Адаптированная программа "Мы уже большие"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

предназначена для детей от 2 до 4 лет (детско-родительская группа инклюзивной направленности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_my_uzhe_bolshie.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа «Мы уже большие!»

 детско-родительской группы инклюзивной направленности

для детей от 2 до 4 лет

Срок реализации программы: 2 блока по 4 месяца

Москва 2014

Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 года).

Программа основана на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2013г.      

           Ранний и младший дошкольный возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее физическое, психическое, социально-эмоциональное, личностное развитие человека.  Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малыша. Диагностическим признаком возможных отклонений может служить как задержка речевого развития, так и недостаточность эмоциональной сферы.

       К сожалению, несмотря на то, что в настоящее время у большинства детей раннее детство происходит  в семье, наблюдается недостаточное осознание важности этого периода жизни человека. Безусловно, семейное воспитание является наиболее оптимальным для маленького ребенка, поскольку должно гарантировать нормальное психическое развитие и положительное эмоциональное самочувствие. Однако, и у родителей, и у медиков, и у педагогов дошкольных образовательных учреждений часто сохраняются представления о раннем возрасте, как о периоде становления физических и физиологических функций. В результате родители уделяют большое внимание гигиеническим процедурам (купание, прогулки, кормление) и предоставляют малышу множество игрушек. Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша, следствием является и задержка речевого развития. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности двухлетних малышей и не учитываются их возрастные особенности: детей начинают учить читать, писать, обучать иностранным языкам, компьютерной грамоте и т.д. Тем самым, развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками.  

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны - нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования, поскольку эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление, речь и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность.

Нередко под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений,  неблагоприятный психологический климат, недостаточная родительская компетентность  и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза. В связи с этим перед педагогами и родителями встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, понимать чувства других людей, то есть стать социально-эмоционально компетентными. 

Таким образом, возникает необходимость в создании образовательных программ, позволяющих сочетать общественное и семейное воспитание и всестороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста.  Исходными теоретическими позициями данной программы является концепция о развитии общения ребенка М.И. Лисиной, теория ведущей деятельности Л.С.Выготского, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;  основой для планирования содержания занятий служила система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Закревской О.В., система логопедической работы с детьми раннего возраста, разработанная Архиповой Е.Ф.[13] практические пособия для логопедов Янушко Е.А.[8], программы  воспитания и развития детей раннего возраста  «Кроха»[1], «Первые шаги»[3], психолого-педагогические программы «Дитятко» и «Счастливый малыш», разработанные Е.В.Ларечиной [17], методические  разработки занятий Зарубиной Ю.Г., Константиновой И.С., Бондарь Т.А., Поповой М.Г. «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ» [18], Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» [19], Петровой В.А. «Музыкальные занятия с малышами» [20] и др.

      Данная программа создавалась для того, чтобы регулярные занятия в детско-родительской группе помогали взрослым занять более активную позицию по отношению к ребенку первых лет жизни. В процессе совместных занятий со своими детьми взрослые повышают свою родительскую компетентность по вопросам раннего развития ребенка, получают эмоциональную удовлетворенность от общения со своим малышом. В свою очередь,   у маленьких детей возникает и формируется опыт первых отношений со сверстниками.

В общении не только со взрослыми, но и с равными по возрасту партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других детей, педагогов, понимать  и стремиться быть понятым, то есть возникает потребность в общении посредством речи.                                                   Использование элементов авторской методики Е. Железновой «Музыка с мамой»[16] позволяет проводить занятия в игровой форме, создавать положительный эмоциональный фон, учить координировать движения и речь, способствует формированию формирует ритмической организации речевого потока. Использование сказки также способствует созданию предпосылок для своевременного развития эмоциональной сферы ребенка, коммуникативных навыков, развитию и формированию эмпатии, освоению социальных ролей.

