Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему

Ивановская Марина Викторовна

Использование развивающих игрушек, дидактического материала, игрового оборудования сенсорной комнаты для преодоления нарушений у детей с ОНР в психических и поведенческих процессах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanovskaya_m.v.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи.

        Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций.

        Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У дошкольников с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. Дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

        В МБДОУ «Детский сад № 46» г. о. Самара органичной составляющей психолого-педагогического сопровождения детей с речевой патологией являются занятия дошкольников в сенсорной комнате.

        Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые  воздействуя на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные и другие рецепторы, создают дополнительный потенциал для развития ребенка.

        Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн,  сухой душ, сенсорные дорожки, фиброоптические волокна, фиброоптическая тактильная панель, песочница, разнообразный материал для развития мелкой моторики, аквалампа, мягкий диван, тактильные дощечки для рук, мягкий зеркальный уголок с пузырьковой колонной, и другое игровое оборудование. Здесь есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.

        Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:

  • Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей;  
  • Развитие зрительно- моторной координации;
  • Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и   познавательной активности;
  • Повышение психической активности за счёт стимулирования положительных эмоциональных реакций;
  • Развитие воображения и творческих способностей детей;
  • Коррекцию психоэмоциональных состояний.

        Методика проведения коррекционной работы для детей с ОНР основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

        Игровые сеансы включают в себя:

  • Приветствие, встреча с игровым персонажем;
  • Пальчиковая, мимическая, дыхательная гимнастика, элементы психогимнастики;
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Музыкально-ритмические или подвижные игры;
  • Релаксация;
  • Ритуал прощания.

        Использование развивающих игрушек, дидактических материалов, игрового оборудования сенсорной комнаты, помогает при развитии и преодолении нарушений в психических и поведенческих процессах и состояниях воспитанников, создает положительный эмоциональный фон, стимулирует все сенсорные процессы, воздействует на все органы чувств, благодаря этому, в безопасных и комфортных условиях, появляется возможность улучшать психо - физиологическое состояние, общаться и познавать окружающий мир. Взаимодействие со множеством разнообразных на ощупь материалов (шишек, желудей, колечек, пуговиц, камешков, ракушек, массажных мячей и т.д.) вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Усиление тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробный образ объекта окружающего мира создается вследствие восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными предметами. При выполнении таких упражнений формируется навык сознательного, целенаправленного исследования объекта, воспитанники учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, использовать четкий и понятный алгоритм действий.

        Важный этап работы – сравнение фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой (например по цвету), постепенно усложняя условия отбора.

        Полезны задания на развитие тактильного восприятия и анализа, например:

  • Отобрать из «чудесного мешочка» на ощупь фигуры заданной формы.
  • Определить с закрытыми глазами на ощупь форму фигуры.
  • Найти одинаковые на ощупь дощечки, кусочки тканей.
  • Найти предметы определенной формы в пальчиковом бассейне (коробке, заполненной фасолью, горохом и т.п.).

        Полифункциональная среда сенсорной комнаты создает условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнат способствуют созданию у детей ощущения защищенности, уверенности в себе, спокойствия, богатство положительных эмоций – развитие внутренних резервов детей, особенно формирование у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

        Очень помогает в работе с детьми игры и упражнения в «сухом бассейне». Они важны для психоэмоционального развития ребенка, способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время таких игр дети ощущают постоянный контакт кожи с шариками. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов. Неуверенным в себе детям можно предложить упражнение «Душ превращений», которое помогает дошкольникам войти в нужный образ. Для этого упражнения необходимо игровое оборудование - «Сухой душ». Например: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадет невидимая волшебная пыль и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва. Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!» Наряду с упражнениями в  «сухом» и «пальчиковом» бассейне», «сухом душе», большой интерес у детей вызывают игры с песком.  Такие игровые задания, как «Отпечатки наших рук», «Волшебные узоры», «Сон улитки», «Чьи следы?», «Цветочная поляна», имеют огромное значение для развития психики детей. Они стабилизируют эмоциональное состояние и развивают тактильно-кинестетическую чувствительность. Яркие ощущения появляются у детей в таких играх, как «Путешествие по морскому дну», - когда вместе с детьми погружаем руки в песок и начинаем шевелить пальчиками, внимательно следя при этом за изменениями песочного ландшафта.

