Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Булгурян Егисапет Амазасповна

Цель программы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabochaya_prrogramma.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Утверждаю____________

заведующий МБДОУ ЦРР

детского сада №2

«Солнышко»

Шагинян Л.А.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №2 «Солнышко»

                                     

                 Рабочая программа

педагога-психолога

на 2015 -2016 учебный год

Автор: педагог-психолог Булгурян Е. А.

с. Чалтырь

                                               2015  г.

Пояснительная записка

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.   

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей,  коррекция недостатков в их психическом развитии.

Задачи программы:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Ø Уставом и нормативными  документами МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»;
  • Образовательной программой МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»;
  • Ø Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";
  • Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Ø Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Ø Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

1

Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

 Социальный паспорт МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»

Критерии

Количество

1

Всего детей:

187

Из них: сирот

-

            инвалидов

-

2

Всего семей:

180

Из них: полных

176

              неполных

4

многодетных

8

          инвалидов (родителей)

1

         беженцев

2

3

Социальный состав:

           служащие

40

           рабочие

75

           ИТР

12

           предприниматели

23

           неработающие

10

4

Образовательный ценз:

Высшее образование

60 родителей

среднеспециальное

173

среднее (общее)

106

 

  

РАЗДЕЛ I.

Направления психолого-педагогической деятельности.

Психодиагностика

         Согласно ФГОС  в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

         Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

                                                2

         Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

 

  •  Развивающая работа и психологическая коррекция

         В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

         Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

         В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Направление реализуется по следующим разделам:

* «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;

* «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;

* «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;

* «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;

* «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.

                                         

                                                3

  •  «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Такими задачами выступают:

- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

 

  • «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

         Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

 Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение  родительских взаимоотношений с ребёнком; 

Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей  и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации  проведения занятий.

                                                 4

Объем образовательной  нагрузки

Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:

I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день

Средняя группа – 20 минут в день

Старшая группа – 25 минут в день

Подготовительная группа –30 минут в день

 

 Методическое обеспечение реализации рабочей программы

 Список литературы используемый для подготовки образовательного процесса:

  1. .Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
  2. .Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
  3. .Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (3-4 года)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160с.
  4. .Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (4-5 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144с.
  5. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.

6.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тарак 

Возраст от 4 до 5 лет

 

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

                                                5

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

 

Возраст от 5 до 6 лет 

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

                                                6

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

                                                7

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 

Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР детского сада №2  «Солнышко».

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: -  Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

 - Деятельностный  подход  (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

 -   Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

                                                8

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

В соответствии с ФГОС Программа  опирается на научные принципы ее построения:

  •  принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и д.  

РАЗДЕЛ II.

Содержание деятельности педагога-психолога 

Основные направления деятельности педагога-психолога

                                        

                                                9

          Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы

Психодиагностика 

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

  • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Психопрофилактика

 

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

  • анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
  • заседания Клуба «Молодая семья»;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. 

                                                10

Развивающая работа

 Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.  Дальнейшая развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Обязательно:

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – (адаптационные игры, релаксационные минутки ит.д.).
  • Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности  (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

 Психологическое консультирование

 Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

11

 Психологическое просвещение 

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

-Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

-Психологическая готовность ребенка к школе

-Развитие профессиональной рефлексии педагогов

-Психологические основы взаимодействия  с семьей.

-Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

Создание папок «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями».

  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, на заседаниях клуба «Молодая семья» с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

-Адаптация ребенка к ДОУ.

-Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

-Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

-Сенсорное развитие детей раннего возраста. 

-Психологическая готовность к обучению.

-Половое воспитание и развитие.

       Психологическое сопровождение реализации Основной общеобразовательной программы ДОУ по освоению направлений развития и обучения детей

                                                 12

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает реализацию пяти направлений развития детей: 

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие. 

        Содержание деятельности педагога-психолога в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

  1. Работа с воспитанниками

 

1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.

1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.

1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.

 

  1. С педагогами 

2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).

2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,

2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.

                                                13

2.7. Психолого-педагогическое сопровождение  и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

 

  1. С родительской общественностью

 

3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).

3.2. Индивидуальное консультирование родителей.

3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).

3.4. Просветительская работа среди родителей через заседания клуба «Молодая семья».

3.5. Организация и проведение тренингов, семинаров, мастер-классов.

