Формирование графо - моторных навыков
консультация по коррекционной педагогике на тему

Анастасия Владимировна Суслова

формирование графо - моторных навыков у детей с нарушением зрения. как этап подготовки к письму

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grafo-motornyh_navykov.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование графо – моторных навыков  у детей с нарушением зрения как этап подготовки к письму»

В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной) дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими, графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В ходе различных видов деятельности дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий. Для данной категории детей дошкольного и младшего школьного возраста характерными являются:

  • Трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции; выделять первый и второй планы;
  • Трудности в узнавании предметов, изображенных  в разных модальностях (контур, силуэт, модель);
  • Нечеткие пространственные представления и низкий уровень сфорсированности умения ориентироваться в пространстве;
  • Длительное и проблемное развитие зрительно – моторной координации.

При написании букв или их элементов между зрительным и двигательным анализаторами устанавливается тесная связь. Конечным этапом овладения графическим навыком письма является возникновение автоматизированных движений руки. Однако этому предшествует достаточно сложная деятельность, имеющая многоуровневую структуру и включающая большое количество операций (возникновение побуждения, мотива написания, анализа звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы). У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении ребенком графическим навыком письма все эти операции осуществляются в развернутом виде.

Современными психолого – педагогическими  исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыком письма. К причинам возникновения трудностей возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий.

Для детей с нарушениями зрения характерными являются:

  • Плохое запоминание и различение конфигурации букв;
  • Неадекватное формирование  зрительного образа букв, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
  • Пропуски или появление новых (лишних) элементов;
  • Зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;
  • Ошибки пространственного характера, связанные со смешением букв, элементов;
  • Нарушение границ рабочего поля;
  • Трудности в восприятии целостного объекта;
  • Трудности в выделении части из целого.

У детей с нарушением зрения возникают не точные, а в ряде случаев и неадекватные зрительные представления о букве, а ведь именно зрительные представление являются необходимым условием успешности конечной операции – воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы. На начальных этапах формирования графического навыка письма все движения руки полностью контролируются зрением. Глаза ребенка очень внимательно следят за движением руки. По мере формирования навыка зрительный контроль постепенно уменьшается. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития  совместной работы зрительного и двигательного анализаторов. Дети, имеющие  даже незначительные нарушения зрения, испытывают затруднения в становлении произвольности, таки в совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов. Для того чтобы осуществлять зрительный контроль за движениями руки, дети с нарушениями зрения при выполнении графических упражнений часто неправильно располагают корпус и голову, неверно кладут тетрадь, что, с одной стороны, может являться фактором, обуславливающим появление или прогрессирование близорукости, с другой – является одной из причин, задерживающих развитие  зрительно – моторной координации, что значительно затрудняет процесс формирования графо – моторных навыков.

Работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно  включать систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно – моторной координации.

Уменьшит трудности при обучении ребенка к письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка. В дошкольном возрасте главное подготовить к письму, а не обучить ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

Существуют увлекательные способы, обеспечивающие развитие мелкой моторики.

Вывод: Во время выполнения ребенком предложенных заданий у него будут совершенствоваться процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формироваться и развиваться такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть части в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе. Тема: "Космическое путешествие".

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе " Космическое путешествие"...

Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования

В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма....

Программа по формированию графо-моторных навыков у старших дошкольников

В программе сформулированы цели, задачи и виды графо-моторной деятельности...

Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторныхнавыков старших дошкольников средствами физической культуры....

Консультация "Формирование графо-моторного навыка

Методические рекомендации по формированию графо-моторных навыков и подготовки руки к письму у дошкольников с ОНР...