Главные вкладки

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА в группах детского сада
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Швецова Ирина Петровна

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА

    В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psiholog_klimat.docx47.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

    Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, - предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

    Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

    1. Ребенок рисует только здание.
    2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
    3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

    Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

    Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

    Нужно обратить внимание на другие элементы картинки*. присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое иоле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

    Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), - это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на но-

    гах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

    Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке -положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

    Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

    О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых гонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

    Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

    Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

    Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию.

    Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

    Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.

    Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п.

    Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

    Цветовая диагностика «Домики»

    Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. Цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

    Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

    Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

    Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)». После выбора домика с ребенком проводится беседа:

    • Кате нравится ходить в детский сад?
    • Что Катя будет делать в детском саду?
    • Что Кате больше всего нравится в детском саду?
    • Что Кате не нравится в детском саду?

    В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

                              Типы реагирования на задание:

    I.        Резко негативная реакция на предложенное задание.
    Отказ от участия.

    II.        Негативная реакция.

    1. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета -коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.
    2. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявляется нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

    III. Безразличная реакция на задание. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют

    о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).

    IV.        Тревожная реакция.

    1. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляются нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.
    2. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительность как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им больше внимания. Выбираются зеленый или синий цвет, В начале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

    V.        Позитивная реакция на участие в задании.

    Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.

    На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

    1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и II группы

    реагирования).

    1. Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (III и IV группы реагирования).
    2. Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (V тип реагирования).

    Схема наблюдения за поведением ребенка в процессе психологического обследования

    Методика: цветовая диагностика «Домики».

    Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

    Фамилия, имя ребенка        

    Группа        

    Возраст        

    Дата проведения

    Показатели

    Оценка

    Примечания

    1

    1

    з       1

    1. Принятие задания:

    •        негативная реакция (иногда вплоть
    до отказа от участия в тесте);

    •        безразличная реакция на задание;

    •        быстрое включение в задание;

    •        доброжелательная реакция

    1

    2

    3

    2. Включенность в ситуацию:

    •        пассивное участие в задании
    (ребенок неохотно принимает уча
    стие в игре, речевое сопровождение
    практически отсутствует, плохо всту
    пает в контакт с экспериментатором);

    •        активное участие (ребенок охотно
    и быстро принимает ситуацию, охот
    но вступает в контакт с эксперимен
    татором)

    3.  Эмоциональные состояния:

    •        преобладание негативных эмоций;

    •        равное проявление как положитель
    ных, так и отрицательных эмоций;

    •        явное преобладание позитивных
    эмоций

    4. Выбор цвета:

    •        выбор темных цветов (черного, ко
    ричневого, серого)говорит о преоб
    ладании негативных эмоций, связан
    ных с посещением детского сада:
    чувства тревоги, страха, реакции
    протеста;

    •        выбор красного и фиолетового цве
    тов говорит о преобладании таких
    эмоциональных состояний, связан
    ных с посещением детского сада, как
    раздражительность и агрессия;

    •        выбор зеленого и синего цветов го
    ворит о наличии чувства беспокойст
    ва, тревожности;

    •        выбор желтого, красного цветов -
    о преобладании положительных эмоций

    1

    2

    3

    5. Речевое сопровождение:

    •        речевое сопровождение отсутствует;
    малая речевая активность (ребенок
    неохотно отвечает на вопросы взросло
    го, ответы в основном односложные);

    •        нормальная речевая активность
    (ребенок охотно вступает в контакт
    с экспериментатором, отвечает

    на вопросы предложениями, сопровождает речью свои действия;

    •        чрезмерная речевая активность (речь
    сопровождает действия ребенка,

    от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)

    Выводы по определению типа отношения ребенка к детскому саду:

    Тест на эмоциональное отношение.

    Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

    Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

    Вопросы можно подобрать самим.

    Детей сажают по одному за стол.

    1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
    2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
    3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
    1. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
    2. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

    Проводят до 3 раз.

    Обозначение цветов

    Красный - возбужденное, восторженное отношение.

    Оранжевый - радостное, приятное.

    Желтый - теплое, доброжелательное.

    Зеленый - спокойное.

    Синий - грустное, неудовлетворительное.

    Фиолетовый, коричневый - тревожное.

    Черный ~ печаль, уныние.

    Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

    Анализ «Атмосфера в моей группе».

    Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

    Обстановка в группе.

    1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
    2. Почему я так думаю?
    3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
    4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как о фицательные?

    Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

    1. С кем из детей у меня хороший контакт?
    2. Чем это обтзясняегся?
    1. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
    2. Чем это можно объяснить?

    Взаимоотношения между детьми.

    1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
    2. Чем это вызвано?
    3. Какие дети часто ссорятся между собой?
    4. Почему это происходит?
    5. Каких детей часто обижают?
    6. Почему это происходит?

    Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

    2.2. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

    Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.

    Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

    Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

    1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом - левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

    1. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
    2. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
    3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
    4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
    5. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
    6. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

    8.Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

    9.        Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная
    мне улыбается»; глубокий выдох: «И все у меня получается».

    10.        Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня
    нет преграды, все получается так, как надо!»

    2.3. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду».

    Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

    • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
    • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
    • Быть затейником и участником детских игр и забав.
    • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.

    •        Привлекать родителей к образовательному процессу и об
    ращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

    В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

    • Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
    • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
    • Навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
    • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
    • Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
    • Благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, ~ демагогия и опасная практика.

    Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

                    Психологические речевые настройки.

    Цель речевых настроек - создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

    Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в крут', держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

    Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

    Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

    • Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
    • Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

    -Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

    3. Обсуждение, подведение итогов,



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

    На семинаре рассматриваются вопросы создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения; стили педагогического взаимодействия с детьми и рекомендац...

    Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

    Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

    Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум)

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.2. Способствовать эффектному примене...

    Создание психологического комфорта в группах детского сада

    Презентация, для проведения семинара-практикума на тему  "Создание психологического комфорта в группах детского сада"...

    Семинар - практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада

    Семинар - практикумСоздание психологического комфорта в группах детского сада...

    Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

    Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...

    Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация

    Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...