Конспект комплексного открытого занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта в возрасте 3 лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Михайлова Инна Александровна

В настоящее время  всё чаще в Домах ребёнка (ЦССВ) появляются дети,   имеющие сложную структуру дефекта. Понятие сложный дефект это сочетание двух или нескольких дефектов развития. Слияние дефектов и  дает особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха  и/или нарушениями зрения: глухие дети с серьезными нарушениями зрения,  слепоглухонемые. В  домах ребёнка (ЦССВ)  всё чаще встречаются дети с задержкой психического развития, сочетающиеся с дефектами слуха или зрения, а также глухотой и с соматическими пороками.

 Грамотно построенная работа в раннем возрасте    позволит этим детям развиваться, обучаться и социализироваться в этом мире.

Мною описано занятие с ребёнком с нарушение слуха и зрения, имеющим диагноз ДЦП  3-х лет 11 месяцев. Надеюсь, что  это кому-то пригодится!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_yozhik.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                             «Весёлый Ёжик».

Цель:   Формирование навыков ползания.  

Задачи:

Образовательные:

Развивать мелкую и крупную моторику.

Совершенствовать ранее освоенные движения (поднятие и повороты головы в разные стороны, переворачивание со спины на живот).

Укреплять мышцы спины и ног.

Коррекционные:                                                                                                             Способствовать активизации  двигательной  активности ребёнка.                     Побуждать к  активному лепету.                                                                               Повышать физическую и умственную работоспособность ребенка.                      Воспитательные:                                                                                         Способствовать  эмоциональному  контакту с малышом.                                       Вызывать положительные эмоции.                                                                     Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения при выполнении движений.                                                                                                          Оборудование:                                                                                                                Малые массажные мячи-1 шт.; пластмассовая игрушка – ёжик, массажный валик-1 шт., детский крем, стол, пелёнка-2 шт, аудиозаписи песен: «Весёлый ёжик».                                                                                                           Педагогический инструментарий:                                                                     Потешки, эмоциональная интонация взрослого, похвала.                                            Ход занятия:                                                                                                      1.Мотивация (сюрпризный момент-звон колокольчика).                              Воспитатель, держа ребёнка на руках, проходит с ним в комнату ЛФК, приговаривая:  «Сегодня мы с тобой Танюша пойдём в гости к ежу, ты не слышишь  песенку? Кто же это поёт, наверное, ёж!».

Звучит аудиозапись песни «Весёлый Ёжик».

Жил на свете Ёжик, фыркал он на всех
А на вид был строже чем медведь сосед
Фыркал на лисицу, фыркал на луну
Фыркать ли годиться на свою жену?

Ёжик, ёжик. Чик-чик-чик-чик!
Ты ключий! Фыр-фыр-фыр-фыр!
И конечно. Чик-чик-чик-чик!
Веселючий! Фыр-фыр-фыр-фыр!
Но с иго, но с иголками всегда ха ха ха
От макушки до хвоста!

Воспитатель аккуратно выкладывает  девочку на стол, устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком (касаясь рук ребёнка, устанавливает  контакт  через тактильные ощущения поглаживанием). 

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к нашему ёжику. Видишь, ёжик умеет петь, и мы давай с тобой  покажем, что у нас умеет Таня!

Воспитатель снимает напряжение с мышц ног при помощи элемента массажа – поглаживание.

Комплекс упражнений для мышц нижних и верхних конечностей.

Упражнения с пластмассовым ёжиком для укрепления мелкой моторики.

Упражнение №1. Обе ноги прижимаются к животу: «Наши ножки мы сгибаем ,от кого то убегаем»

Упражнение №2. Прижатие одной ноги попеременно.  «Пам -парам ,пам -парам, едем в гости  мы к ежам».

Упражнение №3. «Велосипед»  под потешку:

«Мы шагали, мы шагали, и немного мы устали»

Упражнение №4. «Где фыркает  ёж?»

Взрослый перекладывает издающую звук игрушку сначала в правый бок, а потом в левый, мотивируя ребёнка самостоятельно перевернуться. (если ребёнок самостоятельно не переворачивается, то взрослый ему помогает)

И.П. Ребёнок лежит на спине. Взрослый сгибает его ногу в тазобедренном и коленном суставах и заводит её за другую ногу. Вытягивая правую руку вверх.

Воспитатель: какая Таня молодец! Смогла повернуться в сторону пищащего ежа!(использование похвалы).

Воспитатель: А давай догоним ёжика!

1.Сгибание и разгибание рук.

И.П. Взрослый берёт руки ребёнка и сначала разводит руки в стороны, затем обхват грудной клетки, в стороны, поднятие рук вверх- вниз через стороны, сгибание и разгибание рук в локтевом суставе.

Воспитатель: «Раз, два, где у ёжика трава?»

2.Поднимание головы.

И.П. Ребёнок лежит на спине. Взрослый фиксирует плечи ребёнка своими предплечьями  и  располагает кисти под головой малыша. В результате ребёнок поднимает голову.

Воспитатель: «Давай, Танюша,  попробуем «посмотреть» , где спрятался ёж».

( Резиновая игрушка может находиться на животе ребёнка).

Упражнения для стимуляции ползания на животе.

1.И.П.-ребёнок лежит на животе. Взрослый попеременно сгибает и разгибает ноги ребёнка, разводя их в стороны.

Воспитатель: «Вот догоним мы тебя, ёжик наш  колючий! Догоню, догоню, догоню».

Воспитатель: «Раз за ёжиком нам не угнаться, мы попробуем до него дотянуться!»

И.П.-ребёнок лежит на животе, взрослый попеременно выполняет скользящие движения руками ребёнка, при этом мотивируя движения пищащим ёжиком.

Воспитатель: Берёт на руки ребёнка, поглаживает его, и производит совместную игру с ребёнком игрушкой под фонограмму песни «Весёлый Ёжик», проигрывая слова песни, проговаривая слова песенки, побуждая это делать Таню.

Ёжик, ёжик. Чик-чик-чик-чик!
Ты ключий! Фыр-фыр-фыр-фыр!
И конечно. Чик-чик-чик-чик!
Веселючий! Фыр-фыр-фыр-фыр!
Но с иго, но с иголками всегда ха ха ха
От макушки до хвоста!

Воспитатель: Теперь мы, Танечка, пойдем с тобой отдыхать.

Используемая литература:

1.Развитие и воспитание детей в домах ребёнка: учебное пособие для системы послевуз. проф. образования врачей педиатров; под ред. В.А. Доскина и З.С. Макаровой.

2.Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет.

3.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития.Первый год жизни ребёнка.4

4.Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Конспект занятия с детьми со сложной структурой дефекта на тему: «Шарики, большой и маленький»

Коспект занятия для работы с детьми со сложной структурой дефекта....

Подгрупповые логопедические занятия с детьми со сложной структурой дефекта. Приёмы работы.

Для того чтобы логопедическая коррекция осуществлялась наиболее эффективно, необходимо понимать структуру речевого дефекта ребёнка. Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симпто...

Индивидуальное занятие с ребёнком со сложной структурой дефекта

Нетрадиционное рисование на тему "Озорные ладошки"...

№2 Конспект открытого индивидуального дефектологического занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: Осенняя прогулкаЦель: закрепить знания ребёнка об осени: её признаках, осенней одежде.Задачи:Образовательные:Закрепить умение различать предметы по цвету.Закрепить понятия «большой-ма...

№1 Конспект открытого индивидуального занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: «Развиваем восприятие цвета. Различение и выделение красного и жёлтого цветов»Цель: учить ребёнка различать красный и жёлтый цвет, выделять их по соответствию и по слову.Задачи:Образ...