Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Великанова Юлия Юрьевна

Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого орга­низма, которая несет на себе колоссаль­ную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть ин­формации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно замет­ны в детском возрасте, когда юный ор­ганизм еще недостаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе и на состоянии зрительной систе­мы. К сожалению, факторов, ухудшаю­щих зрение, — великое множество, на­чиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере.

Если зрение нарушено, то не форми­руется или нарушается уже сформиро­ванная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. В связи с этим, очень важно как можно раньше установить нарушение зрительной системы для того, чтобы начать необходимую коррекционную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения.

        

        

Содержание.     

       Введение…………………………………………………………………………. 3 стр.

Причины нарушения зрения………………………………………………….……4 стр.

Психолого-педагогическая характеристика  детей с нарушением зрения раннего возраста……………………………………………………………………………….6 стр.

      Методы диагностики нарушений зрения у детей раннего возраста………………7 стр.

Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………………9 стр.

Введение.

Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого организма, которая несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметны в детском возрасте, когда юный организм еще недостаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, — великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере.

Если зрение нарушено, то не формируется или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно отставать в развитии вследствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

  1. Причины нарушения зрения.

      Все причины нарушения функции глаз можно разделить на:  наследственные (передающиеся по наследству), врождённые  (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой  вследствие ускоренного роста глаза.
        Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия  др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

           В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный — период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким, как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома

Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть зрачок не черный, а серый). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приведет к существенной задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и «оттягивать» хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика.

Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании — ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы — пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом — подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру так называемым диафаноскопом (прибором, похожим на фонарь) — по месту тени от опухоли, и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал аппликаторов разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, чтобы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при осмотре новорожденного, относятся:

—             нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкое зрение (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми»). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;

                  птоз (опущение) верхнего века — недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.). Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормального функционирования глаз необходимо проводить специальные тренировки.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и другой подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного» глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4—5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Таким образом, необходим контроль с первых дней жизни. Родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительной функции.

  1. Психолого-педагогическая характеристика  детей с нарушением зрения раннего возраста.

       Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.

       Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии. Первичный дефект- нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. Зрительное
восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы.
Последствиями слепоты являются:
ограниченность двигательной сферы;
неполнота содержания социального опыта;
своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции;
повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др.
Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.
Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе (вербализм) - недостаточная предметная соотнесенность слов.
Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и другие. 
        Для
детей с нарушением зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

  1. Методы диагностики нарушений зрения у детей раннего возраста.

     Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Объективными методами исследования зрительной системы являются:

  1. Электрофизиологические методы:

- электроретинограмма (ЭРГ);

- корковые зрительные вызванные потенциалы (ЗВП).

Эти методы дают возможность оценить состояние сетчатки, проводящих путей и корковых зрительных функций, что позволяет вместе с клиническими проявлениями установить диагноз, судить о динамике процесса, результате лечения, а также прогнозировать течение заболевания.

ЭРГ характеризует функциональное состояние нервных элементов сетчатки глаза, т.е. его периферического отдела. Но т.к. для детей раннего возраста ЭРГ проводится под наркозом, то использование этого метода в офтальмологии ограниченно.

Метод ЗВП основан на записи биопотенциалов головного мозга, зарегистрированных через покровы черепа с помощью специальных электродов. Это безболезненная и абсолютно безвредная процедура для ребенка. При регистрации ЗВП в качестве стимулов используют вспышки света и черно-белые шахматные поля с различным размером составляющих их ячеек.

  1. Методы оценки остроты зрения.

Острота зрения – базовая зрительная функция, которая лежит в основе  зрительного восприятия ребенка.

У детей раннего возраста оценить остроту зрения можно с помощью объективных методов – по поведенческим реакциям ребенка и ЗВП.  Среди объективных методов оценки по поведенческим реакциям выделяю метод зрительного предпочтения. Несколько позже появились его модификации: метод вынужденного выбора и оперантного предпочтения. Метод зрительного предпочтения состоит в анализе длительности зрительной фиксации взгляда ребенка при предъявлении одновременно двух карт: решетки и равного по освещенности однородного поля. Этот метод основан на врожденной способности ребенка оказывать предпочтение структурированному объекту. Учитывая фиксацию взгляда  и движения головы ребенка, исследователь может сделать вывод о том, различает ли ребенок предъявляемую ему решетку или нет.