Цель программы – всестороннее развитие и социализация детей раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, на основе современных методов организации игровой деятельности, адаптация детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение; развитие коммуникативно-адаптивных возможностей детей, получение каждым ребенком опыта взаимодействия, развитие эмоциональной сферы, формирование доверительных отношений между участниками занятия, снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:  

- формирование у детей и их родителей, соответствующих возрасту, способов и средств общения;

 - расширение кругозора, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;

- ознакомление детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, страхом, стыдом и т.п.;

 - освоение умения  распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.);

 - расширение пассивного словаря и формирование активного высказывания детей;

 - развитие движений рук и мелкой моторики пальцев;

 - формирование активной речи ребенка;

 - установление взаимопонимания и сотрудничества между родителями и детьми;

- развитие коммуникативно-адаптивных возможностей;

- снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- художественно-эстетическое развитие;

            - обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком

Программа «Мы уже большие!» строится на следующих основных дидактических принципах:

- принцип деятельности: ведущий вид деятельности раннего возраста — предметно-практическая, поэтому содержание программы построено на включении детей в совместные со взрослым и самостоятельные действия, вовлечении в различные игры, способствующие развитию эмоциональной сферы, познавательной активности,  формированию социальных навыков, стимулирующие активное высказывание, совершенствующие мелкую и крупную моторику.

- принцип опоры на игровые методы: игра является универсальным методом обучения маленьких детей. Игра, основанная на свободном взаимодействии педагога и родителей с детьми, а также самих малышей друг с другом, позволяет ребенка наиболее полно реализовать себя.

- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми: педагогу необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации малыша по отношению к занятиям. Доброжелательность и эмоциональная выразительность педагога и родителей, внимание к настроению ребенка — главные моменты при взаимодействии с малышом. Важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать  к новым попыткам говорить, что в свою очередь способствует процессу социализации ребенка.

- принцип интеграции программного содержания: сочетание и взаимопроникновение разных видов детской деятельности. Занятия по данной программе носят комплексный характер, поэтому на занятиях рекомендуется осуществлять разные виды деятельности: играть, рисовать, танцевать, лепить, слушать сказки, конструировать и т.д. В связи с этим предполагается гибкое планирование занятий.

- принцип преемственности: этот принцип заложен в современной «Концепции непрерывного образования» и предполагает преемственность обучения детей на разных возрастных этапах, а также согласованность в подходах к развитию ребенка в образовательных учреждениях и семье.

        Поскольку работа в данной детско-родительской группе несет инклюзивную направленность, контингент группы могут составлять дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами дизонтогенеза. Каждая категория детей с ОВЗ имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при определении направлений коррекционно-развивающей работы в интеграционном пространстве.

     

   Введение инклюзивной формы обучения и воспитания рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде.

   Совместная деятельность в детско-родительской группе должна быть направлена  не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания между педагогами, родителями и всеми детьми.

  Основные образовательные области, которые выделяются в соответствии с  Федеральными Государственными  образовательными стандартами ДО:

-​ социально-коммуникативное развитие;

-​ познавательное развитие;

- речевое развитие;

-​ художественно-эстетическое развитие.

-​ физическое развитие;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, нравственное воспитание, развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

Развитие игровой деятельности детей

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Художественная литература

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие детского творчества

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. При реализации задач данной образовательной области как у детей с ОВЗ, так и у нормативно развивающихся сверстников формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

 

- Развитие игровой деятельности

- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Сенсорное развитие: развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового.

 Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета (составление аппликационного изображения предмета), развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма (рисование, работа с мелкими предметами — фасоль, крупа, мозаика и тд.), развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Дидактические игры:обогащение в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей, развитие аналитических способностей, развитие внимания и памяти, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных различий, мелкой моторики руки.

Формирование элементарных математических представлений: обучение умению сопоставлять, сравнивать предметы по сенсорным признакам (величина, форма, цвет,вкус и т.д), усвоение понятия «один-много», «больше-меньше» и т.д. При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с природой: знакомство с предметами ближайшего окружения, их назначением, формирование умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, знакомство детей с доступными явлениями природы, узнавание на картинке некоторых домашних и диких животных, различение по внешнему виду овощей  и фруктов и т.п.

3. Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога.

Направления работы по развитию речи:

- Формирование плавного сильного длительного ротового выдоха

-Развитие слухового восприятия ( игры для развития физического и речевого слуха).    

