Возможности сенсорной комнаты в работе с детьми группы кратковременного пребывания.
материал на тему

Сахабиева Лейсан Гумеровна

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно в этом возрасте с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

 В нашем детском саду с 2012г. функционирует группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Отличительной особенностью является проведение занятий в сенсорной комнате.

     Сенсорная комната в детском саду – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно в этом возрасте с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

 В нашем детском саду с 2012г. функционирует группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Отличительной особенностью является проведение занятий в сенсорной комнате.

     Сенсорная комната в детском саду – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
      Сенсорную комнату называют волшебной: здесь все журчит, переливается, мерцает.  В такой комнате дети забывают о своих страхах и тревогах, успокаиваются и как будто попадают в сказку. Причем не в простую, а в развивающую. Потому что, как считают специалисты, в этих волшебных комнатках дети не только отдыхают, но и... умнеют.
      Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.  Игрушки развивают моторику. Благотворное влияние происходит не только за счёт сенсорных элементов, но и благодаря специально подобранной цветовой гамме интерьера и музыке (звуки природы).

Её дизайн продуман таким образом, чтобы все предметы, находящиеся здесь, были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке: мягкая мебель, сенсорная тропа, разнообразные интерактивные приборы – вот то оборудование, которое помогает ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивные восприятие мира и общение с окружающими людьми.

Яркие светооптические и звуковые эффекты способствуют развитию зрительных и слуховых ощущений, привлекают и поддерживают внимание, развивают исследовательский интерес. В пузырьковой колонне из прозрачного пластика, заполненной водой, резвятся рыбки и пузырьки воздуха. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушным ни взрослых, ни детей.

Тактильную среду дополняют различные дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики.

По результатам наблюдений посещение комнаты особенно необходимо детям раннего возраста в период привыкания к новым для них условиям детского сада. Дети вместе с родителями посещают занятия в группе кратковременного пребывания.

Игры-занятия в сенсорной комнате построены по принципу ритмичного рисунка, когда путем повтора и «ритуалов» осознаются безопасность ситуации и возможность закрепления пройденного.

Задачи игр-занятий.

  • Стимулировать сенсорную и двигательную активность детей.

В сенсорной комнате эта активность особенная- основное внимание уделяется сенсорно-двигательным играм, именно они сочетают в себе возможности переживания движения и чувства осязания поверхности своего тела. С помощью таких игр ребенок отстаивает свои психологические границы, а это-важнейшее условие становления самосознания, формирования, предметной, познавательной, коммуникативной деятельности.

Сенсорно-двигательные игры включают в себя подражающие жесты и движения в кругу, повторы, ритмичные действия, в которых чередуются контрасты (быстро-медленно, высоко-низко и т.д.), игры с движениями касания, поглаживания, похлопывания.

Сенсорную активность детей стимулирует также взаимодействие с интерактивным оборудованием: дети любят кувыркаться в разноцветных шариках сухого бассейна, передвигаться по сенсорным дорожкам, проходить через звездный дождь.

  • Обогащать тактильные ощущения, развивать крупную и мелкую моторику.

От адекватной тактильной чувствительности зависит в дальнейшем формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению, что нужно для подготовки к школе.

Включение игровых сюрпризных моментов взаимодействия с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты активизирует детей, вносит элемент положительного эмоционального всплеска.

  • Развивать зрительную сосредоточенность как начальный этап развития внимательности и произвольности.

Дети активно взаимодействуют с оборудованием «волшебной» комнаты. Они с интересом рассматривают панно «Бесконечность», куда по сюжету игр  могут убегать сказочные персонажи, задерживают свое внимание, пытаясь их разглядеть. «Волшебные» нити можно брать в руки и «ловить» разноцветные огоньки. Пузырьковая колонна, которая иногда превращается в волшебное дерево, завораживает и притягивает внимание.

  • Стабилизировать эмоциональное состояние и развитие.

Специальное оборудование сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, поднимает настроение, создает ощущение праздника.

  • Учить релаксировать.

Релаксация начинается с момента прихода в «волшебную» комнату: дети охотно снимают обувь и играют здесь в носочках- это элемент раскрепощения, отдыха. Элементы обучения релаксации включены также в игровые моменты взаимодействия. Приглушается общее освещение, включаются приборы, имитирующие, например, звездопад (зеркальный шар), северное сияние (прибор динамичной заливки света). Дети и родители отдыхают, наблюдая за работой приборов, слушая спокойную релаксационную музыку.

 Необходимо отметить, что в работе с детьми раннего возраста интерактивные приборы, характерные для темной сенсорной комнаты, используется в комплексе с оборудованием и материалами светлой сенсорной комнаты. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном для совместного взаимодействия с различными дидактическими игрушками.

Необходимо помнить, что существуют противопоказания!

 Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются:    

- инфекционные заболевания;

- ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии;

- умеренная и тяжелая умственная отсталость;

- психоневрологические заболевание ( лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.