Консультация для воспитателей "Социальная адаптация детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Скрипченко Наталья Викторовна

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с необходимостью менять привычные условия жизни на новые, незнакомые. В связи с этим, мы вынуждены привыкать к новым условиям, незнакомому окружению, другими словами, мы вынуждены адаптироваться. После поступления ребенка в детский сад происходит его социальная адаптация. Социальная адаптация яаляется сложным процессом для любого ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста»

Подготовила: старший воспитатель

Скрипченко Н.В.

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с необходимостью менять привычные условия жизни на новые, незнакомые. Это может быть вызвано разными причинами: сменой места жительства, переход на новое место работы, поступление в детский сад и др. В связи с этим, мы вынуждены привыкать к новым условиям, незнакомому окружению, другими словами, мы вынуждены адаптироваться.

Адаптация – это привыкание человека (взрослого или ребенка) к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей, от сложившихся семейных отношений и т.д. Поэтому адаптационный период у всех разный, от нескольких дней до нескольких месяцев (легкая и тяжелая адаптация).

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. Происходит социальная адаптация ребенка.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. С приходом в детский сад многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, воспитательные приемы, стиль общения, требования к поведению и т.п. Ребенок практически постоянно находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня. Все эти изменения создают стрессовую ситуацию даже для обычного ребенка. Для ребенка с особенностями в развитии отрыв от дома и родных при поступлении в детский сад может стать серьезной психической травмой. У ребенка нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается от общения с другими детьми, отдает предпочтение играм в одиночку, тяжело идет на контакт с сотрудниками детского сада.

У особенного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ограниченный круг общения (родители, бабушки, дедушки, братья и сестры, если таковые есть). При поступлении в детский сад его круг общения значительно расширяется, требуется постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Чтобы облегчить ребенку адаптацию к внешним условиям детского коллектива, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков.

Социализация к изменившимся условиям при поступлении в детский сад будет осуществляться более эффективно при опоре на ведущий вид деятельности, которая является основой формирования личности ребенка. Для детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей, поэтому самым эффективным способом социализации являются игры, в частности, коммуникативные. Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие эмоциональной сферы.

С помощью игр у детей проявляются:

  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать их словами, делать комплименты;
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;
  • развитие невербальных и предметных способов взаимодействия;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Во многом успех адаптации детей дошкольного возраста зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать теплую, доброжелательную, комфортную атмосферу в детском коллективе.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семья и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленной на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении...

Консультация для родителей "Адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного отделения"

Консультация предназдначена для родителей дети , которых первый раз идут в .дошкольное отделение ....

Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации......

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей....

Консультация для родителей :«Партнерство семьи и детского сада в период адаптации детей дошкольного возраста».

quot;Партнерство семьи и детского сада в период адаптации детей младшего дошкольного возраста"...