- Развитие речевого слуха

-Развитие словаря

      - Формирование речевого подражания

      - Грамматический строй речи

- Связная речь

- Художественная литература

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

   Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности

Направления работы:

- Приобщение к искусству

- Изобразительная деятельность

- Музыкально-художественная деятельность

5 .Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель—  формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.  Ранний дошкольный возраст является сензитивным для формирования этих умений и навыков. Кроме того, доказано нейропсихологами и физиологами, что импульсы, идущие от пальцев рук, положительно влияют на формирование речевых зон коры головного мозга. Таким образом, упражнения, направленные на развитие ручной моторики, помогают ребенку заговорить, улучшают качество речи, подготавливают руку к письму.

 На начальных этапах используются игры, направленные на развитие крупной моторики, а также на координированное сочетание речи и движения. Постепенно переходим к более дифференцированным и тонким движениям.

 Направления работы:

         - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

            - Физическая культура.

            - Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

            - Воспитание культурно-гигиенических навыков.

           

Организация предметно-развивающей среды

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;

• вариативность;

• информативность.      

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого

учитывать их при взаимодействии.

     Срок реализации программы: 8,5 месяца, 66 часов

    Форма проведения: фронтальные занятия в детско-родительской группе, наполняемость группы 8-10 пар.

     Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие и музыкальные фрагменты занятия.

  Непременным условием успешной организации занятий на первых этапах является налаживание эмоционального контакта с ребенком. Игра обязательно имеет речевое сопровождение (диалог с игрушкой, народные потешки, стихотворения, песенки с движениями). Кроме того, педагог привлекает к игре маму малыша, она становится активным участником игр, а не только сторонним наблюдателем. Игры на установление контакта с малышом используются не только на начальных этапах работы детско-родительской группы, но и дальнейших занятиях как часть ритуала начала каждого занятия.

     Занятия носят интегрированный характер: одновременно в группе работают два специалиста: учитель-логопед и педагог-психолог или социальный педагог .  Кроме того, для оказания помощи детям с ОВЗ в группе в случае необходимости принимает участие педагог сопровождения (педагог-психолог). Во время работы одного специалиста 2-й ведущий группы осуществляет деятельность, направленную на формирование взаимодействия мамы и ребенка, на развитие пространственных и временных представлений у ребенка, на закрепление речевого материала, усвоенного на занятии, и т.д.

     В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми.

    Консультация родителей включает в себя устное проговаривание тех трудностей, с которыми столкнулись взрослые при выполнении упражнений в контексте детско-родительских отношений. Так же в процессе консультаций необходимо отражать динамику развития детей и специфику индивидуального домашнего задания для каждой детско-родительской пары. В ходе консультации родители могут задать специалистам вопросы,  получить информационную и психологическую поддержку.

    Праздники, экскурсии, конкурсы, выставки — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего Центра.

      Режим занятий: 2 раза в неделю, длительность - 60 минут

Структура занятия

Основные части занятия

Продолжительность занятия

Содержание

I. Развитие речи.

Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

10 мин

- приветствие (1 мин)

- логоритмическая часть

- развитие слухового внимания

-элементы дыхательной гимнастики

- коммуникативные игры

- игры с речевым сопровождением (хороводы, ладушки и др.);

- пальчиковые и массажные игры;

II.Игры, направленные на эмоциональное развитие, адаптационные игры в кругу

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

10 мин

-знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, страхом, стыдом и т.п.

- игры с использованием игрушек и предметов;

- малоподвижные игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

-телесно-ориентированные игры

III.Продуктивная деятельность

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие»

10 мин

- развитие графических навыков,

-элементы лепки, рисования, конструирования

IV.Игры, направленные на сенсомоторное развитие

Образовательные области «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

10 мин

- развитие общего подражания

- развитие крупной и мелкой моторики

- развитие восприятия (размер, форма, цвет, количество и т.д.)

V. Сказка (интеграция полученных навыков, развитие игровой деятельности)

10 мин

- инсценировка доступных восприятию сказочных историй, постепенное вовлечение детей к ролевому участию в инсценировке

-формирование и развитие навыков культуры общения;

VI. Прощание

3мин

- завершающая игра в кругу

VII. Консультация для родителей по итогам занятия

7 мин

- беседа, ответы на интересующий вопросы

- рекомендации по литературе

   Учебно-тематический план по программе «Мы уже большие!»

детско-родительской группы инклюзивной направленности

для детей от 2 до 4 лет и их родителей

    Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет учитывать специфику возраста детей и актуального состояния их речевого и психического развития.

    Предлагаемое в Программе комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. В зависимости от состава группы специалисты вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

       Одной теме следует уделять не менее одной недели (2 занятия). Оптимальный период — 2–3 недели (4-6 занятий) . Тема должна быть отражена в подборе речевого и игрового материала.

  Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать коррекционно-образовательную и развивающую деятельность.

       Весь программный материал можно условно разделить на два тематических блока: “Осень-зима” и “Зима-весна”.  По окончании первого блока необходимо оценить динамические изменения в развитии детей и решить вопрос о необходимости продолжения или окончания курса занятий. Дети, уровень развития которых стал соответствовать возрастным нормам, могут завершить занятия через 4 месяца. Тем детям, чье нарушение развития той или иной сферы носит более выраженный характер, рекомендуется продолжить занятия по программе второго блока. Дети, прошедшие диагностическое обследование в середине учебного года и получившие рекомендации к занятиям в ГРР, могут быть зачислены в группы в любое время.

1 блок ОСЕНЬ_ЗИМА, 32-34 часа , сентябрь - декабрь

Тема

Развернутое содержание

Сроки реализации

Тема 1. Знакомство. Здравствуй, осень!

Содействовать возникновению у детей чувства радости от посещения группы.

Адаптировать детей и родителей к условиям группы, познакомить их с помещением, с педагогами, друг с другом. Знакомить детей друг с другом в ходе игр. Формировать дружеских, доброжелательных отношений между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры)

Способствовать формированию положительных эмоций, связанных с занятиями. Формировать элементарные представления об осени, рассматривать и сравнивать осенние листья, замечать сезонные изменения в природе

1-я половина сентября.

Тема 2. Что нам осень подарила

Дать первичные представления о некоторых видах грибов и ягод. Формировать навык двигательного подражания, ритмических движений. Способствовать формированию произвольности поведения. Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Разучивание стихотворений об осени.

2-я половина сентября

Тема 3. У зайки в гостях

Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Рисование, лепка, аппликация на осенние темы.

Уточнить и расширить представления о  животных леса, способствовать практическому усвоению понятий «большой — маленький», «тихо-громко», ритмической организации движения и речи.

1-я половина октября

Тема 4. Урожай.

Фотовыставка «Осень в гости к нам пришла..»

Ввести в пассивный и активный словарь названия овощей, слова-действия по теме «Овощи», формировать понятия «быстро-медленно». Формировать потребность в общении с взрослыми, расширять представления детей об игрушках, побуждать к активным действиям с ними.

Расширение представлений детей о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Воспитание бережного отношения к природе.

2-я половина октября

Тема 5. Хлеб – всему голова!

Ввести и закрепить в речи слова, обозначающих мучные изделия, их признаки («холодный», «теплый», «горячий», «круглый»).  Формировать пространственные представления («право, лево, назад, вперед»). развивать тактильные ощущения. На практическом опыте изучать пластические свойства соленого теста.

Знакомство с сельскохозяйственными профессиями.

1-я половина ноября

Тема 6. Мамин день.

Праздничное занятие «День матери».

Актуализировать словарь по теме «Семья. Детеныши животных». Формировать и развивать навык действия по образцу, соблюдения правил игры. Формировать эмоциональное общение со взрослым на игровом и текстовом  материале занятия.

Обогащать представления о своей семье. Формировать доброе отношение к маме.

2-я половина ноября.

Тема 7. Мишка косолапый

Расширять активный и пассивный словарь по теме «Животные леса. Медведь», формировать навык игры по правилам, развивать эмоционально-волевые качества, осваивать соленое тесто в качестве поделочного материала, прививать интерес к театрализованной деятельности.

Знакомство с некоторыми особенностями лесных зверей при подготовке к зиме.

1-я половина декабря

Тема 8. Новый год!

Новогодний праздник

(инсценировка сказки по выбору)

Способствовать участию детей в инсценировке новогодней  сказки ,  закреплять навык договаривания слов в рифмовках, выполнения хороводных движений,  развивать координацию между стихотворным текстом и движением рук, привлекать детей и родителей к праздничному оформлению группового зала с помощью новогодних поделок.

2-я половина декабря

2 блок ЗИМА_ ВЕСНА, 32-34 часа, 2-я половина января - май

Тема 9. Зимние игры и забавы.

