевых особенностей детей, учёт этих особенностей, состава группы при планировании работы; Знание ФГОС ДО как основного документа, в котором изложены требования к содержанию, условиям реализации образовательной программы музыкального воспитания и целевые ориентиры результата; Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в дошкольном учреждении; Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния; Творческий подход при выборе материала, внимание к своей речи; Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований; Внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Слайд 35

Выявленные проблемы Недостаточный уровень художественной выразительности у детей при исполнении хороводов, передаче в танце эмоционально-образного содержания; Недостаточный уровень слухового внимания и слуховой памяти у детей; Затруднения у детей в передаче эмоционального настроения, в умении выразить свои чувства словесно;

Слайд 36

Перспективы работы Принимать активное участие в деятельности методического объединения музыкальных руководителей района и города с целью обобщения и представления собственного педагогического опыта; Продолжить использование современных педагогических технологий на занятиях для коррекции эмоционально-волевой сферы и развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Учить детей проявлять инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать; Формировать уверенность в своих возможностях у детей через организацию выступлений в МБДОУ перед родителями, детьми других групп на утренниках, тематических праздниках; Повышать свою педагогическую компетентность через овладение новыми методами, педагогическими технологиями, посещение курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов различного уровня.

Слайд 37

Значение музыкально-ритмической деятельности помогает воспитывать детей, даёт возможность познать мир. У ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. формирует свободу в творческом мышлении, даёт возможность импровизировать, отдавая взамен эмоциональные реакции – радость, удовольствие. выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Слайд 38

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС.

Развлечение для детей с задержкой психического развития группы №3, для детей с умственной отсталостью группы №4.

(Дети заходят в музыкальный зал, останавливаются у входа. Воспитатель обращает внимание детей на осенний листочек, висящий на воздушном шарике. Читает, что на нём написано)

Воспитатель: «Вам пишу я в детский сад, жду с нетерпеньем я ребят. Вы-поторопитесь, на самолёт скорей садитесь. Он домчит в осенний лес, полон сказок и чудес».

Воспитатель: Нас ждут. Полетим?

Дети: Да!

-----Отправляется в полёт наш осенний самолёт

Дети: У-у-у! (расправив руки как крылья самолёта, бегут по залу)

Воспитатель: Как красиво кругом! Вот и домик тут стоит, кто же в домике тут спит?

 Тук-тук-тук, кто здесь живёт?        

 Кто нам двери отопрёт?

(Из домика выглядывает игрушка Ёжик и прячется. Воспитатель его не замечает и стучит снова. И так 2-3 раза, пока дети не показывают на ёжика.)

Воспитатель: Здравствуй, Ёжик озорной! Подшутил ты надо мной.

Ёж: Здравствуйте, дети, Маши и Пети! Здравствуйте, дети все-все на свете! Нынче праздник на дворе - наступила осень. Мы ребят об осени рассказать попросим.

Стихи

                                                                                                                                                                                                 

1. Осень золотая бродит по дорожке.

    Жёлтые сапожки у неё на ножках.

2. Листик  жёлтый  на ладошку,

    Потихоньку упадёт.

    Это осень золотая

    По дорожке к нам идёт!

3. Каждый листик золотой-

    маленькое солнышко-

    Соберу в корзинку я,

    Положу на донышко!

Воспитатель: (подходит к  корзинке) 

Ой, посмотрите, корзинка стоит.   Я корзинку возьму, что лежит в ней, посмотрю.  (Берёт корзинку, заглядывает в неё )

Воспитатель:  А в корзинке, посмотрите, листики лежат.

                                   Ёжик приготовил сюрпризы для ребят.

                                   Листья осенние не простые

                          Листья осенние – расписные.

                         

 Мы листья возьмём, с ними танцевать начнём!

ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ муз. Ю. Селивёрстовой.

(После танца дети садятся на стулья)

(звучит запись шума дождя)

Воспитатель: Ребята, слышите, дождь пошёл.

(берёт девочку-капельку за руку, выводит на середину зала) 

Вот Дождинка - хохотушка, она Осени подружка. Замечательный наряд – всюду капельки висят. А мы про тебя песенку знаем, и сейчас её споём.

ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «КАПЕЛЬКА».

  1. Капелька чудесная на ладошку села,

Капелька чудесная песенку запела.

Кап-кап, капелька, на ладошку села.

Кап-кап, капелька песенку запела.

  1. Капелька чудесная с ладошки убежала.

Капелька чудесная лужицею стала.

Кап-кап, капелька с ладошки убежала.

Кап-кап, капелька лужицею стала.

Воспитатель: Понравилась тебе, капелька, песня?

Капелька: ДА!

Воспитатель: Целый день стучит в окно непоседа дождик, нас спасёт от капелек разноцветный…(достаёт из корзины зонт, показывает)

ДЕТИ:  Зонтик!!

ИГРА ПРОГУЛКА И ДОЖДИК.  2р.

(Под первую часть музыки – дети ходят «гуляют» по залу, на вторую часть – танцуют, на третью – прячутся под зонт, раскрытый воспитателем)

(Садятся на места)

Воспитатель: Молодцы, ребята все от дождя спрятались. А где же наш Ёжик?

Ёжик: Я также как и ребята – спрятался от дождя!

Воспитатель: Дождик закончился и снова светит солнышко. Значит можно идти гулять разглядывать яркие листочки, слушать как они шелестят.

Ёжик: я тоже бы прогулялся!!!!!

Воспитатель: Давай с нами!!

ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ШЕЛЕСТЯТ ЛИСТОЧКИ ПОД НОГАМИ».

(На интерактивной доске появляется изображение мультфильма «Осень», в котором звучит эта песня).

(Развивающий мультфильм можно найти в You Tube - Теремок ТВ)

Воспитатель:

Садитесь, ребята на стулья.

(Ёжик прогуливается по крыше домика. Случайно задевает ведёрко с шишками)

Ёжик: Ой-ой-ой! Все шишки разлетелись. Ребята, помогите мне, пожалуйста шишки собрать.

Воспитатель: (обращается к детям 4 гр.)

 Поможем, ребята?

(Звучит весёлая музыка, дети с УО собирают шишки в ведёрко)

     ИГРА: СОБЕРИ ШИШКИ».

Ёжик:  Спасибо, ребята!

(дети 4 гр. садятся на стулья)

Воспитатель: (достаёт из корзины диск CD)

Ребята, что это?

(Дети отвечают)

Ёжик: Это мой любимый диск, с весёлым танцем.

Воспитатель: Ребята, давайте передадим этот диск музыкальному руководителю и попросим его включить.

(Передаёт)

(Звучит «Весёлый танец»)

Воспитатель: Узнали музыку?

Дети: ДА!

Воспитатель: Вставайте на ноги, потанцуем.

ИСПОЛНЯЮТ «ВЕСЁЛЫЙ ТАНЕЦ»

  1. Не страшны нам любые дороги

Пусть танцуют только ноги (рок-н-рол)

  1. Наши руки не для скуки

Пусть танцуют только руки (вирус «ручки»)

  1. Ниже спустимся и вот потанцует наш живот (арабская музыка)
  2. Народ пусть будет молодцом и потанцует нам лицом (губки бантиком)

(После танца дети садятся на стулья)

Воспитатель: Как весело танцевали! Молодцы!

Воспитатель: Милый Ёжик, мы для тебя сказку приготовили.

Ёжик: Сказку? Ура, как здорово!!!

(Звучит таинственная музыка)

Воспитатель: (берёт за руку девочку-капельку).

 В небе тучка проплывала и дождём всё поливала.

Тучка: Если только захочууу, всех вас дождиком смочууу.

СЦЕНКА: «ПОД ЗОНТОМ»

Воспитатель: Стоит, кем-то забытый красивый зонт открытый.

(Появляется Зайчик)

Воспитатель: Зайка, бедный, весь промок как осиновый листок.

Воспитатель: Дождь такой холодный – можно простудиться. Ребята, можно Зайцу под зонтиком укрыться?

ДЕТИ: ДА!!

Воспитатель: Можно, Зайка, становись скорее!

(Бежит Лисичка).

Воспитатель: Ой, Лисичка, поспеши, хвостик свой не замочи!

Зонтик наш – такой чудесный! Вам вдвоём не будет тесно!

(Лиса встаёт под зонтик. Бежит Ёжик)

Воспитатель: Посмотрите! Ёж совсем продрог, до иголочки промок. Зонтик наш такой чудесный, вам втроём не будет  тесно.

Воспитатель: Вот так неприятность! У Ежа яблоки рассыпались.  (Обращается к детям 4 группы)

Соберём? 

ИГРА: «СОБЕРИ ЯБЛОКИ В КОРЗИНУ».

       ( Идёт Медведь).

Воспитатель: У Миши мокрая спина, с носа капает вода. Ты под зонтик залезай, уши, лапы согревай!

Воспитатель: Засветило Солнце, вдруг, посмотрите-ка вокруг. Много собралось зверят, все «Спасибо» говорят!

Звери: Спасибо!

Воспитатель: Ну, а сейчас не будем мы стоять на месте, давайте спляшем с вами вместе!

ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «ШАГ НАЗАД, ДВА ВПЕРЁД»

  1. Становись, скорей в кружок        (пружинки)

Потанцуй со мной дружок

Шаг назад, шаг вперёд                 (по тексту)

И на месте поворот.

  1. Мы летим с тобой вдвоём             (прыжки)

И ничуть не устаём.

Шаг назад, шаг вперёд

И на месте поворот.

  1. У правого ушка хлоп-хлоп-хлоп.    (по тексту)

Правой ножкой топ-топ-топ.

Шаг назад, шаг вперёд

И на месте поворот.

Воспитатель: Какой сильный ветер подул! И наши листочки раздул! Ребята, пойдём все гулять, с листочками будем играть.

 ИГРА: «ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ».

(В конце игры, воспитатель накрывает зонтом бутафорский гриб). 

(Спрашивает у детей): «Кто под зонтом?» 

(Дети называют имя ребёнка, находящегося под зонтом).

Игра повторяется несколько раз…

(В конце - воспитатель накрывает зонтом бутафорский гриб).

(Воспитатель поднимает гриб – внутри него--- подарки).

Воспитатель: ЗДЕСЬ УГОЩЕНЬЕ ДЛЯ РЕБЯТ - ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ШОКОЛАД! Давайте скажем «Спасибо». И пойдём в группы раздавать угощение.

(Под музыку все выходят из зала)

 

                         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...