        Уделяется внимание на игровых сеансах и обучению навыкам саморегуляции,  самоконтроля посредством использования дыхательных упражнений,  релаксации.         Воспитанники учатся понимать, что усилием воли чувство физического напряжения может смениться чувством приятной расслабленности. Снятию психического напряжения способствуют также упражнения телесной терапии («Обнимашки», «Угадай прикосновение», «Ласковые ладошки»), элементы выразительных движений.

        Таким образом, сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в ней способствует коррекции психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.

Методические разработки игровых занятий в рамках программы «Волшебная страна»

(программа разработана в связи c снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов у детей с ОНР. Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей 3 - 4 лет.)

Тема. «Божьи коровки»

Задачи:

  • Способствовать развитию зрительной, слуховой, тактильной       чувствительности
  • Обогащать сенсорно-перцептивный опыт.
  • Снимать психоэмоциональное напряжение.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать восприятие цвета, формы, величины.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: «сухой душ»; мягкая дорожка; цветовой стол с песком; фиброоптические волокна с источником света; тактильно-развивающий комплекс «Улитка Саша»; сенсорная тропа для ног; листики (зеленые, красные, желтые)  из бумаги; разноцветные круги и цветы из бумаги; аудиозапись спокойной мелодии, «журчание ручейка».

Ход игрового сеанса

1. Игра «Приветствие». Дети входят в сенсорную комнату, их встречает аудиозапись:

        «Мы вас приветствуем! Входите! И не стесняясь, проходите!

        Хоть мы друзьями и богаты, но вас мы видеть очень рады!

        У нас Волшебная страна! Мы приглашаем вас, друзья!

        Сегодня вы, ребята, сами пойдете чудными путями

        И побываете везде в нашей сказочной стране».

Психолог: «Ребята, улыбнитесь гномикам, помашите им рукой и скажите: «Здравствуйте!»

        - В гости к гномикам прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая!         Давайте поздороваемся с ней. (Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.) Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

2. Упражнение «Поймай жучка»

        Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой; одной рукой, другой, обеими руками одновременно.         Дети повторяют показанные движения.

Психолог: Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

        Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

Психолог: Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

        Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

3. Пальчиковая гимнастика

        Психолог рассказывает потешку, и показывает движения. Дети повторяют за ним.

        Божья коровка,                          Ритмично покачивают ладонями.

        улети на небо.                            Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

        принеси нам хлеба,                    Машут кистями рук на себя.

        черного и белого                         Ритмично хлопают в ладоши.

        только не горелого                   Грозят указательным пальцем.

4. Дыхательная гимнастика.

        Психолог: «Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием». Дети дышат на ладошки. (Обучая этому дыхательному упражнению, педагог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А»).

        Психолог: «Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки». Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. (На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У»).

5. Упражнение «Волшебные ленточки»

        Каждый ребенок по очереди встает под «сухой» дождь и говорит слова : «Под волшебными ленточками покружились, в Божьих коровок превратились»

6. Упражнение «Летает – не летает»

         По сигналу педагога «Летает», дети ходят по тактильным (сенсорным) дорожкам – имитируют полет божьих коровок; по сигналу «Не летает» - ползают по мягкой дорожке.

7. Игра «Божьи коровки и ветер»

По сигналу педагога «Солнышко» дети – божьи коровки ползают по мягким напольным покрытиям; по сигналу «Ветер» переворачиваются на спину и шевелят расслабленными  руками и ногами. Игра повторяется несколько раз.

        - Божьи коровки увидели красивый уютный домик, захотелось им посмотреть, что внутри, а внутри оказались красивые цветочки, каждая божья коровка взяла по цветочку.

        - Вдруг подул теплый ветерок, поднял божьих коровок в воздух и они полетели вместе со своими цветами.