Фотовыставка

«Зимние игры, забавы и развлечения»

Продолжать формировать представления о времени года «зима», о зимних играх и забавах; закреплять практическое понимание и использование в речи  слов, обозначающих признаки («холодный», «теплый», «снежный», «круглый» и т.д., развивать направленную воздушную струю (речевой выдох),  развивать умение выражать свое отношение к сказочным персонажам.

Знакомство с зимними видами спорта.

Воспитывать бережное отношение к природе, умения замечать красоту зимней природы.

Отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей  в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

2-я и 3-я недели января

Тема 10. Лисичка-сестричка

Расширять и уточнять словарный запас на тему «Зимние природные явления»,  "Животные леса зимой», осваивать и закреплять умение переключать слуховое внимание, выполнять различные движения по инструкции и показу;  освоение навыка создания целостного образа предмета.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей  в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

Конец января —

1-я половина февраля

Тема 11.  8 марта.

Фотовыставка «Вот какая мама!». Театрализованный утренник

Продолжать на практическом опыте знакомить детей с произведениями устного народного творчества, побуждать участвовать в инсценировке сказки (по выбору), уточнять и расширять словарь по теме «Праздник мам и бабушек», «Животные и их детеныши»; способствовать формированию артикуляционного праксиса, способствовать созданию праздничной атмосферы в группе.

Воспитывать любовь к маме, бабушке.

2-я половина февраля — первая неделя марта

Тема 12. Вышли мышки, как-то раз!

Разучивать потешки про мышек и других животных,  закреплять навык ритмической организации речевого высказывания, расширять словарь «Названия пальчиков и частей тела», закрепить в речи названия нарисованных образов (точка, линия, волна, кружок)  развивать тактильные ощущения, приобретение навыков взаимодействия с другим человеком, формировать у детей элементарные представления о позитивных приемах общения.

Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности.

2-я и 3-я неделя марта

Тема 13. Ёжик

Фотоконкурс «Подари улыбку»

Расширять словарный запас детей, побуждать их к созданию образа персонажа с помощью различных видов продуктивной деятельности, способствовать созданию позитивного настроя на занятия у мам и детей, закрепление понятий «тихо-громко»,  включение элементов игрового массажа и самомассажа, развитие ощущения границ тела, телесных ощущений, тактильного восприятия.

Способствовать снятию у детей психоэмоционального напряжения.

конец марта — 1-я неделя апреля

Тема 14. Весна пришла!

Актуализировать словарь по теме «Весна — сезонные изменения в природе»; закреплять навык ритмической организации движений, формировать плавный и длительный речевой выдох; способствовать формированию и закреплению положительного отношения к занятиям, к различным видам совместной игровой деятельности.

Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умения замечать красоту весенней природы.

Отражать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности.

2-я — 3-я неделя  апреля

Тема 15. Солнышко и дождик.

Поддерживать интерес к игровой и театрализованной деятельности детей, к позитивному взаимодействию в детско-родительской паре. Наблюдать за природными явлениями, за поведением насекомых и животных,   побуждать детей выражать свое отношение к сказочным персонажам, развивать умение выражать свои чувства: жалость, сочувствие, желание помочь.

Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – появилась травка и т.д.).

Отражать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности.

конец апреля

Тема 16. Весенний перезвон

Актуализировать словарь по теме «Птицы и птенцы», осваивать на практическом опыте  пространственные понятия «право-лево», «вверх-вниз», «назад-вперед» разучивать потешки, развивать контроль за артикуляционными движениями, включать в игру элементы игрового массажа и самомассажа.

Формировать доверительные отношения между участниками группы.

Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Расширять представления о  изменении поведения птиц весной (вьют гнезда, высиживают птенцов).

1-я половина мая

Тема 17. Здравствуй, лето!

Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях в природе, одежде людей.

Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы.

Закрепить все  полученные навыки: общее двигательное и речевое подражание, договаривание слов и строк в знакомых текстах,  различение шумов и речевых звуков, стимулирование активного высказывания по пройденным темам; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в детско-родительской группе.

2-я половина мая

Диагностика: для выявления уровня актуального развития ребенка проводится диагностическое обследование ребенка с опорой на «Ориентировочные показатели развития детей 1-3 лет. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» (таблицы, составленные на основе разработок Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Т.В. Пантюхиной).

Для определения уровня сенсомоторного и социального развития детей используется «Как развивается ваш рабенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет» (Эрнст Й. Кипхард).

