Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности с детьми коррекционной группы (дети с общим недоразвитием речи) «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Самойлова Елена Анатольевна

    Конспект образовательной деятельности (интегрированное занятие) с детьми логопедической группы, с применением игровых, ИКТ-- технологий по ознакомлению с русской народной игрушкой "Матрешкой".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексное занятие в коррекционной группе детей с ОНР.

    «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»

    Возраст детей: 5-7 лет.

    Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.

    Задачи:

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; уважение к труду народных умельцев;

    - воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

    Образовательные:

    - познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки;

    - упражнять детей в количественном счёте предметов в пределах 10; называть итоговое число;

    - совершенствовать навык раскладывания предметов в убывающем порядке;

    - совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;

    - совершенствовать навык сравнения групп множеств;

    - приобщать детей к восприятию народно-прикладного искусства при составлении узора из геометрических форм (кругов и овалов);

    Развивающие:

    - развивать познавательную активность, любознательность;

    -развивать творческие способности детей через приобщение к русской народной культуре;

    - развивать словесно-логическое мышление;

    - развивать ритмические способности детей;

    - развивать мелкую моторику рук.

    Речевые задачи:

    - расширять активный словарь (сарафан, расписные, токарь, старина, вытачивал);

    - совершенствовать навык согласования числительных с существительными;

    - совершенствовать умение составлять простое распространённое предложение с предлогами;

    - закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности;

    - способствовать овладению детей формой сложноподчиненного предложения с предлогом «потому что»;

    - пользоваться сравнительными прилагательными при определении величины предмета.

    Методы и приёмы:

    Практические: работа с дидактическим материалом.

    Наглядные: рассматривание видов матрёшек с использованием компьютера;

    Словесные: отгадывание загадок, стихи, вопросы.

    Игровые: игровые ситуации, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

    Материал и оборудование:

    Набор плоскостных матрёшек и чашек разного размера и цвета по количеству детей, набор геометрических форм - кругов и овалов – трёх цветов, фланелеграфы, счётный материал ( цветочки, листочки, шишки, орехи, ягоды, грибы), клубки трёх цветов, напольные изображения деревьев, деревянные ложки, макеты деревьев,  русские костюмы для мальчиков и девочек, компьютер, магнитофон.

    Предварительная работа:

    Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства (в течение года), рассматривание игрушки-матрёшки, чтение книг и рассматривание иллюстраций (А. Алёхин «Матрёшки», В. Берестов «Матрёшки» и др.), разучивание стихов, песен; посещение зимней ярмарки на Соборной площади города, рассматривание альбомов по теме, сюжетно-ролевая игра «Мастерская народных умельцев», строительная игра «Город мастеров».

    Индивидуальная работа:

    Помощь в работе с дидактическим материалом затрудняющимся детям; помощь в исправлении  неправильного произношения поставленных звуков, в правильном построении предложений.

    Ход организованной образовательной деятельности.

    Перед детьми сидит мальчик за компьютером и играет в компьютерную игру.

    Воспитатель: Ребята, этого мальчика зовут Петя. Целый день он играл в компьютерные игры. Петя не слушался маму, которая просила его поиграть в игрушки или пойти погулять. Мальчик только говорил: «Игрушки неинтересные, а друзей у меня нет». И вот однажды с Петей случилась удивительная история. Хотите её послушать?

    Дети: Да, хотим.

    Воспитатель: Как-то раз Петя  играл в компьютерную игру, и вдруг на экране вместо обычной игры появилось изображение очень известной игрушки.

     «Как ты здесь очутилась?» - удивился Петя. И вдруг игрушка ответила: «Я пришла с тобой поиграть» и шагнула с экрана прямо в Петину комнату. А что это была за игрушка, догадайтесь сами:

    Цветастое платье, румяные щёчки!

    Её открываем – там прячется дочка.

    Дети: Это матрёшка.

    Воспитатель: «Тоже мне невидаль какая – матрёшка» - сказал Петя. Матрёшка загрустила. Ребята, как же нашу матрёшку развеселить и доказать Пете, что матрёшка – это очень интересная игрушка?

    Ответы детей: Надо с матрёшкой поиграть в разные игры.

