Программа Радуга поведения
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ишниязова Виктория Викторовна

Актуальность данного проекта обусловлена:

- Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском доме  ведется в этом направлении.

-  Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.moya_programma_raduga_povedeniya.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»

 

      «Утверждаю»

Директор КОУ ОО «Мценский детский дом

 для детей дошкольного возраста»

_________________________Н.В. Маторина

      «____»_________________________2014г.

Программа

«Радуга поведения»

(В основе лежат программы:

 В.И. Петровой, Т.Д. Стульник «Этические беседы»,

 Г.Н. Жучковой «Нравственные беседы»,

С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»)

Составитель:

социальный педагог КОУ ОО

«Мценский детский дом для

детей дошкольного возраста»  

Ишниязова В.В.

Реализатор:

социальный педагог КОУ ОО

«Мценский детский дом для

детей дошкольного возраста»  

Ишниязова В.В.

2014 г.

Мценск

Актуальность

Лишения и потери, которые переживают дети-сироты, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является и отсутствие у него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома.

Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности лежит в основе общения ребенка детского дома дошкольного  возраста как со взрослыми, так и со сверстниками. Наблюдения показывают, что контакты детей со взрослым сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами.

Эти дети нередко лишены возможности радоваться собственному успеху, а значит, у них будет возникать соперничество и зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Таким образом, формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах РФ «Об образовании в РФ» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этические и нравственные  беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Актуальность данного проекта обусловлена:

- Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском доме  ведется в этом направлении.

-  Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации социального педагога  на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного  развития каждого ребенка.

В основе лежат   программы В.И. Петровой, Т.Д. Стульник «Этические беседы»,  Г.Н. Жучковой «Нравственные беседы», С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать».

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

  • гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;
  • четкой постановки задач нравственного воспитания;
  • создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические  и нравственные  беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседы готовит, проводит и направляет социальный педагог. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

• постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

• подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

• поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Существенным фактором, на который ориентируется социальный педагог  при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что  беседа – лишь одна из форм работы социального педагога  над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа включает в себя 2 блока: «Этические беседы»  - 16  занятий, «Нравственные беседы » - 14  занятий, продолжительностью 10- 15 минут.

Цель программы:

  • социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов; формирование у воспитанника  детского дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.

Задачи программы:

  • Обратить внимание детей на нравственную сторону поступков людей.
  • Учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку.
  • Побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
  • Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Правила проведения  бесед:

  1. Программа адресована детям дошкольного возраста  (3-5 лет) с различным  уровнем психического, познавательного и речевого  развития, с сохранным интеллектом, испытывающих трудности  общения.
  2. Продолжительность бесед  составляет 10-15 минут. Форма проведения занятий — групповая. Число детей в группе не должно превышать 5-10 человек.
  3. Оптимальная периодичность встреч— 1 раза в неделю.
  4. Задачи  бесед берутся на вооружение социальным педагогом  в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.
  5. Беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в старшей  группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.
  6.  Социальный педагог  постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте.
  7. Занятия проводятся в помещении, где достаточно места для передвижения.

Основные направления реализации программы:

  • проведение цикла  социально - педагогических занятий, направленных на проведение нравственно-этических  бесед;
  • проведение консультативной работы с педагогами, работающими с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптация в коллективе сверстников.
  • Сформированность адекватной самооценки.
  • Расширение репертуара эмоциональных проявлений.
  • Позитивное отношение к сверстникам.
  • Положительное  самоотношение и принятие других людей.
  • Приобретение навыка социального поведения и общения с другими людьми.
  • Умение выражать свою любовь к близким людям.
  • Увеличение  положительных черты характера.
  • Уменьшение нежелательных черт характера и поведения.
  • Улучшение взаимопонимания в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Тематический план занятий

I блок

«Этические беседы»

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Зачем говорят «здравствуй»

1

2

Праздник вежливости

1

3

Чего не знал воробышек

1

4

Моя «мама»

1

5

Почему нужно уметь уступать

1

6

К чесу ведут ссоры в игре

1

7

Правила дружной игры

1

8

Как жить дружно, без ссор

1

9

Доброе дело – правде говорить смело

1

10

Не сиди сложа руки – так и не будет скуки

1

11

Берегите книгу

1

12

Каждой вещи – свое место

1

13

Надо вещи удирать – не придется их искать

1

14

Вместе тесно, а врозь скучно

1

15

Вежливая просьба

1

16

Не будь жадным

1

Всего

16 часов

Тематический план занятий

II блок

«Нравственные беседы»

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1

«Беседа о добрых и злых людях»

1

2

«Братья и сестры»

1

3

«Ссоры братьев и сестер»

1

4

«Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»

1

5

«Наши бабушки и дедушки»

1

6

«Друг в беде не бросит»

1

7

«Друг заболел»

1

8

«Как помочь больному другу»

1

9

«Учимся понимать боль другого человека»

1

10

«Друг и в радости, и в горе всегда рядом»

1

11

«День рождения друга»

1

12

«Доброжелательность»

1

13

«Ложь и стыд»

1

14

«Волшебные слова»

1

Всего

14 часов

Литература:

  1. Алябьева Е.А.  Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
  4. Семенака С.И. Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб,: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
  6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2006
  7. Психическое развитие детей-сирот / Под редакцией JLM. Шяшщына. — СПб., 1996.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.—М.: Генезис, 2000.
  9. Фурманов ИЛ, АладьшАА., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.—Минск: Тесей, 1999.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика.—М.: Просвещение, 1990.
  11. Булгакова Л.А. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. Выпуск LVIII  - г.Орел, 2005г.

Конспекты занятий по программе:

 «Радуга поведения»

(БЛОК II – 14 бесед)

«Нравственные беседы»

1. «Беседа о добрых и злых людях»

Цели: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют; учить детей дифференцировать  человека эмоциональный мир по мимике, жестам, пантомимике.

Беседа:

- Кого называют добрым? Кого называют злым?

- Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?

- Какие слова говорят добрые люди?

- Какие слова говорят злые люди?

- Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми или злыми? Почему?

- Приведите примеры злых героев из мультфильмов, фильмов.

- Почему они злые?

Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда».

(Доктор предлагает выпить коту таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат.)

Обсуждение просмотра мультфильма:

- Что случилось с добрым котом Леопольдом?

- Как вел себя Леопольд во время действия «озверина»?

- Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?

- Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?

ТРЕНИНГ ЭМОЦИЙ

Детям предлагается показать:

шаловливых мышат;

сердитых мышат;

веселых мышат.

По окончании тренинга психолог проводит детей к выводу:

- Каким лучше быть: добрым или злым?

2.«Братья и сестры»

Цели:

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам.

Вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах.

Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям.

Беседа:

Чтение стихотворения Ш. Галиева «Братик плачет».

Братик плачет в колыбели...

Ну уймись ты, в самом деле!

Я качаю — убаюкиваю,

Погремушкою постукиваю:

Ты не плачь, дорогой,

Разговаривай со мной.

Бесполезны речи эти, —

Мама усмехается.

В люльке не словами дети,

Плачем объясняются.
Если братик плачет,
Что-то хочет, значит.

Соску, что ли, дать тебе?

Уложить иначе?

Стал я думать-сочинять

И придумал все же:

Чтоб друг друга нам понять,

Я... заплакал тоже

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«У Маши родился братик. Он очень маленький, ему только один месяц. Мама постоянно занята уходом за маленьким сынишкой: кормит, пеленает, стирает пеленки, укладывает спать и так постоянно. Маше очень обидно. Ей кажется, что мама ее больше не любит...»

  •  Правильно ли думает Маша? Почему?
  •  Вам жалко Машу? А ее маленького братика?
  • Что ей можно посоветовать?

Педагог, выслушав ответы детей, подводит их к обобщению: «Все мы когда-то были маленькими, крикливыми и беспомощными. Малыши нуждаются в постоянной заботе, чтобы расти здоровыми. Они еще многого не понимают, но зато хорошо различают, когда к ним обращаются ласково, а когда — грубо. Если мы будем с ними нежными, общительными, то вскоре они сами смогут отвечать на нашу улыбку, разговаривать.

Маленькому братику или сестричке нужен защитник, которым может стать старший брат или сестра».

Советы Солнышка:

С маленькими братьями и сестричками будьте ласковы и внимательны: поговорите с ними, даже если они сейчас вас не понимают, дайте игрушку, покатайте в коляске.

Когда малыш подрастет, вы сможете вместе весело и дружно играть.

Игра «Догонялки» (модификация игры В.А. Петровского)

Педагог: Все дети, а особенно маленькие, любят играть в догонялки. Давайте мы с вами тоже поиграем. Я буду первой водить.

По сигналу дети разбегаются по площадке (комнате). Педагог имитирует «столкновение» и изображает на лице боль: «Ой, ой, как мне больно. Не могу встать».

В данной ситуации педагог одновременно наблюдает за поведением детей. Если они не предпринимают никаких действий, то педагог добавляет «стонов», «жалоб». Если дети не реагируют и в данной ситуации, то педагог обращается с прямым вопросом: «А что, дети не пожалеют меня?». Пауза.

Далее игра некоторое время может творчески развиваться по замыслу детей.

3.«Ссоры братьев и сестер».

Цели:

Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению.

Развивать осознание причин детских ссор.

Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям

Беседа:

Чтение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра».

«Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот
и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

  • Что ж ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то
    больше набрала.
  • Еще бы!:— отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и
    набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет... Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки —меньше.

Встречается бабушка.

  • Что ж ты, — говорит, — Саня... Малина-то высоко растет!
  • Высоко, — соглашается Санька.
  • Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
  • Еще бы, — отвечает Санька, — Варя у нас молодец, Варя у
    нас работница. За ней не угонишься!»

  • Как маленькой девочке удалось насобирать ягод больше,
    чем ее старшему брату?
  • Почему старший брат каждый раз, собирая в лесу ягоды,
    старался помочь своей младшей сестре?

—        Вы хотели бы иметь такого старшего брата? Почему?
Педагог обращает внимание на то, что Светлячок почему-то

вздыхает. Разыгрывается ситуация: что случилось? Почему ты загрустил?

К сожалению, не всегда братья и сестры живут дружно.

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Наташа и Даша — сестрички, но они очень часто ссорятся. Ссоры возникают из-за того, что кто-то не поделился игрушкой, конфетой, не уступил ход в игре, не помог сложить игрушки. Воспитатель, наблюдая за ссорами сестер, огорчается...»

  • Как вы думаете, почему огорчается воспитатель?
  • Как должны общаться между собой сестры и братья?
  • Что можно посоветовать Наташе и Даше?

Притча о дружбе (Т.И. Попова)

«Заболел в одной семье отец, а семья была большая — четыре сына и дочь. Позвал он детей к себе и стал перед смертью напутствие давать, попросил принести веник и сломать его. Ломали, ломали — ничего не получается. Попросил он по одному прутику ломать. Быстро дети сломали веник и все поняли. Никто не одолеет, никто не сломает, если держаться вместе! Дали они слово отцу всегда быть дружными».

Советы Солнышка:

Не обижайте и не давайте в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей.

Относитесь к маленьким братьям и сестрам ласково, играйте с ними, будьте для них хорошим примером.

4.«Учимся понимать переживания родных и близких нам людей».

Цели:

Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей).

Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

Беседа:

  • Вы дружно живете со своими братьями и сестрами?
  • Случаются ли ссоры? Почему?
  • А как вы миритесь?

Далее от имени сказочного персонажа педагог предлагает послушать рассказ, в котором говорится об одном мальчике, попавшем в трудную ситуацию.

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак и сказал тоже: "Нет, я не ел".

Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь".

Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".

И все засмеялись, а Ваня заплакал».

  • Почему заплакал мальчик?
  • Вам его жалко?
  • Как можно помочь мальчику?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

  • Правильно ли поступил мальчик?
  • Что чувствовала в этой ситуации мама?
  • Кого вам жалко в этой ситуации?
  • Как бы вы поступили на месте мальчика?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

  • мальчик капризничает;
  • мальчик сердится;
  • мама успокаивает сына;
  • мама огорчается;
  • мальчик и мама радуются.

5.«Наши бабушки и дедушки».

Цели:

Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.

Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению         им сочувствия.

Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

Беседа:

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».

Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет..

Не тряхну ее, не качну ее.

Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка:

«Аи да внучек мой,

Аи да летчик мой, молодец!».

Диагностика отношения детей к старым, пожилым людям.

Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...».

 Не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям, и об этом говорится в следующем рассказе.

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить".

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

  • Как относились муж и жена к старому человеку?
  • За что они обижали дедушку?
    — Они исправили свою ошибку?
  • А кто им в этом помог?

   Педагог  показывает детям письмо и предлагает его прочесть.

 «Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его Походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».

Предложить детям ответить на вопрос: «Что бы вы сказали о таких мальчиках? ».

Советы Солнышка:

Нельзя смеяться над старыми людьми.

К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

Ритуал окончания занятия. Речёвка.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

6.«Друг в беде не бросит»

Цели:

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Беседа:

Детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».

 «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

  • Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
  • А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

  • Что произошло с мальчиками в лесу?
  • Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?
  • Что значит «быть плохим другом»?
  • Как бы вы поступили в этой ситуации?

Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу».

В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

— Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен —

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

—Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

—Как правильно нужно поступить в этой ситуации?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Солнышка:

Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

7.«Друг заболел».

Цели:

Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу.

Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу.

Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изобра-жениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Беседа:

Солнышко демонстрирует детям картину с изображением девочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обидно, потому что ей хочется пойти в детский сад к детям, а нельзя »

  • Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи?
  • Какое бы письмо вы написали заболевшему другу?
    — Почему важно проявлять заботу о больном товарище?
  • Какие слова утешения вы знаете?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать:

  • как у девочки болит горло, ей очень больно;
  • как девочка грустит;
  • как мама нежно и бережно ухаживает за ней;
  • как девочка радуется тому, что выздоровела.
  • Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую девочку?
  • Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая ухаживает за больной дочкой?
  • Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счастливую девочку?

Солнышко приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно».

Упражнение «Пишу письмо другу»

Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ребенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряется всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окончании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали? ».

Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо».

...А листок в конверте чист,

Нет на нем ни букв, ни строчек,

Пахнет осенью листочек —

С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя

На конверте напишу,

Синий ящик отыщу,

Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!

А кончаются чернила —

Просто перышко вложи,

Что синица обронила.

Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте.

Советы Солнышка:

Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похвалили.

Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали.

Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.

8.«Как помочь больному другу?»

Цели:

Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь».

Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем товарище.

Беседа:

Чтение рассказа А. Митта «Шар в окне».

«Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и то его только слышно бывает, а не видно. И вдруг видит Коля — красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергаться. Вверх-вниз, вверх-вниз, что такое?

Не поймет Коля. Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: "Это, наверное, Миша придумал". Стало Коле хорошо. Кажется пустяк — шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеется. И все, ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят».

Беседа о доброжелательном отношении друг к другу.

  • Что можно сказать о детях, которые принесли шарик?
  • Приятно ли было Коле, что друзья не забыли о нем?
  • Какие чувства вызывает у вас этот рассказ?
  • Были ли у вас ситуации, когда вы помогали в чем-то или
    чем-то своим друзьям? Расскажите о них.