Диагностическое обследование проводится при поступлении ребенка в группу, а так же после завершения работы по программе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые   ориентиры 

  Специфика раннего и младшего дошкольного возраста, а также вариативность различных видов дизонтогенеза детей, входящих в состав группы социальной адаптации от ребенка (в том числе с ОВЗ)  достижения конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения  программы могут быть представлены в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности взрослых.

 

      Таким образом, целевые ориентиры программы «Мы уже большие!»  базируются на ФГОС ДО,  а также целях и задачах, обозначенных в  программе «От рождения до школы».

Целевые ориентиры образования в  младшем дошкольном возрасте:

  • Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу

  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

  • Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях
  • Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

  • Владеет активной речью (в той или иной степени), включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, в том числе использует невербальные средства общения (мимика, жест); понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Пытается отражать полученные впечатления в речи.

  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Проводит линии карандашами, мелками, красками, правильно держит кисточку, придерживает свободной рукой лист бумаги, на котором рисует, различает основные цвета; знаком с соленым тестом и пластилином. Умеет отрывать от большого куска маленькие комочки, катает шарик и колбаску, примазывает пластилин или тесто к основе, вдавливает в них мелкие предметы. Радуется творческому процессу. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.

   • У ребенка наблюдается динамика в развитии  крупной моторики (в зависимости от структуры ведущего дефекта), он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Может прыгать на двух ногах на месте или с небольшого возвышения, с продвижением вперед. У ребенка сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

   • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

   • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится ритмично двигаться под музыку; умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать киски рук («фонарики»); эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.

  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх, праздниках-инсценировках.

 

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

     С точки зрения развития детско-родительских отношений предполагается развитие навыков конструктивного взаимодействия родителей со своими детьми, осознание актуальных потребностей детей и способов их оптимального удовлетворения, повышение общего уровня родительской компетентности.

Подведение итогов реализации программы проводится на основании аналитического отчета, который составляется специалистами, ведущими группу. В аналитический отчет входят качественные и количественные показатели работы по программе.

Список используемой литературы

1 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой  2013г

2 «Кроха», Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений», М., Просвещение, 2010г.

3 Лыкова И.А. Авторская программа «Цветные ладошки», Сфера, 2009г.

4 «Первые шаги», Программа воспитания и развития детей раннего возраста 1-3 года, Мозаика-синтез, 2007

5 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, 2010г.

6 Закревская О.В. “Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста”. Москва 2006 г.

7 Янушко Е.А. "Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 - 3 лет". Изд-во "Теревинф", 2007г.

8 Пилюгина Э.Г. “Сенсорные способности малыша. Развития цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет”. Москва 2005 г.

9 Разенкова Ю.А., Т.П. Кудрина, Г.Ю. Одинокова, Теплюк С.Н. “Лепим, рисуем, творим…” Школьная пресса, Москва 2008 г.

10 Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми с детьми раннего возраста», «Астрель», 2007г.

11 «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Спб, «Детство-пресс», 2000г.

12  Е. Железнова «Музыка с мамой» сборник дисков с музыкально-ритмическими играми

13 Е.В.Ларечина «Дитятко», «Счастливый малыш», психолого-педагогические программы для детей раннего возраста, «Речь», Санкт-Петербург, 2011

14 Ю.Г.Зарубина, И.С.Константинова, Т.А.Бондарь, М.Г.Попова. «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», «Теревинф», Москва, 2009.

15 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: «Академия развития», 1997.

16 А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», «Книголюб», Москва, 2004.

17 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет», Москва, «Сфера», 200г

18 Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет», Москва, «Сфера», 2012г

19 Мальцева И.В. Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет.-СПб: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009.

20 Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 105 с.

21 Эрнст Й. Кипхард «Как развивается ваш  ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4 лет» [пер. с нем. Л.В. Хариной]. – Изд. 3-е –М.: Теревинф, 2012.

22 Е.А. Савельева. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Итоговое занятие по краеведению «Большое путешествие в космос, по малой и большой Родине, по стране Геральдике»

Цель: Закреплять и расширять знания о космосе, о планете Земля, о малой и большой Родине, о науке геральдике, о символах нашей страны. Повышать интерес к русской истории, способствовать формированию у...

Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду

Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...

Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"

Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл

Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...