Выступление для воспитателей. «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
статья по коррекционной педагогике на тему

В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление для воспитателей.
«Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

 

На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.

Международные документы по проблемам инвалидов, в том числе «Конвенция о правах ребенка» призваны обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности наряду со здоровыми детьми.

Коллектив ДОУ проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как и их сверстники. Подбирает такие формы работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключенность и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Практика коррекционной работы побудила нас изучить и внедрить опыт интегрированного обучения. Существуют следующие модели интеграции:

- полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;

- временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;

- частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.

На протяжении 10 лет в целом и частности в моей практике реализовывалась первая модель - полной интеграции. В каждом наборе детей группы «Ромашка» были один или два ребенка инвалида. В последнем выпуске детей в школу воспитывались 2 ребенка ОВЗ, в данный момент они перешли в 4-ый класс СОШ №2.

С целью обеспечения системы развивающего обучения, с детьми-инвалидами коррекционная работа осуществлялась параллельно развивающей, так как эти дети в интеллектуальном развитии не только не отставали от сверстников, но и опережали многих. Это позволило раскрыть их потенциальные возможности. Дети-инвалиды наравне со сверстниками привлекались к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ, включались в поисковую и исследовательскую деятельность. Илья М. представил на детской исследовательской конференции для дошкольников, организованной в 2010 г. свой проект на тему «Подводная лодка». Илюша с удовольствием посещал занятия по плаванию в городском бассейне, его художественные работы участвовали в различных выставках. Активное привлечение мамы к организации досуга детей: организация мастер-классов по работе с гофрированной бумагой, изготовлению рамочек для фотографий из природного материала, способствовало повышению авторитета ребенка в глазах сверстников и ответная благодарность мамы за созданный психологический климат для его ребенка в массовой группе детского сада. И как следствие ребенок-инвалид не стесняясь своего маленького роста, участвовал охотно в разных ролях на утренниках, в постановках спектаклей. Дети при этом ему помогали, поддерживали, болели за него, никому в обиду не давали.

Отрадно было услышать, что обучаясь в школе, в этом учебном году он занял призовое место в городском конкурсе «Юный исследователь». Регулярно в детском саду организуем персональные выставки детского творчества детей-инвалидов, рисунки используем как в оформлении группы, так и интерьера ДОУ. Дина О. проявлявшая уже в детском саду способности к изобразительной деятельности в данный момент проявила свой талант, получая дополнительное образование в городском ЦДПО «Радуга».

Привлечение детей к участию во всех выше перечисленных мероприятиях показало, что активная деятельность делает их более общительными, они откликаются на все важные события в жизни не только в ДОУ, но школы.

В настоящее время в моей группе воспитывается - 1 ребенок- инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для данного ребенка характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, что требует внесения изменений в режиме дня: увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.

В домашних условиях предлагаем родителям учить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладевать различными действиями с ними. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка.

Сейчас много говорят о толерантности, любви к ближнему. В условиях нашей группы это не пустые слова. Уже с трехлетнего возраста дети нашей группы охотно помогали Владу преодолеть трудности: при одевании после сна ловко справлялись с пуговицами на рубашке и застежками на обуви, приносили детский стул на занятие, а сейчас сопровождают на индивидуальные занятия к специалистам, помогают спускаться по ступенькам лестницы со второго этажа, оберегают его при подвижных играх, возят на санках во время экскурсий.

На собственной практике убедились, что наиболее способствуют решению коррекционных задач следующие виды деятельности: аппликация, лепка и ручной труд и проводимый мною кружок «Умелые ручки» позволяет уделить Владу больше внимания и времени для развития мелкой моторики.

Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх он охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры, но испытывает трудности в подвижных играх.

Система коррекционно-педагогической работы с ребенком-инвалидом предусматривает работу с семьей. Помогаем семье выработать правильное отношении к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка-инвалида. Формируем оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, вместе с педагогом-психологом обучаем их доступным приемам коррекционной работы. В силу тяжести двигательных нарушений рекомендуем поиграть в разные игры, которые можно без особых усилий найти, как на сайте нашего детского сада, так и на других сайтах для дошкольников.

На своем опыте я убедилась в том, что при работе с детьми-инвалидами в условиях массового детского сада к ним должен быть индивидуальный подход, постоянный контроль, нужна частая смена деятельности, их надо любить и чаще хвалить.

Свое выступление хочется закончить хорошим высказыванием: «Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».

 

Литература:

  1. Журнал «Справочник старшего воспитателя» дошкольного учреждения №3, 2010.
  2. Закон «Об образовании в РФ».
  3. Методические рекомендации «Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич.
  4. Указ президента РФ В.В. Путина от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ

выступление на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» на региональном семинаре-практикуме «Интегративный подход к решению задач адаптации детей к детскому саду» для педагогов дошкольн...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....

Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации......

Статья " Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы"

   В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в ...

Консультация для воспитателей "Социальная адаптация детей дошкольного возраста"

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с необходимостью менять привычные условия жизни на новые, незнакомые. В связи с этим, мы вынуждены привыкать к новым условиям, незнакомому окружению, др...