8. Игра «По своим местам!»

        У каждого из детей цветок одного цвета. Взрослый говорит: «Полетели» Все дети изображают полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат). По команде взрослого: «По своим местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый из детей должен встать на кружок такого же цвета, какой цветок у него в руке. Кружки каждый раз меняются местами.

        - Захотелось божьим коровкам освежиться и отправились они к волшебному голубому ручейку, послушать его песенку и ощутить его прохладу.

9. Упражнение «Наматывание»

        Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, и показывает, как можно наматывать длинные мягкие струйки на пальчик, на несколько пальчиков, на руку. На протяжении всего упражнения звучит «журчание ручейка».

        - Вдруг налетел сильный ветер и насыпал на ручеек много листьев. Божьи коровки, помогите ручейку освободиться от листвы.

10. Упражнение «Собери листочки»

        Дети собирают желтые листья – в желтую коробку, красные листья – в красную коробку, зеленые – в зеленую коробку.

        - Устали божьи коровки, нужно отдохнуть.

11. Релаксация «Божьи коровки отдыхают»

        - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… у них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шелест деревьев, журчание ручейка. Дышим легко… ровно… глубоко…

        Вам хорошо и спокойно. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

12. Упражнение «Волшебные ленточки»

Каждый ребенок по очереди встает под «сухой» дождь и произносит слова: «Под волшебными ленточками покружились, снова в ребяток превратились».

        - А теперь, ребята, давайте вспомним и нарисуем, в какие игры мы играли:

13. Упражнение «Рисуем на песке»

        Дети рисуют дорожку, по которой ползали, голубые струйки ручейка, листья (красные, желтые, зеленые), кружки (красные, синие, зеленые, желтые), зеленую травку.

14.  Прощание (ритуал выхода из сенсорной комнаты)

        - Вот и закончились все игры, которые приготовили для нас хранители волшебной комнаты. Ребята, давайте улыбнемся веселым гномикам и попрощаемся с ними: «До свидания!»

        Вспоминайте наших гномиков и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Тема. «Улитка»

Задачи:

  • Обогащать эмоциональный опыт детей.
  • Снимать психоэмоциональное напряжение.
  • Способствовать развитию зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.
  • Развивать коммуникативные навыки, внимание, умение работать в парах.
  • Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка.
  • Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук.
  • Формировать простые операции установления тождества и различия предметов по форме.

Материалы и оборудование: сундучок с игрушкой (улитка); «сухой душ»; пузырьковая колонна; деревянные геометрические фигуры (круги и квадраты); деревянный домик; сенсорные дорожки; тактильные дощечки; кубики и шарики для игры «чудесный мешочек»; сухой бассейн; конверты с деталями для собирания улитки (на каждого ребенка); рисунок улитки; аудиозапись: «Улитка» Е. Железновой, композиция «Волшебный ручей»; прибор направленного света; световой стол с песком.

Ход игрового сеанса

1. Приветствие (дети здороваются с хранителями волшебной комнаты - гномиками)

        Психолог: «Гномики приготовили для вас  сундучок, а что в нем вы должны отгадать».

Психолог читает загадку:

        Медленно ползёт в траве,

        Тащит ношу на спине:

        Дом тащить такая пытка,

        И зовут её. (Улитка)

Дети отгадывают загадку. Педагог достает из сундучка улитку, дети рассматривают её.

2. Пальчиковая гимнастика «Улитка»

        Улитка-улитка, Высуни рога, Дам тебе я пирога!

        (Дети ритмично разжимают и прячут два пальца в кулачок)

3. Упражнение «Домик»

        - Ребята, посмотрите, наш домик похож на улитку. (Дети рассматривают игровое оборудование «Улитка Саша», передвигают разноцветные детали круглой формы по прорезям в стенах домика, затем дети заползают в домик, берут конверт и выползают наружу.)

4. Упражнение «Собери улитку»

        Дети вынимают из конверта детали для конструирования. Педагог показывает детям образец, по которому каждый должен собрать улитку.

        -Из каких геометрических фигур мы собирали улитку? Какие предметы бывают круглыми, квадратными?

5. Игра: «Поймай солнечных зайчиков» (включается шар с проектором).

        Дети ловят разноцветных «зайчиков», называют их цвет.

6. Игра «Кто больше обнимет шариков»

        Дети считают шарики, называют их цвета.

7. Упражнение «Круги, квадраты»

        Часть детей сортирует геометрические фигуры (один отбирает из кучи круги, другой – квадраты). Другая часть детей выполняет упражнение «Чудесный мешочек». Затем дети меняются местами.

8. Упражнение «Чудесный мешочек»

        Дети на ощупь выбирают предметы определенной формы.

9. Пальчиковая игра под музыку Железновой «Улитка»

        В домике она сидит,

        Рожки высунув, молчит.

        Вот улиточка ползёт

        Потихонечку вперёд.

        На цветочек заползёт,

        Лепесточки погрызёт.

        Рожки в голову втянула,

        В домик спряталась, заснула.

        Одна из рук — «цветочек». Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

        Действия детей: одна рука - «улитка»  раскачивается из стороны в сторону. «Улитка» ползёт по руке от плеча к ладони. «Улитка» заползает на ладонь второй руки (цветочек). «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки (цветочка).
Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).Вторая рука (цветочек) закрывается, пряча «улитку» в «бутоне».

10. Упражнение «Сон улитки»

        Психолог: «Вы хотите узнать, что снится улитке?»

Дети подходят к столу с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:

        - Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней.

        - Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок) .

        - Подползла, понюхала – чудесный запах!

        - Дальше поползла… вдруг пошел дождь. Покажите, как он капает? (Рисуют капли подушечками пальцев.)

        - От дождя целый ручеек получился (пальцами рисуют волны) .

        - Решила улитка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко) .

        - Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте круглое яблоко (рисуют яблоко) .

        - Ой, какое вкусное яблоко! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала!

        - Прилегла на травку (рисуют пальцами травку) .

        - Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку.

Вот такой приснился сон улитке.

Психолог: « Улитка проснулась и решила немножко погулять».  

11. Упражнение «Скалолазы»

        Скалолаз – улитка ловкий,

        Ползет вверх и без страховки,

        Вниз ползет она быстрее,

        По яркой и цветной аллее.

        Дети указательным и средним пальцем изображают передвижение улитки вверх по разноцветной ленточке, затем вниз. (Упражнение выполняется сначала правой, затем левой рукой.)

12. Игра «Прогулка улитки»

        Улитка ползала по мягкой травке, по гладкому и твердому асфальту, по шершавой скамейке, по колючей поверхности забора.

        Дети гладят ладошками разные поверхности тактильных дощечек. Давайте мы все как улитка походим по мягкой, гладкой и твердой, по шершавой и колючей поверхности.  Ходьба по сенсорным дорожкам.

13. Упражнение «Отдых возле родника»

        - Мы пришли к лесному роднику. Улитка и мы устали путешествовать. Предлагаю отдохнуть.

        Дети садятся на мягкий диван возле пузырьковой колонны и наблюдают за движением пузырьков в нежно-голубой прозрачной воде. (Звучит аудиозапись «Волшебный ручей».)

        - Чудесный летний день! Чистое небо, теплое солнце. Ласковый ветерок обдувает ваше тело. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести охватывает лоб, щеки, шею, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно.

14. Ритуал окончания занятия.

        Вот и закончились все игры, которые приготовили для нас хранители волшебной комнаты. Ребята, давайте улыбнемся веселым гномикам и попрощаемся с ними: «До свидания!»

        Вспоминайте наших гномиков и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных и здоровьесберегающих те...

Возможности сенсорной комнаты в работе с детьми группы кратковременного пребывания.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. Значение сенсорного развития в р...

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

Использование средств сенсорной комнаты в работе с детьми логопатами

Сенсорная комната – это среда, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воз...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ....