Главные вкладки

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
    материал по коррекционной педагогике по теме

    Степанова Светлана Анатольевна

    Проблема сохранения здоровья детей  является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество здоровых детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %.

    Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья детей является образовательный процесс, построенный с учетом норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и включение системы здоровьесберегающих технологий. Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. В создавшейся ситуации целесообразно активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья.

    Условно все здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышеописанных достаточно изучены и повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую и мелкую моторику, артикуляционную мускулатуру; физкультминутки;  занятия физкультурой и ритмикой; зарядка и подвижные игры.

    Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл netraditsionnye_tehnologii_i_metodiki.docx37.98 КБ

    Предварительный просмотр:

       Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

       Многие авторы (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

       Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», “Ладушки-ладушки”  и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

         Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

          Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка.

    Предлагаю примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики ( ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти).

        Начинаем с упражнения «Птенчики», поскольку важно научить ребенка открывать рот - это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения - медленный. Рот открыт - счет до пяти. Рот закрыт - счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один - челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

    Для того чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, можно использовать стихи:

    Ротик широко открыт,

    Язычок спокойно спит.

    •  «Часики» - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

    Тик – так, тик – так

    Все часы идут вот так:

    Влево – тик, вправо – так,

    Все часы идут вот так.

    • «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

    Вверх -  вниз, вверх -  вниз,

    На качелях прокатись.

    • «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее

    Широка Пахра – река

    И улыбка широка.

    • «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

    Подражаю я слону,

    Губки хоботком тяну.

    • «Иголочка», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед

    Меж зубами, как сучок,

    Вылез длинный язычок.

    • «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

    Поперек улыбки лег –

    Отдыхает язычок.

    • «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»

    К зубкам, поднимай края,

    Вот и «чашечка» моя.

    • «Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.

    Улыбаюсь, рот открыт:

    Парус там уже стоит.

    • «Горка» - согнутая ладонь опущена [1, 3]

    Язычок лежит свернувшись,

    В зубки нижние уткнувшись.

    Ай-да горочка у нас!

    Получилась, просто класс!

    •  «Футбол» - ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.
    • «Почистить зубы»  - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.
    • «Лошадка» - рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
    • «Вкусное варенье» - ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
    • «Заборчик» - ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.
    • «Трубочка» - ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.
    • «Наказать непослушный язычок» - в горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.
    • «Почистим зубы» - согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.
    • «Кто дальше загонит мяч?» - рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.
    • «Фокус» - ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.
    • «Приклей конфетку» - кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.
    • «Грибок» - кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.
    • «Гармошка» - рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
    • «Индюк», «Болтушка» - четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.
    • «Пароход гудит» - ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.
    • «Маляр» - ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.
    • «Дятел» - пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

         Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

        Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии.

    Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.   Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

        Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

         Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах), более значительнее изменения.

         Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи.

    Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.

    В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

    Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

    В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

       Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

    1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

    2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

    3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

    4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

    5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

        Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп:

    - упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,  

    - координации движений,

    - графических навыков и пространственной ориентации;  

    - упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;

    - дыхательно – координационные упражнения;

    - упражнения для профилактики нарушения зрения;

    - упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

    1. Примеры кинезиологических упражнений: 

    • «Очки». Большие пальцы рук с остальными пальчиками образуют колечко, его подносят к глазам.

    «Бабушка очки надела и внучонка разглядела»

    • «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

    Более сложный вариант – пальцы одной руки поочередно соединяем  с большим от указательного  до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца до указательного.  

    Вариант: «колечко в колечко».

    Также можно использовать стихотворную форму:

    Лодочка плыла по речке,

    Оставляла на воде колечки.

    • «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
    • «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
    •  «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
    • «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук. 
    • «Перекрёстные движения». Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой. 
    •  «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
    • «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
    • Упражнения, направленные на согласованную работу полушарий мозга

    На карточке размером 10 x 15 нарисовать две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксировать взгляд на пересечении этих линий, выполняя упражнения:

    1. «Колено-локоть». Стоя поднять левую ногу, согнутую в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. (6-7 раз)

    2. «Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

    3. Самомассаж ладоней и рук

    Массаж ладоней – эффективный метод терапии. Стимулирующее воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.

    Упражнение «Гладь мои ладошки, еж» су-джок шарик

    Берем су-джок шарик и катаем между ладонями ребенка (или ребенок сам катает шарик между ладонями).

             Гладь мои ладошки, еж!

            Ты колючий, ну и что ж!

            Я хочу тебя погладить,

            Я хочу с тобой поладить.

    Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко»

    В руках у детей каучуковый мячик или каштан (грецкий орех) как яйцо птички. Ребенок держит предмет – руки как гнездышко, потом катает предмет между ладонями: одна сверху другой и наоборот.

                                     

    Птичка веток набрала,                          Ты яичко покатай,

    Крепко гнездышко свила                      Но из рук не выпускай:

    И снесла яичко                                       Умничка – синичка.

    Очень хрупкое оно –                             Так у птиц заведено.

     Массаж ушных раковин. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз. 

    4. Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые  развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

    5. Пальцевая йога (мудры)

    В странах Востока (Индии, Китая и т.д.) издревле знали о пользе упражнений для пальцев рук. Открытием йогов стали мудры, которые они называли «исцеляющие пальцы». Это строго определенное положение пальцев и рук, которое оказывает лечебное воздействие.

    В чем состоит их целебное воздействие?

    В организме человека каждый орган относится к тому или иному энергетическому каналу. Сложив пальцы и руки определенной комбинации, мы обозначаем поток энергии, который  приводит в соответствие наши органы и системы: помогает избавиться от нежелательных эмоций, последствий стрессов, неразумного образа жизни и т.д.

    Например, при заболевании горла, гортани, охриплости голоса следует применить мудру «Раковина». При выполнении этой мудры усиливается голос, поэтому ее рекомендуется выполнять певцам, ораторам, учителям:

    • Четыре пальца правой руки обнимают большой палец 

    левой руки. Большой палец правой руки прикасается к

    подушечке среднего пальца левой руки.              

    Мудра «Жизни» поможет при состоянии усталости, утомляемости, улучшит остроту зрения. Да и детям она нравится, они хорошо с ней справляются:

    • Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев

    соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены.

    Выполняется обеими рука одновременно.

    Мудра «Знания» улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

    Методика исполнения:  указательный палец легко соединяется с

    подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены)

    Мудру «Поднимающая» рекомендуется выполнять  при всяких простудных заболеваниях, воспалении горла, воспалении легких, кашле, насморке, гайморите. Выполнение этой мудры мобилизует защитные силы организма, повышает иммунитет и способствует быстрому выздоровлению.

    Методика исполнения: обе ладони соединены вместе,

    пальцы скрещены между собой. Большой палец (одной из рук)

    отставлен и окружен указательным и большим пальцами

    другой руки.

    Мудра «Окно мудрости»  открывает важные для жизни центры, способствующие развитию мышления, активизирующие умственную деятельность.
    Показания:  нарушение мозгового кровообращения, склероз сосудов головного мозга.

    Методика исполнения: сердечный (безымянный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же

    руки. Аналогично складывают пальцы левой руки.

     Оставшиеся пальцы свободно расставлены.

    Для того, чтобы выбрать нужные мудры, следует прежде всего оценить потребности своего организма, а затем постараться воспроизвести данную мудру, делать не более 2 – 3 мудр  по 5 – 10 минут ежедневно.

    Для детей мудры  (помимо их основного воздействия) являются гимнастикой для пальцев, улучшают гибкость суставов, развивают координацию и согласованность движений  рук.

    6. Игровой стретчинг

    Стретчинг — комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц. Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию.

    Элементы игрового стретчинга можно включать в утреннюю гимнастику, физкультминутку. Предлагаются некоторые упражнения: «Кошка», «Змея», «Рыбка», «Бабочка», «Птичка», «Носорог», «Зайчик». Каждое упражнение повторяется 3–4 раза.

    В результате занятий гимнастикой с элементами игрового стретчинга происходит оздоровление организма ребенка в целом.

    Снятие напряжения мышц шеи и плеч – упражнения вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

    «Снеговик» (стоя). Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 

     «Дерево». Исходное положение - сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер - вы раскачиваетесь, как дерево. 

    7. Выработка правильного речевого дыхания

    Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

    Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями.

    Упражнение 1.  Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей. Повторить 2-4 раза.

       Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа.

    Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть.

    Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.

    Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек»

    Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие внимания, пространственного представления.

    Вариант 1. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – разматывают (быстро или медленно – по заданию).

    Вариант 2. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – называют гласные (согласные) звуки.

    Упражнение «Мой любимый карандаш»

    Цель: развитие силы выдыхаемой струи, ее цельности, правильной направленности.

    Карандаш лежит на столе. Ребенок стоит коленками на подушечке, подбородок прикасается верхнего края стола. Дует на середину предмета, чтобы он покатился. Ребенок дует сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый, также на листочек с дерева, на уточку в бассейне. Обращается внимание на цельность струи, ее силу и избирательность. 

    8. Упражнения для профилактики нарушения зрения

    приносят огромную пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Упражнения проводятся также в стихотворной форме:

    «Душистые цветы»

    На горе мы видим дом.               (поднять глаза вверх)

    Много зелени кругом.                (опустить глаза вниз)

    Вот деревья, вот кусты.              (посмотреть влево – вправо)

    Вот – душистые кусты.              (посмотреть вперед)

    «Медвежонок»

    Медвежонок потянулся,              (движения глазами вверх)

    Раз – направо посмотрел,              (глаза направо)

    Два – налево посмотрел.               (глаза налево)

    Лапы в стороны развел,          (смотрят вдаль  разводят руки)

    Меда, видно, не нашел.               (закрыть глаза)

    «Будь здоров»

    Чтобы глазки зорче были           (посмотреть вперед)

    И в очках, чтоб не ходить.          (моргать глазами)

    Эти нужные движенья

    Предлагаю повторить.

    Вдаль посмотрим                  (смотрят вперед)    

    И под ножки.                          (смотрят вниз)

    Влево, вправо – побыстрей.   (смотрим влево, вправо)

    А теперь вращай по кругу, (вращать глазами по кругу)

    словно стрелочки часов.

    Удивимся – что такое?          (сделать глаза большими)

    И закроем их скорей?            (закрыть глаза)

    Открывай глаза. И снова       (открыть глаза,

    На занятье. Будь здоров!       посмотреть вперед,    

                                           поднять вверх большой палец

    Таким образом, рассмотрев некоторые виды нетрадиционных методик, которые используются в нашей работе можно сделать вывод о том, что использование данных методик целесообразно в достижении положительных результатов в коррекционно – развивающей  работе.
          Эффективность использования нетрадиционных методик состоит в том, что они:

    - способствуют привлечению интереса детей к занятиям;  

    - позволяют достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;

    - улучшают  память, внимание, пространственные представления ребенка;

    - снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю;

    - активизируют познавательный интерес и обеспечивают положительные результаты в процессе обучения.

    .Список литературы.

    1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

    2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.,1999.

    3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Изд.  Дом «Литера», 2004.

    4. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

    5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

    6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

    7. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. СПб.: Изд. Дом «Литера», 2014.  

    8.Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: Изд.: Детство-Пресс, 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

    Дидактическое сенсорное панно в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Дидактическое сенсорное панно "Морское дно" предназначено для развития тактильной чувствительности мелкой моторики рук, сенсорных понятий и представлений, стимуляции речи....

    «Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

    В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

    Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ

    В данной статья приведен теоретический и практический материал по использованию проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Освещены преимущества данной педагогической технолог...

    Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...