 

Планируемые результаты

 

1.  Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

 

ФГОС ДО предъявляет к системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

  • система мониторинга должна обеспечивать отслеживание индивидуальной траектории развития ребенка,
  • мониторинг проводится с оценкой динамики достижений ребенка,
  • мониторинг включает описание объекта, форм, периодичности и содержание.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

                                                14

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг освоения направлений развития и образования детей проводится по усмотрению воспитателей возрастной группы в течение  учебного года с использованием диагностического инструментария, предусмотренного ООП, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДОУ.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в ДОУ, прежде всего в части обеспечения индивидуального подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов. 

2.        Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников

2 младшая группа (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

                                                15

 

Средняя группа (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.

 

Старшая группа (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительное восприятие;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки. 

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

                                        16        

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

  

РАЗДЕЛ III.

Организация системы взаимодействия педагога-психолога с участниками педагогического процесса

 

3.1.  Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

С руководителем ДОУ

 

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  5. Предоставляет отчетную документацию.
  6. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  7. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

                                                 17

Со старшим воспитателем

 

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ.
  2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении направлений развития и обучения детей).
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  6. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
  7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  9. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  10. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  11. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  12. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
  13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ, мультимедийных технологий, ИКТ-технологий).
  14. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

 

С воспитателем

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

18

  1. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  2. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  3. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  4. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  5. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  6. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  7. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  8. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  9. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  11. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  12. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

 

С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
  7. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
  8. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

                                                 19

С инструктором по физической культуре

  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию.
  2. Участвует в выполнении годовых задач ДОУ по физическому развитию.
  3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» ивлияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации  соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  10. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  11. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
  12. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
  13. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

 

3.2. Взаимодействие  с семьями  воспитанников 

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в  ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование, посещение.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность:  Участие в заседаниях клуба «Молодая семья», привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

                                                

20

 

Содержание направлений работы с семьей 

Направление «Социально-коммуникативное развитие»

  • Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.
  • Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Совместно с родителями создавать индивидуальные программы сохранения и укрепления психического здоровья детей и поддерживать семью в их реализации.
  • Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
  • Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
  • Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).

Направление «Познавательное развитие»

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с
  • 21
  • ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и

познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Направление «Коммуникативное развитие»

  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Направление «Художественно- эстетическое развитие»

  • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
  • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Направление «Физическое  развитие»

                                                22

  • Содействовать гармоничному психо-физическому развитию детей.
  • Формировать потребность в психологической комфортности, при выполнении  физических упражнений
  • Развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

Формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами сверстников; 

РАЗДЕЛ IV.

Критерии результативности деятельности

педагога-психолога ДОУ

  • психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
  • функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
  • сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
  • вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение).

 

                                                23

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ 

Наименование методических средств

Кол - во

Диагностические методики

1

Развитие детей раннего возраста (Печора К.Л.)

1

2

Коробка форм

1

3

«Пирамидка»

1

4

«Мисочки»

1

5

Графический диктант Эльконин Д.Б.

1

6

Разрезные картинки

5

7

Конструирование по образцу

1

8

Рыбка

1

9

Свободная классификация

1

10

Классификация по заданному принципу

1

11

«Домик» Гуткиной Н.И.

1

12

«10 слов» Лурия

1

13

«Дорожки» Л.А.Венгер

1

14

Перцептивное моделирование

1

15

Схематизация

1

16

Систематизация

1

17

 «Учебная деятельность»» Цеханская Л.И.

1

18

Рисуночные тесты: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», « Рисунок воспитателя», « Моя группа».

5

19

«Узоры, линии» по В. Мытацину

1

20

Тест Керна-Йерасека

1

21

Социометрия «Секрет» Репиной

1

22

Методика « Образец и правило»

1

23

Последовательные картинки

1

24

Дорисуй фигуры

1

25

Исследование доминанты

1

26

Тест « Переплетенные линии»

1

27

Тест « Корректурная проба»

1

28

Тест «Что не дорисовано?»

1

29

Тест опросник родительских отношений А.Я.Варга, В.В.Столин

1

30

Тест « Залатай коврик»

1

31

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

1

32

Методика Рене Жиля

1

34

Самооценка эмпатических способностей (тест А. Мехрабиен, Н.Эйнштейн)

1

35

Оценка уровня общительности (тест Ф. Ряховский)

1

36

«Сформирован ли у Вас педагогический такт» (Р.Р. Калинина)

1

37

«Оценка профессиональной направленности личности воспитателя                     (Р.Р. Калинина)

1

                                                                       24

38

Тест измерения уровня интеллекта (Р. Амтхауэр)

1

39

Тест творческого мышления (Р.Р. Калинина)

1

40

Тест «Проверьте, какой Вы педагог?» ( модифицировано Р.Р. Калининой)

1

41

Тест «Самооценка педагога»

1

42

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса (Симонов В.П.)

1

Материалы для развивающей работы

2

Развивающие игры

6

3

Куклы

2

4

Конструктор цветной 43 дет.

1

5

Пирамидки разной конфигурации

3

6

Коробки форм разной конфигурации

3

7

Раздаточный материал

8

8

Мячики

12

9

Дидактические пособия для развития мелкой моторики

5

10

Пуговица-шнуровка

2

11

Развивающие компьютерные игры

9

12

Конструктор «Геометрик»

1

13

Сенсорное панно

1

14

Игра «Цилиндрики»               

2

15

Тренажер для глаз «шары чудесные»

1

16

Мягкие игрушки

5

17

Материалы для продуктивной деятельности: бумага для рисования и цветная, краски, карандаши цветные, восковые мелки, фломастеры клей, мелки, ножницы.

 

 

Перечень методической и справочной литературы 

Название

Автор

Год

Кол - во

1

Азбука общения

Л.М. Шипицына

2008

1

2

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Н.В.Соколовская

2008

1

3

Психолог в дошкольном учреждении

Т.В. Лаврентьева

2002

1

4

Экспресс - диагностика в детском саду

Н.Н.Павлова

Л.Г. Руденко

2008

1

5

Тесты для детей « Готов ли ваш ребенок к школе?

М.Н. Ильина

1997

1

6

Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, Ты, Мы»

2002

1

7

Настольная книга практического психолога

Е.И. Рогов

2001

1

8

Культура общения дошкольников

Г.П. Лаврентьева

1988

1

9

Работа ДОУ с родителями

Е.В.Шитова

2013

1

10

Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ

Н.В Кирюхина

2005

1

11

Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду

И.Л. Арцишевская

2003

1

12

Система сопровождения родителей

М.В.Тимофеева

2009

1

13

Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Е.А. Смирнова

2013

1

14

Практические семинары для педагогов

С.В. Терпигорьева

2011

1

15

Играем? Играем?

О.А. Скоролупова

2005

1

16

Учусь управлять собой

Л.Б. Фисюкова

2010

1

17

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

Н.В. Нищева

2011

1

18

Система воспитания индивидуальности дошкольников

В.Н. Волчкова

2007

1

19

Развитие познавательных способностей детей

Л.Ф. Тихомирова

1996

1

20

Проверьте интеллект своего ребенка

Н. Арянова

2008

1

21

Забавы для малышей

М.Ю. Картушина

2005

1

22

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

В.Г. Алямовская

С.Н. Петрова

2008

1

23

Психогимнастика в детском саду

Е.А. Алябьева

2003

1

24

Психогимнастика

М.И. Чистякова

1990

1

25

Психологическая безопасность ребенка раннего возраста

Ю.А. Афонькина

2013

1

26

Психологическая готовность ребенка к школе

Е.А Грудненко

2012

1

27

Психология. Игры, упражнения, тренинги.

И.В. Гуреева

2010

1

28

Развитие эмоций дошкольников

В.М. Минаева

2001

1

29

Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в д/с и семье

Н.П. Сазонова

Н.В. Новикова

2010

1

30

Детская агрессивность: причины, методы работы, профилактика

педагоги-психологи МБОУ ПМС-центра

2011

1

31

Социально-эмоциональное развитие детей от 3до 6 лет «Я, ты, мы».

О.Л. Князева

Р.Б. Стеркина

2005

1

32

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате

Г.Г. Колос

2006

1

33

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате

А.И. Титарь

2009

1

34

Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста

Ю.А. Афонькина

Е.М. Омельченко

2012

1

35

Учебник для психолога по жизни

Н. Козлов

1997

1

36

Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста

И.С. Погудкина

2013

1

37

Психологические тесты том 1

А.А. Карелина

2003

1

38

Психологические тесты том 2

А.А. Карелина

2003

1

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...