Советы Солнышка:

Нельзя быть равнодушным к беде товарища. Товарищу надо всегда помогать.

Не жди, когда тебя попросят о помощи.

Надо самому видеть, кому нужна твоя помощь.

Нужно быть внимательным и чутким к своим товарищам: помогать тому, кому трудно, кто заболел или попал в беду.

9.«Учимся понимать боль другого человека».

Цели:

Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей.

Способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Беседа:

Солнышко загадывает детям загадку:

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива).

Если дети затрудняются отгадать загадку, то можно показать картинку с изображением крапивы.) После того как дети отгадали, Светлячок предлагает послушать рассказ, в котором это растение причинило боль одному мальчику. Вот как это было...

Чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива».

«Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло, солнечно!

Саша увидел у забора зеленую траву и всех позвал:

—Смотрите, какая трава выросла!
А Вера Ивановна говорит:

—Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Не послушался Саша: разве трава — печка? Разве она жжется? Схватил крапиву, да как закричит:

—Ой, больно!

Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят».

  • Что произошло с мальчиком?
  • От чего ему было больно?
  • Кто в этом виноват?
  • Вам жалко мальчика?
  • Как бы вы утешили его?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Дети за завтраком пили молоко. Вера нечаянно пролила его на свое платье. Увидев это, ее сосед Рома сказал...»

—Что сказал Рома? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения («Не огорчайся! Это может с каждым случиться. Давай, я тебе помогу вычистить платье»).

Советы Солнышка:

Если вы увидели, что кто-то обижен, огорчен, плачет, подойдите, расспросите, что случилось, и успокойте, утешьте, помогите, чем можете.

Всегда старайтесь сделать другому приятное: поделитесь лакомством, гостинцами, покажите свою игрушку, книжку; не просите вещь у товарища, если она необходима ему; если нечаянно огорчили товарища, причинили неприятность, извинитесь.

Ритуал окончания занятия. Речёвка.

10.«Друг и в радости, и в горе всегда рядом»

Цели:

Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

Диагностировать проявление эмпатии.

Беседа:

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?».

«У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.

Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

—Наш папа выздоровел, — сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

—Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала».

  • Почему заплакала Катя?
  • Что чувствовала девочка в этой ситуации?
  • Как бы вы поступили на месте ее друзей?
  • Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку?

О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них

Солнышко предлагает детям послушать.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается —

Миша заикается.

Как другие — чисто, ясно —

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву К,

Но ребята не смеются –

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Советы Солнышка:

Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.

Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.

Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь.

Ритуал окончания занятия. Речёвка.


11.«День рождения друга».

Цели:

Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким.

Учить замечать их переживания и ожидания.

Беседа:

Педагог предлагает представить детям, что они приглашены на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные — гости. Перед началом игры каждому ребенку, исполняющему роль гостя, предлагается продумать слова поздравления и пожелания своему товарищу.

Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то данную игру можно превратить в тренинг, в котором можно предусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы:

-«Желаю тебе здоровья, радости».

-«Пусть в день твоего рождения исполнятся все твои мечты».

-«Пусть у тебя будет всегда много друзей».

-«Будь красива, как Мальвина,

   Весела, как Буратино.

  Чтоб Пьеро в кино водил,

  Артемон цветы дарил!».

Проблемная ситуация.

Что можно подарить другу в день его рождения? Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание.

Советы Солнышка:

-Учитесь проявлять внимание к другу и испытывать от этого радость.

-Учитесь разделять радость со своим товарищем.

-Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у вашего товарища есть то, чего у вас нет.

-Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.

Ритуал окончания занятия. «Речёвка».

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

12. "Доброжелательность"

Цели:

помочь детям глубже осмыслить сущность понятия "добро" и "зло"; учить рассуждать, способствовать развитию доброжелательного отношения к людям.

Беседа:

Организационный момент.

Беседа по сказке Ш. Перро "Золушка".

Прочитать сказку.

- Кто Вам понравился больше других героев? Почему?

-  Кто не понравился совсем? Почему?

- На кого бы Вы хотели быть похожим? Почему?

(Золушка исполняет поручения, трудится, ни на кого не кричит, по-доброму относится к своему отцу, с уважением относится к взрослым, радуется животным, цветам, никогда не злиться не кричит, ни на кого не обижается).

- Какими чертами характера обладает Золушка?

(доброта, доброжелательность, доброе отношение к людям)

 - Счастлива ли девочка?

- Почему она наконец стала счастливой?

- Какой мы можем сделать вывод?

Советы Солнышка:

- Добрым людям всегда в конце концов улыбается удача, а злым людям всегда не везёт, злые люди не бывают счастливы.

- Нужно стараться по - доброму относиться к людям окружающим тебя.

- Кто знает как это относиться по - доброму к людям? (не кричать на других, не перебивать , помогать, не делать больно другим)

Как вы относитесь к своим товарищам, друзьям, воспитателям?

Ритуал окончания занятия. «Речёвка».

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

13."Ложь и стыд"

Цели:

 помочь детям осознать, что ложь - это плохо, развитие речи детей, формирование доверия в группе.

Беседа:

Организационный момент.

Работа с русской народной сказкой "Лиса, заяц и петух"

 Педагог рассказывает сказку наоборот.

«Жили - были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна - красна - у лисы избушка и растаяла, а у зайчика стоит по - старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, заяц пустил лису. Лиса умела готовить. Они пообедали и лиса собралась уходить. Заяц спрашивает: "Куда ты лиса пойдёшь?" Лиса отвечает: "У меня дома нет". Тогда заяц ей говорит: "Оставайся у меня, будем вместе жить" Так и стали лиса, заяц жить вместе. Волк, собака, медведь и петух к ним в гости приходили.»

- Догадались, о чём мы с вами будем говорить на занятии?

- Мы сегодня поговорим о том, кто обманывает и что после этого может произойти.

Знакомство с пословицами.

Клевета - что уголь: не обожжёт, так замарает.

Лисица - старая льстица.

Враньё не ведёт в добро.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Сколько верёвочке не виться, а конец всегда будет.

(Клевета - ложь. Лесть - хвалить кого-то или что - то незаслуженно.)

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации:

- Вы когда - нибудь обманывали?

- Хорошо ли было вам, после того как вы обманули?

- А вас когда - нибудь обманывали?

- Если обмануть несколько раз, как вы думаете, вам поверят?

- Можно ли обманывать друзей?

- Как нужно вести всегда себя? (говорить правду)

«Дочка разбила чашку. - Что должна сказать маме?» -

«У твоего друга есть шоколадка, а у тебя нет. - как ты поступишь?»

Ритуал окончания занятия. «Речёвка».

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

14. «Волшебные слова»

Цели:

закрепить знание о правильном употреблении вежливых слов, выучить правильное употребление  «вежливых слов»

Беседа:

Организационный момент.

- Добрые слова не лень повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, всем идущим на работу, маме, папе, дедушке и бабушке.

«С добрым утором!» - я кричу.  «Добрый день!» - кричу я вслед всем идущим на обед. «Добрый вечер» - так встречаю всех, домой спешащих к чаю.

- О чём это стихотворение? (о добрых словах)

 Конкурс.

- Кто знает больше вежливых слов, и когда их произносят?

Отгадывание загадок.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим, прости, ( пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Ритуал окончания занятия. «Речёвка».

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Практико-ориентированный проект «Радуга поведения»

                        Практико-ориентированный проект      «Радуга поведения»  в подготовительной группе...

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Е.А. Екж

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга»  п...