Практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Сергеева Юлия Сергеевна

В работе рассмотриваются вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции.Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_aspekty.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

1.Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития.  

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

  •     осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
  •     проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  •  оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;
  •  обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.).

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания НОД и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

НОД с детьми проводится учителем-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по коммуникации, по познанию (формирование целостной картины мира), по познанию (конструирование), по познанию (формирование элементарных математических представлений), организует сюжетно-ролевую игру. Помимо фронтальных НОД, проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные НОД. [см. таблицу 1]

Таблица 1. Совместная коррекционная деятельность

 учителя-дефектолога и воспитателя группы с ЗПР

Задачи, стоящие перед учителем-дефектологом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей и комфорта в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка, изучение результатов обследования и определение уровня развития ребенка.

3. Заполнение диагностических карт развития интегративных качеств детей.

Обследования детей в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

8.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

8. Развитие общей, мелкой  моторики

9. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, формирование навыка составления рассказов-описаний, рассказа по картинке, сериям картинок, пересказов.

9. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

10. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

10. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-дефектолога, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников.

11. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

11. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр,  игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.

ЗПР необходимо выявить к 3-4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения. Коррекционно-педагогическую работу с такими детьми можно разделить на два этапа. На первом - предлагается помощь детям раннего возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий.

Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной группой. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.).  

2. Методические рекомендации по организации

коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, реализующих широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.  [16;с.18]

В детских садах комбинированного вида организуются смешанные группы, реализующие интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР, вместе с нормально развивающимися детьми.  

Организация коррекционно-развивающей работы в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в три этапа: диагностико-прогностический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности:

  • комплексную психолого-педагогическую диагностику;
  • разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • разработку плана и сценария осуществления коррекционно-развивающей работы совместно с педагогами и родителями, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с нетипичными детьми:

  • диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности ребенка;
  • диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующей группы, членом которой он является;
  •  диагностика и коррекция осуществляются на всем протяжении работы;
  • диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, то есть дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей.

Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных, при этом основными целями психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются: обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка; целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей; стимулирование его развития и саморазвития. Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий (примеры их использования представлены в пособии). Поскольку технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование воспитательно-образовательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностико-прогностическом этапе.

Выводы

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...