Метод вынужденного выбора заключается в том, что младенцу предъявляется на экране два стимула (гомогенное и структурированное полотно) справа и слева от фиксационной точки. Во время каждого исследования наблюдатель находится за экраном и не знает позиции стимула. Он следит за положением глаз и головы младенца через отверстие, расположенное ниже фиксационной точки. Заключение основывается на следующих показателях: на начале и длительности фиксации, движении головы и выражении лица ребенка. Внимание ребенка поддерживается постукиванием наблюдателя по центру экрана или показом слайдов между предъявлениями стимулов. Оптимальный возраст для использования этого метода 1-6 мес., когда ребенок охотно следит за структурированными стимулами. Некоторые дети остаются чувствительными к тесту до 9 или 12 месяцев.

У детей более старшего возраста используется техника оперантного предпочтения. Его отличие от предыдущего метода состоит в том, что для поддержания внимания и зрительного поведения детей применяются «подкрепляющие стимулы» (игрушки). Ребенку показывают игрушку только  в том случае, если он опознает предъявляемый объект. Эти методы обладают высокой точностью у детей раннего возраста и могут быть использованы для оценки не только остроты зрения, но и контрастной чувствительности и цветового зрения. Существенным недостатком этих методов является длительность исследования, которое занимает 1-1,5 часа.

У детей с патологией зрительного анализатора острота зрения имеет низкие значения, что существенно снижает количество зрительной информации, поступающей в корковые зрительные центры, и приводит к вторичным изменениям, усугубляющих  первичный зрительный дефект.  Все это отрицательно сказывается на психическом и двигательном развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения. С целью предупреждения отставания в когнетивном и двигательном развитии ребенка необходима ранняя,  с первых дней жизни, психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития детей с нарушением зрения.

  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с нарушением зрения .

В младенческом возрасте ведущей деятельностью является эмоциональное непосредственное общение со взрослым. Коррекционная работа должна основываться на полисенсорном характере восприятии ребенка, его реакциях на комплексные раздражители, на создании связи между сохранившимися анализаторами: слуховым, двигательном, тактильным и др. При этом необходимо активизировать такие психические образования, которые меньше всего страдают от недостатка зрения и находятся в сензитивном периоде своего развития.  Для решения этой проблемы необходимы совместные усилия врачей, педагогов, психологов и родителей, которые позволят предотвратить отрицательное влияние превичного дефекта на дальнейшее развитие и улучшить социальную адаптацию ребенка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, включает в себя несколько этапов.

1-ый этап – оценка развития основных психических сфер ребенка (когнетивной, сенсорной, двигательной, коммуникативной, социальной, речевой, навыков самообслуживания).

При проведении скринингового обследования необходимо учитывать ряд важных факторов:  степень выраженности зрительного дефекта, недоношенность, количество офтальмологических операций, время проведенное в больнице и д.

2-ой этап – по результатам скринингового обследование намечается стратегия работы и разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка.

3-ий этап – проведение коррекционных мероприятий и включение вэтот процесс родителей. Предполагается целый комплекс мероприятий: оказание психотерапветической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетенции родителей, помощь в создании сенсорной и предметной среды, консультировние по вопросам взаимодействия с ребенком, привелечения внимания матери к сигналам ребенка, обучение матери методам наблюдения за психическим развитием ребенк и др.

4-ый этап -  оценка успешности проведенных мероприятий и определение дальнейшей тактики коррекционной работы.

Направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

  1. Социально-эмоциональное развитие.

В младенческом возрасте огромное значение для благополучного психического и физического развития имеет непосредственное эмоциональное развитие ребенка и матери.  Показателем нормального эмоционального развития является постепенное формирование привязанности к взрослому. Развитие привязанности зависит от способности малыша с нарушением зрения идентифицировать мать на основе слуховых, тактильных и других ощущений. Другой важный момент, влияющий на ход эмоционального развитие – способность матери адекватно интерпретировать поведение ребенка во время взаимодействия.

Первым актом общения ребенка, свидетельствующим о выделении родного  взрослого, является комплекс оживления. Для активизации развития комплекса оживления необходимо использовать тактильный и эмоционально окрашенный речевой компоненты одновременно: чаще прикасаться к ребенку, использовать выразительные средства своего голоса. Давать ребенку возможность ощупывать лица родителей во время взаимодействия сним. Постепенно малыш с нарушением зрения научиться различать маму и чужих людей по запаху, исходящем от человека, голосу. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, т.к. обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком. Постепенно при взаимодействии с взрослым у ребенка будут проявляться улыбка, смех, различные голосовые реакции.

  1. Сенсорное развитие.

Для  развития зрительных реакций необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного сосредоточения, а при остаточном зрении – фиксации и прослеживании предмета. Чтобы в первые недели жизни привлечь внимание ребенка с нарушением зрения, необходимо использовать достаточно яркие предметы. Эти занятия необходимо начинать как можно раньше, т.к. зрительная система в этот период наиболее чувствительна к внешним воздействия. Для привлечения внимания ребенка со значительным снижением зрения необходимо сочетание контраста и движения. Если этого не достаточно, нужно привлечь внимание ребенка звуком (голосом, погремушкой). Для развития зрительного сосредоточения и прослеживания зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном оптимальном для него расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции немного увеличив расстояние от глаз ребенка. Зрительные реакции необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого.

