«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кирюшкина Наталья Сергеевна

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Кирюшкина Наталья Сергеевна

педагог – психолог МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 38 «Золотой улей»

г. Бугульма

Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

Применение сенсорной комнаты:

  • Психоневрологические нарушения;
  • Неврозы и неврозоподобные состояния;
  • Задержка психомоторного и речевого развития;
  • Аутизм, адаптационные расстройства;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • Развитие двигательных функций.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно:

Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы детей:

- психоэмоциональное развитие;

- снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

- развитие умение управлять своим телом, дыханием;

- развитие умение передавать свои ощущения в речи;

- тренировка стрессоустойчивости;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;

- развитие уверенности в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

- развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических и познавательных процессов дошкольников:

- развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

- развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), умственных способностей;

- развитие координации, в том числе зрительно – моторной.

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

- формирование пространственных представлений.

Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как:

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- дыхательные упражнения;

- психогимнастика;

- коммуникативные игры;

- релаксационные упражнения;

- наблюдения, беседы;

- элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

- ролевые игры, театрализации, драматизации;

- элементы психодраммы;

- песочная терапия;

- музыкотерапия со звуками природы и животных.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия имеют следующую структуру:

  • вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);
  • основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;
  • основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
  • завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).

Занятия проводятся в 2 этапа:

  • 1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.
  • 2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.

Длительность занятия – 20 – 25 минут.

Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии:

- Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;

- Ограниченное число детей;

- Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;

- Системность и структурированность занятий.

Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ОНР

Использование развивающих игрушек, дидактического материала, игрового оборудования сенсорной комнаты для преодоления нарушений у детей с ОНР в психических и поведенческих процессах....

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В рамках данной статьи рассматривается потенциал светлой сенсорной комнаты в педагогической деятельности с детьми раннего...

Использование средств сенсорной комнаты в работе с детьми логопатами

Сенсорная комната – это среда, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воз...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ....

Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.Цель метода сенсорной интеграции - научить ...