    Воспитатель: Верно. А Петин компьютер нам поможет. Ребята, матрёшка – кукла с секретом. Вы знаете этот секрет?

    Ответы детей: В большой матрёшке много маленьких матрёшек.

    Воспитатель: Знают все её загадку:

                            В ней хранятся по порядку

                            Краснощёкие девчонки,

                            Её младшие сестрёнки.

    А вот и первая игра: разложите матрёшек по порядку от самой большой до самой маленькой.

    На столах лежат плоскостные матрёшки разных цветов и размеров. Дети раскладывают матрёшки в порядке убывания величины. Воспитатель просит ребёнка сравнить рядом стоящие матрёшки относительно их величины. Воспитатель следит за тем, чтобы дети при ответе использовали сравнительные прилагательные: «больше», «меньше», «выше», «ниже».

    Воспитатель: Послушайте, что матрёшка говорит:

    «Мы матрёшки, мы подружки, утром рано мы встаём:

    Чай из самовара пьём и беседу ведём».

    Вот и вторая игра. Ребята, подберите каждой матрёшке её чашку.

    На столе разложены плоскостные изображения чашек разного цвета и размера, причём цвет и размер чашек не соответствует цвету и размеру матрёшек. Дети подбирают чашки матрёшкам или по размеру, или по цвету, или по своему усмотрению. Все варианты принимаются, а  воспитатель просит объяснить каждого ребенка  свою расстановку чашек. В ответах дети используют сложные предложения, употребляя предлог «потому что». Например, на вопрос воспитателя: «Почему ты синей матрёшке предложил жёлтую чашку?», ребёнок может ответить: «Я поставил синей матрёшке жёлтую чашку, потому что синяя матрёшка самая большая, и жёлтая чашка тоже самая большая».

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Сравните, пожалуйста, количество чашек и количество матрёшек и скажите, каких предметов больше.

    Дети: Матрёшек и чашек поровну, по 5.

    Воспитатель: Скажите, сколько всего предметов на столе?

    Дети: На столе 10 предметов.

    Воспитатель: Вот, ребята, молодцы, постарались от души.

                            Хорошо вы отвечали и, наверное, устали.

                            Не пора ли вам вставать, в игру весёлую сыграть?

    Физкультминутка:

    Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают в ладоши).

    На ногах сапожки, топают матрёшки (поочерёдно выставляют ноги, топают).

    Влево-вправо наклонись - ты, матрёшка, не ленись (наклоны влево-вправо),

    Всем знакомым поклонись (наклоны вперёд).

    Девчонки озорные – матрёшки расписные (покружиться).

    Воспитатель и дети садятся на ковёр.

    Воспитатель: За чаепитием матрёшки старину вспоминали. Ведь впервые матрёшки появились в Москве больше ста лет назад, очень-очень давно. Игрушечный мастер из города Сергиев Посад токарь В.П. Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а известный художник Сергей Малютин раскрасил её. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде,  которая прижимает к себе черного петуха  (показ слайда первой матрешки). Матрёшка  сразу стала популярна и любима. Почему же её так назвали? Да потому что давным-давно имя Матрёна было самым распространённым в русском народе.

    На компьютере слайды с портретами художника и токаря.

    Воспитатель: Ребята, вы запомнили, из какого материала токарь вытачивал матрёшку?

    Дети: Токарь вытачивал матрёшку из дерева.

    Воспитатель: Значит, матрёшка какая?

    Дети: Матрёшка деревянная.

    Воспитатель: А какой наряд у матрёшки? Во что она одета?

    Дети: Матрёшка одета в сарафан, рубашку, передник. На голове у неё косынка.

    Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:

                            Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

    Теперь этих кукол делают не только в Сергиевом Посаде. Матрёшки родом из города Семёнов – в цветастых фартуках, а в селе Полховский Майдан у матрёшек на сарафане малиновые ягоды да цветы, зелёные листья. И у нас во Владимире тоже есть мастера, которые умеют изготавливать и расписывать матрешки (показ слайдов с разными видами росписи матрешек). Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, приветливые, потому что делают их талантливые и добрые художники-мастера.