Для того, чтобы привлечь внимание к лицу взрослого, специалисты советуют родителям подкрашивать его, выделяя брови, глаза, губы.

Коррекционная работа должна быть направлена на формирование  мотивации к восприятию зрительного стимула, способности его обнаруживать, выделять из общего фона и различать. Для этого ребенку необходимо предоставлять такие стимулы, которые он может увидеть (контрастные, яркие).

Для развития слухового восприятия необходимо с первых дней жизни сосредотачивать его на звуковых раздражителях разной громкости и частоты звучания. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука, можно использовать тактильное  подкрепление (поцелуй, поглаживание). Необходимо прослушивать разную музыку, держать ребенка на руках и пританцовывать в такт музыке. Приблизительно с 6 мес. можно начинать учить ребенка находить рукой источник звука. Для этого следует многократно протягивать руку ребенка к источнику звука в совместном движении с взрослым.

  1. Развитие тактильного восприятия.

Для  стимуляции тактильных ощущений необходимо разнообразить для  манипуляции предметы по материалу, текстуре,  весу. Для развития тактильных ощущений ребенка необходимо использовать все поверхности предметов и мебели, находящихся в доме (деревянные, стеклянные, кожаные и др.).

  1. Двигательное развитие.

Ребенок с нарушением зрения, как правило, отличается меньшей подвижностью. Для того, чтобы обеспечить свободное движение, необходимо с первых дней жизни одевать ребенка в ползунки и свободную распашонку. Для развития вестибулярного аппарата малыша необходимо чаще брать на руки и передвигаться с ним.

Для формирования нормального телосложения ребенка необходимо с ним делать гимнастику. В процессе занятий гимнастикой формируются правильные двигательные стереотипы. Купание в большой ванне также способствует развитию движений малыша.

Необходимо чаще менять положение ребенка в кроватке: на спине, животе, на боку. Необходимо стимулировать поднимать голову малыша в положении лежа на животе. С 3 до 6 мес. необходимо учить ребенка перемещаться из одного положения в другое (со спины на живот, на бок). Для того, чтобы подготовить ребенка к ползанию, необходимо стимулировать его передвижение вперед (погремев погремушкой) и одновременно дать опору его ногам, при этом подталкивая вперед. С 3 до 6 мес. необходимо уделять внимание на формирование таких координаций, как рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-колено, рука-ступня. Для этого необходимо выполнять взрослому совместные действия с ребенком. Для формирования самостоятельности  сидеть, перемещения из положения лежа на животе на четвереньки, ползания необходимо многократно выполнять соответствующие движения взрослому совместно с ребенком . В возрасте 10-11 мес. если ребенок умеет стоять и перемещаться за опору, необходимо его учить перемещаться  по комнате. Можно дать ребенку в руку игрушку, чтобы он  за нее держался и перемещался, можно стимулировать ребенка идти на голос взрослого.

  1. Первые вокализии и речевое развитие.

В период от 1 до 6 мес. в развитии вокализаций ребенок переходит от произнесения отдельных звуков в певческому гулению, а затем к произношению слогов В этот период необходимо поддерживать все вокализации ребенка, повторяя их за ним во время эмоционального общения. Для активизации перекличек с малышом необходимо произносить отдельные гласные звуки и их сочетании с интонацией, пропевно, постепенно водить сочетание гласных и согласных таким же образом. Во время стимуляции перекличек важно делать паузу, чтобы ребенок включался во взаимодействие. В период с 6 до 12мес. появившиеся в арсенале ребенка слоги, так же необходимо включать в переклички.  Следует особое внимание уделять обучению лепетным словам и звукоподражанию. Обучение первым словам должно происходить в простых  совместных с взрослым предметных действиях. Нужно обязательно соотносить слово с совершаемым ребенком действием  (на, дай ) и с предметом, с которым он действует.

Для полноценного развития ребенка с нарушением зрения важно чтобы у него была возможность наблюдать и понимать предметно-практические действия взрослых и слышать их речевые пояснения. Словесное обозначение выделенных признаков будет способствовать обогащению смысловой стороны речи и ее предметной соотнесенности.  Только в этих условиях преодолевается вербализм, часто возникающий у детей с нарушением зрения. При направленном воспитании у ребенка на втором году жизни формируется фразовая речь. Для правильного произношения важно развитие фонематического слуха, для этого ребенок должен слышать грамотную и четкую речью.

  1. Развитие навыков самообслуживания.

