Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чичикалова Зоя Ивановна

В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grafo_statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования

Первой продуктивной деятельностью ребёнка, как известно, является изобразительная деятельность. При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) рисованию возникают следующие проблемы: движения рук детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука[1].

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка.

Трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ЗПР, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Всё это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с ЗПР на всём протяжении дошкольного детства.

У детей с ЗПР нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, – это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции.  

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных ИЗО-техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. К методическим особенностям построения занятия на коррекционной группе данного вида относятся:

1. авторские пальчиковые игры (массажи) непосредственно, с используемым на данном занятии ИЗО-материалом;

2. преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;

3. обязательное использование музыки;

4. постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз);

5. включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей, (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных упражнений[2].

Одной из вышеназванных особенностей построения занятий по ИЗО-деятельности в группе ЗПР является использование пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с использованием тех нетрадиционных материалов, при помощи которых рисуют дети. Например:

Речевое сопровождение

Движения рук

1

КОРОБОК
Коробок от спичек
Для деток-невеличек,
Не спички будем зажигать,
А картинки рисовать.
Катать не сможем коробок,
Но сможем взять за уголок.
Цветы будем рисовать,-
Ребром плотно прижимать.

Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра.

Имитация поджигания спичек.
Имитация оттиска ребра.
Попытка прокатить по ладошке.
Взять двумя пальцами за углы по диагонали.
Имитация оттиска ребра уже по кругу.

2

ЗУБНАЯ ЩЕТКА
Щетку мы в руках сжимали,
И ладошками катали.
В руку щетку мы возьмем,
Массаж пальчиков начнем.
Теперь руку поменяем,-
Массаж пальцев продолжаем.
Каждый пальчик по порядку,-
Вот для рук у нас зарядка.

Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Взятие щетки в правую руку,
Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руки.

Поменять руку,
Поменять руку.

3

ПЕЧАТКИ (морковь)
Не морковку будем грызть,
Не возьмем сегодня кисть,
Печатью будем рисовать,
Морковью оттиск создавать,
Пальчики мы разомнем
И рисовать сейчас начнем.

Погрозить пальчиком правой руки
погрозить пальчиком левой руки,
Имитация оттиска на правой ладони,
Имитация оттиска на левой ладони.
Зажав печать между ладонями – покатать.

4

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ
Ватной палочкой играем,
Дружно пальчики считаем:
1, 2, 3, 4, 5-
На пальцы будем нажимать.
Пальчики и палочки-
Наши выручалочки.

Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.
Зажать палочку между ладонями, повращать.

5

ЗУБОЧИСТКА (при технике грантажа)
Продавливать рисунок сложно,
Но научиться тоже можно.
Зубочистки- палочки,
Наши выручалочки.
Ладошки наши разминают,
Рисовать нам помогают.

Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола).

Вращение между ладонями.

6

ШАРИКИ (бусинки, камушки)
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Быть послушными учу
Пальчики, ладошки.
(автор Е. Цвынтарная)

Круговые вращения

Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом.

Список использованной литературы

  1. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещения, 2002.
  2. Пудова С.Т. Особые дети. М.: РГГУ, 2009.


[1] Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещения, 2002. С. 98.

[2] Пудова С.Т. Особые дети. М.: РГГУ, 2009. С. 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности – одна из важных педагогических задач.Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.Воспитанники находятся на том этапе становления личности, когда б...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной практической и творческой деятельнос...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема: «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5–6 лет посредством нетрадиционных техник рисования»

Индивидуальный план самообразования воспитателя    Тема: «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5–6 лет посредством нетрадиционных техник рисования»...

Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"

Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"...