    Воспитатель: Хотите стать художниками и научиться  расписывать матрёшек? (ответы детей). Но для этого нужно придумать узор. Вот и третья игра: украсьте сарафан матрёшки. А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы их разомнём.

    Дети садятся за столы.

    Пальчиковая гимнастика:

    Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши),

    На ногах у нас сапожки (указательный и средний пальцы «идут» по столу),

    В сарафанах наших пёстрых (соединяют пальцы обеих рук),

    Мы похожи, словно сёстры (пальцы складывают в «замок»).

    На столе у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки. Дети выкладывают узор по своему усмотрению из кругов (жёлтых, синих, красных) и зелёных овалов. Во время работы звучит народная музыка «На горе-то калина». Воспитатель спрашивает детей, какая матрёшка у них получилась. Ответы детей: «Матрёшка получилась нарядная, красивая, озорная, весёлая».

    Воспитатель: Ребята, послушайте, что матрёшка говорит: «Я весёлая матрёшка, у меня в руке лукошко».  Как вы думаете, куда хочет пойти матрёшка?

    Дети: Матрёшка хочет пойти в лес.

    Фланелеграф с изображением деревьев. На фланелеграфе размещены: гриб, листок, ягода, цветок, орех, шишка.

    Воспитатель: Ребята, что можно собрать в лесу?

    Дети: В лесу можно собрать ягоды, грибы, шишки, орехи, листья, цветы.

    Воспитатель: Верно. Вот вам четвёртая игра: что у матрёшки в лукошке?

    Перед детьми фланелеграф с изображением лукошка. Дети стоят около фланелеграфа. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество предметов в лукошке и назвать их. Воспитатель по очереди выставляет предметы в лукошко (4 шишки, 6 цветочков, 10 грибов, 3 листочка, 5 ягодок, 7 орехов),

    Ответы детей: У Матрешки в лукошке 4 шишки. У Матрешки в лукошке 6 цветочков.( и т.д.)

    Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Умеете считать, порадовали Матрешку. За то, что вы с ней играли и Петю научили играть с Матрешкой, она хочет отблагодарить и подарок подарить. Но подарок тот нужно найти. Вот три клубочка, один из них приведет вас к сундучку с подарками.

    В группе находятся три макета деревьев. За одним из них спрятан сундучок. К ним ведут извилистые дорожки из клубков разноцветных ниток. Дети выбирают дорожку и идут по ней. Одна из дорожек их приводит к сундучку с сюрпризом. Дети открывают сундучок, в котором лежат расписные деревянные ложки.

    Воспитатель:

    Разбирайте, хлопцы, ложки!

    В гости к вам пришли матрешки!

    Выходят дети в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и платочках, мальчики в рубашках-косоворотках и фуражках с цветком). Звучит русская плясовая музыка, девочки-матрешки танцуют, мальчики подыгрывают им на ложках.

    Воспитатель по окончании танца спрашивает детей о том, в какие игры они играли с Матрешкой. Какая игра им запомнилась больше всего? Какие задания в играх вам показались трудными? С какими вы справились легко? А как  вы думаете, будет ли теперь мальчик Петя играть  с друзьями в разные игры? А захочется ли теперь ему играть одному?

    Воспитатель: Ребята! Большое вам спасибо, за то, что вы такие дружные, отзывчивые. Вы стали для мальчика Пети настоящими друзьями, с которыми он теперь может играть в разные интересные игры и игрушки. А помогла нам в этом веселая русская народная игрушка – Матрешка.

         Используемая литература

    1. В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»,  издательство «Учитель», Волгоград,  2008 г.
    2. А.Д. Алехин «Матрешка», книжка-картинка, Москва, «Малыш», 1988г.
    3. Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва, 2007 г.

    Используемые интернет-ресурсы

    1. http://www.thimble.h11.ru/ «Русские наперстки»
    2. http://samoydelkin.ru/kukli/vidyi-matreshek/ «Рукодельница»

     

     

     

                   

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

    Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

    Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

    План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

    Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

    Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «Приключения Школьного Звонка».

    Аннотация: целью занятия является закрепление и обобщение ранее изученного материала по  обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме «Школьные принадл...