Как только малыш научиться хорошо удерживать предметы в руке, можно ему в руку вкладывать ложку во время прикармливания. Пусть он стучит ей по столу или тарелке – это первый этап овладения ложкой. В результате он привыкнет к тому, что ложка сопровождает процесс еды.  Второй этап овладения ложкой – когда ребенок голоден, нужно дать ему ложку в руку и помочь ее поднести ко рту.  Со временем нужно постепенно увеличивать количество «совместных  ложек». Важно правильно держать ребенка на руках во время кормления. Ребенок должен сидеть на коленях у взрослого, прислоняясь спиной к его груди. Тарелка при этом стоит на столе перед ребенком. Это положение позволяет выработать у ребенка правильный стереотип движения руки, когда он ест с помощью ложки. Третий этап овладения ложкой – когда ребенок сможет хотя бы раз опустить ложку в тарелку и потом поднести ее  ко рту самостоятельно, нужно будет уделить особое внимание наполнению ложки. Это движение достаточно сложно для ребенка и поэтому его нужно производить совместно. Обучая ребенка пользоваться ложкой, нужно сопровождать все совершаемый действия речью.

        Приблизительно с 6 мес. необходимо давать ребенку пить из чашки, она должна быть легкой и небольшая. На первом этапе в ней не должно быть много питья – приблизительно на полглотка.  Руки ребенка обхватить и совместным движением помочь ребенку выпить содержимое чашки. Постепенно взрослому нужно уменьшать свое усилие по поддержанию чашки и ее содержимое можно увеличить.

Процесс питания следует начинать с формирования у детей  строгого алгоритма действий: сначала мытье рук перед едой, надевание нагрудничка или салфетки, раскладывание на столе салфеток, контроль чистоты стола.

Следует учить слепых детей использовать обоняние и осязание для воспитания аккуратности и чувства удовольствия от вымытых рук и лица. Так они начинают понимать как приятно пахнут чистые руки, коже становится чистой и скрипит. Таким образом начинает формироваться один из путей познания самого себя и окружающего мира.

Перед началом обучения ребенка  раздеванию и одеванию необходимо продумать место для хранения его одежды. Одежда должна находиться в доступном месте, чтобы он имел возможность легко ее находить и обследовать. В возрасте около 11-14 мес. ребенок может принимать участие в раздевании или одевании . Ребенок совершает действия, помогающие взрослому одевать или раздевать его. При обучении навыкам одевании ребенка взрослый должен быть внимателен к тому, что ребенок уже может делать сам, и стараться не делать это действия за него. Весь процесс обучения одеванию обязательно должен сопровождать речью.

  1. Особенности организации предметно-развивающей среды для воспитания детей с нарушением зрения.

Важнейшим принципом организации предметно-развивающей среды является ее превентивная (предохранительная) направленность, задача которой – предупреждение появления вторичных отклонений.

Для детей с нарушением зрения необходимо обеспечить возможность воспринимать предметы с помощью сохранных анализаторов. При создании игрового поля важно использовать резонирующие поверхности, которые позволят детям научиться выделять, дифференцировать  и локализовать звуки в пространстве. Звуковыми отражателями могут пластмассовый таз, металлический круг , доски. Эти отражатели должны быть расположены на различной высоте вокруг ребенка. Это поможет ему научиться выделять звук и его направление. При этом важно знакомить с самим предметом, издающим этот звук.

Для развития предметных действий необходимо обеспечить широкое поле взаимодействие ребенка с игрушками. Следует обучать его сортировать, подбирать предметы по сходным и отличительным признакам. Все это будет способствовать овладению разными предметными действиями.

       Узнавание предметов на слух и на ощупь  позволяет ребенку  успешно запоминать их характерные признаки, а затем свободно находить их и играть с ними. Необходимо учитывать зону актуального развития ребенка, предлагая занятия с материалом, который позволит успешно действовать с ним. Например, ребенок научился стучать молоточком, можно предложить ему барабан или металлофон, с помощью которых он может реализовать уже известный принцип действия. Так с учетом прошлого опыта постепенно расширяется  поле деятельности ребенка и увеличивается количество объектов и действий с ними.

Библиографический список.

  1. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция  развития. Под общ. ред. Ю.А. Разенковой., 2012г. – 216с.
  2.   Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина, М. 1999

3 . Тифлопедагогика Коваленко Б. И., Коваленко Б. П. – М., 2002. – 430 с
4.  Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Плаксина Л. И.  – М., 2005. – 342 с.
5. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. Л.И.Фильчикова, М.Э.Бернадская, О.В.Парамей, М.2004, 191с.

6. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Л.А.Дружинина,М., 2006, 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Мы смотрим вперед!»

В статье рассматривается важность взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ...